Что нужно успеть до того, как запретят дроны, и что делать после
В середине апреля вступают в силу поправки в Воздушный кодекс РФ, касающиеся использования беспилотных судов. Совсем скоро таможенники начнут вскрывать 5% посылок из-за рубежа. А ближе к лету будет снижена планка беспошлинного ввоза, и мы начнём доплачивать за покупки дороже не 150, а каких-нибудь 25 долларов. В общем, в ближайшее время Россия, вероятнее всего, останется без летающих RC-моделей в принципе.
Закон, регулирующий полёты радиоуправляемых аппаратов
Поправки в Воздушный кодекс приняты во втором и третьем чтениях, подписаны президентом и должны вступить в силу через 90 дней после опубликования (были напечатаны в «Российской газете» 11 января 2016 года). С этого момента государственной регистрации будут подлежать беспилотные воздушные суда, максимальная взлётная масса которых больше 250 граммов. Под действие закона подпадают летательные аппараты весом до 30 килограммов всех видов назначения и конструкций.
Эти воздушные суда подлежат обязательной сертификации. Некоторые аппараты будут сертифицироваться на основании уже имеющегося документа о лётной годности, некоторые — на основании сертификата изготовителя. Классификатора на данный момент не существует.
Ранее производители коптеров не сертифицировали свои аппараты в России, поскольку это просто не требовалось. Да и вряд ли будут: большая часть аппаратов ввозится нелегально. Так что в этом плане придётся выкручиваться владельцам.
Кроме того, законодатели задумались и об «экипаже». Он состоит из одного или нескольких внешних пилотов. Один из них должен быть назначен командиром беспилотного аппарата и нести дополнительную ответственность за любые неполадки при эксплуатации: принимать окончательные решения о взлёте, полёте и возвращении на аэродром или о вынужденной посадке в случае явной угрозы безопасности.Такие решения могут быть приняты с отступлением от плана полёта, указаний соответствующего органа единой системы организации воздушного движения и задания на полёт, с обязательным уведомлением соответствующего органа обслуживания воздушного движения (управления полётами) и по возможности в соответствии с установленными правилами полётов.
До появления поправок полёты беспилотников вообще никак не регламентировались. И это плохо. Но с поправками лучше не стало. По сути, они попросту запрещают полёты всех аппаратов тяжелее 250 граммов. А это — любые радиоуправляемые модели или квадро-, гекса- и октокоптеры.
Правила регистрации беспилотных аппаратов
Итак, с середины апреля все дроны нужно будет регистрировать. Государственный реестр беспилотников будет вести Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация).
Для внесения устройства в реестр владелец должен подать письменное заявление в Росавиацию в произвольной форме, но с данными о себе и дроне (тип, серийный номер, дата изготовления, наименование изготовителя, максимальная взлётная масса, тип и количество установленных двигателей, их мощность). После регистрации беспилотнику присваиваются и наносятся на него государственный и регистрационный опознавательные знаки. Повторная регистрация требуется при смене собственника судна и любом изменении комплектующих, модификации.
После регистрации в госреестре Росавиации потребуется поставить дрон на учёт в Федеральную службу безопасности (ФСБ), сообщив те же данные, что и при регистрации.
Чем грозят таможня и новые правила
Осложнения с регистрацией дополняются большими неприятностями с таможней. Во-первых, потому, что большинство дронов стоят больше, чем позволяет беспошлинный лимит (сейчас это 150 долларов, но, вероятно, уже к лету он снизится до 10–20 долларов).
Во-вторых, большая часть коптеров и самолётов выпускается в Китае (всеми любимый Phantom — тоже), а значит, их сертификацией в срочном порядке заниматься никто не будет. Таким образом, все они будут являться контрафактной продукцией.
В случае вскрытия посылки (а таможенники не только имеют право вскрывать посылки, но и будут делать это чаще) или наличия на ней информации о том, что пакет содержит беспилотный летательный аппарат, ваша покупка будет задержана.
