У британского философа, общественного деятеля и математика Бертрана Рассела есть знаменитое выражение:

Проблема этого мира в том, что дураки и фанатики всегда уверены в себе, а умные люди полны сомнений.

Долгие годы я твердил о том, как важно привыкнуть к сомнениям, ставить под вопрос самые заветные убеждения и мечты, практиковать скептицизм, всё — и себя в первую очередь — подвергать жёсткому анализу. Я часто отмечал, что наши мозги фундаментально ненадёжны, что мы иногда понятия не имеем, о чём говорим, даже когда нам кажется, что мы всё понимаем.

Но я никогда не давал конкретных примеров и объяснений. Так что держите. Вот восемь причин, по которым вы не можете доверять себе.

1. Вы предвзяты и эгоистичны и даже не подозреваете об этом

В психологии есть такая штука — фундаментальная ошибка атрибуции. Это когда люди объясняют поведение других их личными качествами, а собственные поступки оправдывают влиянием внешних обстоятельств. По сути, она означает, что все мы подонки.

Если вы видите, что кто-то проезжает перекрёсток на красный свет, вы, скорее всего, посчитаете его эгоистичным отморозком, который подвергает опасности других людей ради того, чтобы сэкономить пару секунд.

Но если вы едете на красный свет, то себе вы найдёте множество оправданий: «Это невинная ошибка», «Дерево блокировало светофор», «Такое нарушение никогда и никому по-настоящему не вредило».

Поступки одинаковые, но когда их совершает кто-то другой, он — ужасный человек, а когда это делаете вы, это оправданная ошибка.

Мы все так поступаем. Особенно в конфликтных ситуациях. Когда мы говорим о ком-то, кто нас разозлил, мы часто описываем действия того человека как бессмысленные, предосудительные и злонамеренные. Но стоит нам навредить кому-то, и мы найдём множество доводов в защиту наших разумных и оправданных действий.

Люди считают, что у них не было выбора и они могли поступить только так, как поступили. Вред, который они причиняют другим, рассматривается как незначительный, а все обвинения — как несправедливые и неразумные.

Обе точки зрения не могут быть верны. Точнее, обе точки зрения неверны. Психологи установили, что оба — и виновник, и жертва — искажают детали ситуации, опираясь на собственные истории.

Стивен Пинкер (Steven Pinker), учёный и популяризатор науки, специализирующийся на экспериментальной психологии, называет это пробелом морализации. Это значит, что после конфликта мы переоцениваем собственные хорошие намерения и недооцениваем чужие. Это порождает нисходящую спираль, когда, по нашему мнению, другие заслуживают более суровое наказание, чем мы.

Всё это, конечно, бессознательно. Люди думают, что их действия обоснованны и объективны. Это не так.

2. Вы понятия не имеете о том, что делает вас счастливым или несчастным

В своей книге «Спотыкаясь о счастье» (Stumbling on Happiness) психолог из Гарварда Дэниел Гилберт показывает нам, что наши представления о том, как мы чувствовали себя в прошлом, и том, как будем чувствовать себя в будущем, часто не выдерживают критики.

Почему нельзя доверять себе
Navachon Santichotinan/streetwill.co

Если ваша любимая спортивная команда проигрывает в крупной игре на чемпионате, вы расстраиваетесь. Но оказывается, воспоминание о том, как ужасно вы себя чувствовали, не сходится с тем, что было на самом деле. У памяти есть склонность преувеличивать плохое до худшего, а хорошее — до лучшего.

И это касается наших представлений о будущем. Мы переоцениваем то, сколько счастья принесут нам хорошие события, и то, какими несчастными нас сделают плохие. На самом деле мы часто не понимаем, как чувствуем себя в настоящий момент.

Это ещё один аргумент в пользу того, чтобы не гоняться за счастьем ради счастья. Все факты указывают на то, что мы даже не знаем, что такое счастье, и не представляем, как с ним обращаться, если станем счастливыми.

3. Вас легко заставить принять плохое решение

Если вы когда-нибудь сталкивались в центре города с людьми, раздающими бесплатные брошюры или книги, то знаете: как только вы возьмёте такую, они вас остановят, начнут уговаривать куда-нибудь вступить или дать им денег за то, что они делают. Вы хотите ответить «нет», но не можете: вы получили подарок. Вы не хотите быть ослом и чувствуете себя очень неловко. На это и рассчитывают дарители.

