Правила (в общем и целом) — это хорошо. Наша жизнь построена на определённых законах. Именно они останавливают нас от того, чтобы посещать супермаркет голым или жениться на своей собаке.

Но существует особая группа людей. Они постоянно лавируют между установленными правилами. Это креативные люди, которым удаётся игнорировать законы творческого процесса.

Столько уже написано и сказано о том, как стать креативным, добиваться большего, генерировать удачные идеи, структурировать мысли… Если попробовать выделить этапы творчества как такового, они будут выглядеть следующим образом:

  • погружайтесь в процесс;
  • вынашивайте идею;
  • сформулируйте идею;
  • проверьте идею на адекватность;
  • реализуйте.

После того как вы познали законы творческого процесса, можно отправляться в книжный магазин по соседству, потратить всю зарплату на книги с красивыми обложками и узнать тысячу новых советов, которые помогут вам стать ещё более креативным.

Но там, где установлен закон, обязательно найдутся те, кто его нарушает. Творческий процесс — это такая штука, которая сама противостоит своим же руководящим принципам. Например, легко сказать «сформулируйте идею».

Между тем, все знают: хорошие мысли приходят откуда-то из глубин подсознания. Внезапно, как икота.

Мы нарушим закон о том, что у творческого процесса не должно быть законов. Всё-таки определённые правила есть, и они вполне применимы в реальной жизни. Если вы из того разряда людей, которым претят законы, читайте дальше, вам точно понравится.

1. Делайте так, как делается

Кто-то работает «от звонка до звонка», кто-то так упивается процессом, что может заснуть на клавиатуре. Кто-то равномерно распределяет нагрузку, кто-то тратит 99% рабочего времени на просмотр видео с котиками и за оставшийся 1% успевает закончить все дела. Кому-то достаточно простого расписания, а кто-то включает таймер, чтобы контролировать свою продуктивность.

Делайте свою работу так, как вам удобно. Мы уже взрослые и можем сами отвечать за то, как именно работаем.

2. Делайте как можно чаще

Ничто так не парализует креативность, как бездействие. Машины двигаются на бензине, а творческие люди заряжаются от того, что делают. Если вы работаете дольше шести месяцев на одном месте и за этот срок не создали ничего стоящего — увольняйтесь. Постарайтесь написать красивое заявление на увольнение. Хоть чем-то будете гордиться.

3. Пожалуйста, никакого мозгового штурма

Метод мозгового штурма — это будто десять человек в комнате одновременно занимаются самоудовлетворением. Немного стыдно сначала, а после завершения не помешало бы прибраться. Вспомните, когда реальную проблему решил сеанс мозгового штурма? Мы тоже такого не припомним. Старайтесь по минимуму подключать людей, по максимуму — брать ответственность на себя и принимать решения.

4. Прекращайте записывать

В начале карьеры вы записываете всё самое важное в маленький дешёвый блокнот. Потом наступает другой период: когда блокнот сменяется внушительной записной книжкой в дорогом переплёте. Теперь пришло время прекратить писать и начать думать и запоминать. Ваш мозг сам справится: ненужное забудет, а самое важное оставит на поверхности.

5. Не рекламируйте, а информируйте

Кажется, избегать рекламных объявлений — это умение, которое у нас переросло в безусловный инстинкт. Любая реклама, даже самая хорошая, не очень интересует людей. Создавайте информационные поводы, рассказывайте о свежих новостях, информируйте. Это будут читать.

6. Отложите смартфон в сторону

Не слишком-то полагайтесь на современные технологии. Они предоставляют море возможностей, но вы можете оказаться в ловушке. Обдумывайте идеи, стараясь не полагаться во всём на технологии, найдите своим задумкам место в мире, где смартфон не стоит во главе угла. Тогда то, что вы создаёте, действительно будет живым и настоящим даже в самой футуристичной реальности.

7. Ищите недостатки

Обычно маркетологи стараются выдвинуть на первое место преимущества бренда. Принимайте правила игры. Выслушайте руководство, улыбнитесь, пожмите протянутую руку и выйдите из кабинета. Затем отправляйтесь в уединённое место и методично, шаг за шагом, обдумайте всё то, что услышали. Постарайтесь найти худшее в своей компании. Используйте это на благо.

«Это не баг, это фича», — вот правильный способ представить недостатки бренда и начать их продавать.

8. Все стараются быть лучшими. Будьте худшим

Идеальное, безукоризненное и самое лучшее переоценено. Вы сражаетесь за место под солнцем на переполненном рынке, где каждый стремится к невиданным высотам. Назовите себя худшим. С этого момента вы останетесь в одиночестве. И вас заметят.

9. Сомнение — это тоже навык

Работники индустрии рекламы и медиа часто грешат высокомерием по отношению к своему заказчику и аудитории. Однако у вас есть крутой навык. Он называется «сомнение». Вы всё ещё способны сомневаться в собственных решениях, мыслях, идеях. Это демонстрирует вашу человечность — и вам, и вашим клиентам.

10. Сначала хобби, потом работа

Будьте режиссёром, писателем, иллюстратором, вяжите шарфы и свитера. Возьмите хобби с собой на работу. Вы же не банковский служащий, за увлечения вас никто не уволит. Пусть ваше хобби заряжает рабочий процесс, и наоборот.

11. Руководствуйтесь собственными убеждениями

А если они противоречат успеху, задумайтесь, так ли нужна вам эта победа. Безусловно, это не закон, а напоминание — о том, о чём так легко забыть.

12. Соответствуйте реальности

Есть медицина, а есть пластическая хирургия. Последняя создаёт гипертрофированную версию реальности. Если вы претворяете в жизнь бессмысленные фантазии, вы быстро наскучите. Лишь тот, кто включён в реальное положение дел и умеет быть актуальным всегда, станет по-настоящему интересным другим людям.

13. Ничего вы не знаете

Наивность — ещё один мощный инструмент. Большинство из нас делают вид, что знают больше, чем на самом деле. Лучше быть честным и внимательно слушать. А ещё хорошо бы знать настоящих профессионалов и перенимать у них знания и навыки. Но будьте осторожны: обычно такие люди очень занудные. Не приглашайте их на вечеринку. Не просите их стать свидетелями на свадьбе.

14. Доверяйте интуиции

Считается, что правильный способ работать над идеей — долго оттачивать, доводить до совершенства, переделывать снова и снова, не забывая про самобичевание ни на секунду. Как-то это неправильно. Ваше природное чутьё не ошибается, доверяйте спонтанности.

Представьте, что вы задумали приготовить стейк. Захотели — сделали: кусок мяса поджарен на сковороде. Только потом ещё и запечён в духовке. А потом отправлен в микроволновую печь. Затем — во фритюрницу на 15 минут и ещё полтора часа проварен в кипятке. Вы готовы это съесть?

Идея должна быть свежей.

15. Придайте всему смысл

Дело не в официальной позиции вашей компании или бренда. Быть значимым можно и самому по себе, ведь это состояние ума. Во всём, что вы делаете, должен быть определённый смысл: в том, как вы изображаете людей, в том, что вы хотите им сказать, в общем посыле, который пытаетесь передать. Творчество и коммуникация с окружающим миром существуют неразрывно. И понимание этого приходит со временем.