Вариантов развития событий может быть два:
- либо дрон останется у таможенных органов,
- либо для его ввоза придётся проводить сертификацию. Как именно, я пока до конца не разобрался. Это слишком запутанный процесс, которым должна заведовать Росавиация. Пока же такую процедуру проводят только для сверхлёгких ПИЛОТИРУЕМЫХ аппаратов.
Как обойти новые правила
На самом деле — никак. Хотя правил написана огромная куча, есть сразу две проблемы, которые накрепко запрещают любые полёты:
- Коптеры и радиоуправляемые самолёты не сертифицируются и не подлежат сертификации, а значит, их нельзя зарегистрировать.
- Нет официальной процедуры для получения удостоверения для полётов (хоть на квалификацию капитана беспилотного аппарата, хоть на вспомогательного пилота-оператора). А потому Росавиация вправе отказать любому при попытке официальной регистрации.
Логично, если бы вопросами беспилотников занималось ДОСААФ. Однако эта организация практически уничтожена, а свято место пусто не бывает. Для поддержки развития беспилотных аппаратов появилась общественная организация «Ассоциация малых беспилотников».
Она уже предлагает всем желающим вступить в свои ряды и получить официальное удостоверение члена ассоциации. Для обычных пилотов это совершенно бесплатно, а вот при необходимости юридической поддержки, участия в научных проектах, торговли необходимо немного растрясти кошелёк. Проект отметился организацией круглых столов и выставок, в том числе на площадях «Сколково». Но ни одна из инициатив не была рассмотрена Госдумой при утверждении текущих поправок. В качестве достижений объединения можно отметить единственное выигранное дело о грузоперевозке по воздуху на малом беспилотнике в Сыктывкаре.
Впрочем, членство ни в одном клубе или организации не освобождает от обязательной регистрации. Не спасут и корочки авиамодельных клубов. К сожалению, деятельность таких клубов никак не регламентируется и, судя по всему, этот сезон (если законодатели не смилостивятся) их члены встретят на земле или в конспиративных гаражах.
Что делать
Летать аккуратно, незаметно. И подготовиться к тому, что, если поймают, придётся заплатить штраф от 5 до 50 тысяч рублей (за нарушение воздушного пространства и за незарегистрированный аппарат). Если к тому же обнаружится флешка с видеоматериалом и будет отсутствовать разрешение на фото- и видеосъёмку, можно влететь на ещё большую сумму. При наличии фотографий, которые могут классифицироваться как сбор картографических данных, штраф вырастет до 200–500 тысяч рублей.
Таким образом, если и летать, то:
- делать это так, чтобы другие люди были в безопасности;
- делать это незаметно;
- делать это на частной — своей или дружественной — территории на малой высоте.
Летать пока не на чем, но хочется? К сожалению, выход только один — по крайней мере пока — покупать прямо сейчас, чтобы посылка успела прийти до конца марта. Желательно воспользоваться услугами транспортной компании — «СДЭК», SPSR Express или EMS: сроки слишком малы, любой заказ из Китая будет отправлен не раньше 17 февраля.
В дальнейшем — теоретически — можно будет ввозить разукомплектованные, разобранные аппараты: отдельно винты и двигатели, отдельно корпус, полётный контроллер и прочее. Всё в разных упаковках с надёжным смещением по времени, чтобы посылки не пересеклись на таможне. Или покупать внутри страны, что значительно дороже.
К сожалению, под запрет попадают практически все летательные аппараты, предназначенные для полётов на улице. И квадрокоптеры (их аналоги), и радиоуправляемые вертолёты, и подобные самолёты/планеры. Если решили рискнуть, то в первую очередь стоит обратить внимание на эти модели:
Syma X5C (W)
Небольшой коптер для улицы. Плюсы: качественный пластик, прочная конструкция, большое количество запчастей, низкая стоимость. Есть модификация с видеотрансляцией. Недостатки: довольно быстро горят моторы, достаточно хрупкие ноги, не может возить экшен-камеру.