Оказывается, принятием решений легко манипулировать. Один из способов — вручить человеку подарок, прежде чем просить об одолжении: это гарантирует, что просьба будет выполнена.

Если захотите вклиниться в очередь, спросите впередистоящего, можно ли пройти перед ним, и приведите любой довод. Эксперименты показывают, что объяснения дадут вам примерно на 80% больше шансов срезать очередь, чем их отсутствие. Самая удивительное в том, что объяснение может быть любым.

Поведенческие экономисты доказывают, что вас можно легко уломать купить что-то безо всякой разумной причины. Например, на витрине рядом стоят бутылки с вином разной стоимости: на одной полке их две, на другой — три.

Почему нельзя доверять себе

Слева разница в цене кажется необоснованной. Но стоит добавить бутылку за 1 500 рублей, и трата 900 целковых покажется разумной и даже выгодной.

4. Вы используете логику и здравый смысл, чтобы защитить уже сложившиеся взгляды

Исследователи обнаружили, что некоторые люди с повреждением областей мозга, отвечающих за зрение, могут видеть, но не знают об этом. Эти люди слепы, и они скажут вам, что не видят собственных рук. Вот только чаще всего они правильно указывают, с какой стороны находится источник света, хотя и думают, что это случайные догадки.

Это иллюстрирует забавный факт о человеческом разуме: знание и ощущение этого знания — две совершенно разные вещи.

Точно так же, как слепые люди, мы можем знать о чём-то, не чувствуя, что знаем. Но верно и обратное: можно чувствовать, что мы что-то знаем, даже если никакого знания у нас нет.

Это основа для всех видов заблуждений. И их становится всё больше, если мы не признаём разницы между реальным знанием и чувством знания.

5. Эмоции искажают ваше восприятие сильнее, чем вы думаете

Если вы не отличаетесь от большинства, то склонны принимать неверные решения, основанные на эмоциях. Допустим, коллега отпускает шутку о ваших ботинках, вам становится очень неприятно, потому что эти ботинки подарила ваша умирающая бабушка. Вы думаете «Пошли они все» и увольняетесь. Не слишком рациональное решение.

Но подождите, я вас ещё не добил.

Оказывается, просто избегать принятия важных решений, когда вы на эмоциях, не совсем правильно. Эмоции влияют на ваши решения даже через несколько дней, недель или месяцев, даже после того, как вы остыли и как будто проанализировали ситуацию.

Ещё более удивительно и парадоксально то, что даже относительно слабые и кратковременные эмоции иногда могут влиять на принятие решений в долгосрочной перспективе.

Скажем, ваш друг хочет встретиться в баре. Но по какой-то причине вы начинаете сомневаться. Вы не соглашаетесь сразу, даже если вам нравится этот человек и вы не прочь с ним пообщаться. Вы осторожничаете, но не знаете почему.

Дело в том, что когда-то у вас был друг, который вначале был заинтересован в общении с вами, а потом остыл. Ничего особенного, просто пару раз он не пришёл на встречу с вами. Бывает, каждый может оказаться безответственным. Жизнь продолжалась, и вы совершенно забыли об этом случае.

На самом деле поступок того человека немного ранил вас и вызвал лёгкое раздражение. Вы не остервенели от злости, но расстроились и подсознательно заархивировали эти эмоции. А теперь ваши нечёткие и в целом бессознательные воспоминания заставляют вас быть настороже с новым другом, несмотря на то, что это совсем другой человек и другая ситуация.

Эмоции, о которых вы даже не помните, могут влиять на вас.

Кстати, о памяти…

6. Ваша память — фабрика лжи

Элизабет Лофтус (Elizabeth Loftus) — ведущий исследователь в области памяти. И она первая скажет вам, что ваша память несовершенна.

Она обнаружила, что воспоминания о событиях легко заменяются на другие, более старые или новые. Именно Лофтус заставила всех осознать, что показания свидетелей в зале суда не самая ценная информация.

Лофтус и другие исследователи обнаружили:

  • Наши воспоминания о событиях затираются, а со временем становятся более открытыми для ложной информации.
  • Предупреждение людей о том, что их воспоминания могут содержать ложную информацию, не всегда помогает её устранить.
  • Чем сильнее наша способность сопереживать, тем больше вероятность, что мы встраиваем ложную информацию в свою память.
  • Возможна не только частичная, но и полная замена наших воспоминаний.