WLtoys V686
Несколько более мощный коптер, который вполне способен таскать — недолго и недалеко — неплохую камеру. Значительно прочнее, чем X5, но дороже (не везде) и сложнее в управлении.
JJRC H16 Yizhan Tarantula X6
Отличный, прочный коптер с широкими возможностями. Умеет таскать GoPro, пусть и без управления ею с пульта. Подойдёт для съёмок простого видео.
Купить JJRC H16 Yizhan Tarantula X6 →
Syma X8
Более продвинутый и дорогой вариант Syma X5C размером с Phantom. В отличие от «пятёрки» может таскать полноценную камеру. К сожалению, активного подвеса для её стабилизации нет, поэтому всё равно выходит несколько кастрированный аппарат. Зато он дёшев, прочен и обладает огромным комьюнити.
Flying 3D X8
Самый доступный из более-менее серьёзных аппаратов. На борту есть даже телеметрия для вывода на экран параметров полёта.
Cheerson CX-20
Почти Phantom. Обладает мощными бесколлекторными моторами, что позволяет увеличить тяговооруженность, а за счёт этого — продолжительность полёта и грузоподъёмность. Может оснащаться управляемым подвесом для GoPro и аналогов. Время полёта — до 15 минут, а этого уже хватит на небольшой видеоролик. Да и скорость у Cheerson CX-20 приличная. Дешёвый и слабый пластик, зато очень хорошо модифицируемая конструкция и низкая стоимость.
XK Detect X380
Большой, но хорошо управляемый коптер с приемлемой ценой, собственным подвесом и системой видеотрансляции. Один из лучших полупрофессиональных вариантов.
Walkera QR X350 (Pro)
Практически Phantom. Умеет летать в автоматические миссии по карте, длительность полёта Pro-варианта доходит до 25 минут. Дорог, сложен в управлении, но благодаря плате на основе ArduCopter обладает практически бесконечными возможностями настройки. При желании его можно будет перебрать и собрать аппарат на своей раме. За счёт колоссального комьюнити является качественной и лучше настраиваемой заменой продукции DJI по более приемлемой цене.
Купить Walkera QR X350 (Pro) →
Послесловие
Все эти аппараты точно попадают под грядущий запрет. Однако, если обзавестись ими заранее, может быть, и получится спокойно полетать. Вероятно, общественные организации рано или поздно добьются определённых поблажек и уточнений в законе, которые позволят вернуть авиамодельный спорт. Но это в будущем. А пока будем как-то выкручиваться.
Эта статья откроет цикл, посвящённый разнообразным летательным аппаратам, их эксплуатации, настройке и созданию. Я расскажу о собственных попытках зарегистрировать аппарат, а после рассмотрю малогабаритные дроны, которые можно будет эксплуатировать.
Насколько эта тема интересна вам и о чём хотелось бы услышать в первую очередь?
Лучшие предложения
Бомберы, косухи и ветровки: выбираем весеннюю куртку не дороже 5 000 рублей
Как подписка Газпром Бонус поможет отметить любой праздник и не разориться
Это нам надо: оригинальная картина по номерам от DelArt
Выгодно: смарт-часы Amazfit Cheetah Square за 19 031 рубль
Находки AliExpress: самые интересные и полезные товары
15 интересных товаров дешевле 500 рублей
10 сумок для смартфонов, с которыми гаджет всегда будет под рукой
Лучшие предложения недели: скидки от AliExpress, Aim Clo, Redmond и других магазинов
Как привить детям любовь к здоровому образу жизни: 6 советов родителям
Социальная рекламаЗатопленные корабли и не только: 6 проблем экологии, которые влияют на вашу жизнь больше, чем кажется
Социальная рекламаОт рождения до совершеннолетия: какие обследования важно проходить детям в разном возрасте
Социальная рекламаКак защитить близких от угроз в Сети: 7 шагов, которые можете предпринять лично вы
Реклама