Выходит, наши воспоминания не настолько надёжны, как нам казалось.

Почему нельзя доверять себе
StreetWill/streetwill.co

Может показаться, что мать-природа облажалась с человеческой памятью. Вы бы стали пользоваться компьютером, который постоянно теряет или изменяет файлы, после того как вы заканчиваете работу?

Правда, наш мозг не хранит таблицы, текстовые файлы или гифки с кошками. А наши воспоминания помогают нам извлечь уроки из прошлого, что теоретически позволяет принимать более обоснованные решения в будущем. Но у памяти есть ещё одна функция, о которой мы редко задумываемся. Эта функция более важная и сложная, чем просто хранение информации.

Нам нужно понимать, кто мы, чтобы ориентироваться в сложных социальных ситуациях. Воспоминания помогают нам создавать наше «я», выдавая нам истории из прошлого.

Поэтому не имеет значения, насколько точны воспоминания. Важно только то, что у нас в голове есть история, которая помогает нам понять, кто мы есть.

Вместо того чтобы находить абсолютно точные версии воспоминаний, проще использовать размытые, а пробелы моментально заполнять деталями, соответствующими представлению о себе любимом.

Может быть, вы храните воспоминание о том, что ваш брат и его друзья наезжали на вас. Для вас очевидно, что это причина ваших неврозов, беспокойств и настороженности. Но возможно, это не навредило вам настолько, насколько вам кажется. Может быть, воспоминания о том, что ваш брат докапывался до вас, — это эмоции, которые вы испытываете сейчас, накладывая их вуалью на старые воспоминания, и ничего общего с братом у них нет.

Но теперь эти воспоминания о злом брате, которые постоянно заставляют вас чувствовать себя плохо и соответствуют вашей личности — немного невротической и озлобленной, — удерживают вас от совершения поступков, которые могут причинить вам унижение и боль, которая будет сильнее нынешней. В итоге это оправдывает стратегии, которым вы следуете по жизни.

У вас может возникнуть справедливый вопрос: «Выходит, то, кем я себя вижу, — это просто горстка идиотских идей?»

Да. Именно так.

7. Вы совсем не тот, кем себя считаете

Рассмотрим пример? То, как вы самовыражаетесь и демонстрируете себя, скажем, в Facebook…

Мягко говоря, это не совсем тот же образ, в котором вы существуете в реальности. То, как вы ведёте себя в присутствии своей бабушки, скорее всего, сильно отличается от того, какой вы с друзьями. Набор ваших «я» — это «я на работе», «я дома», «я с семьёй», «я один» и многие другие «я», которые вы используете, чтобы крутиться и выживать в этом сложном мире. Но где вы настоящий?

Вам может казаться, что одна из этих версий «я» более реальна, чем другие, но повторюсь: всё, что вы делаете, соотносится с вашим представлением о себе самом. А оно, можно сказать, сфабриковано.

За последние несколько десятилетий социальные психологи начали раскапывать то, что многим из нас сложно принять: самооснова — неизменное, постоянное «я» — это иллюзия. Новое исследование только начинает раскрывать то, как мозг конструирует чувство собственного «я» и как галлюциногены могут временно изменять мозг, растворяя это «я», что иллюстрирует непостоянство и призрачность нашей личности.

Ирония в том, что эти модные эксперименты публикуются декоративными шрифтами в модных книгах и журналах модными людьми. Стандартный набор буковок повторяет то, что говорили восточные монахи в течение нескольких тысячелетий. А всё, что делали монахи, — это годами сидели в пещерах и ни о чём не думали.

На Западе идея эго — основная идея многих культурных систем (промолчу о рекламной индустрии), и мы настолько погружены в выяснения того, кто мы на самом деле, что редко можем остановиться и поразмышлять о пользе этого. Возможно, идея нашей идентичности или поиска себя мешает нам настолько же, насколько помогает. Может быть, она ограничивает нас чаще, чем освобождает. Конечно, полезно понимать, чего вы хотите или что приносит вам удовольствие, но вы можете продолжать осуществлять мечты и добиваться целей, не полагаясь на жёсткую концепцию себя.

В общем, как однажды сказал великий философ Брюс Ли, «будь водой, друг мой».

8. Знания, накопленные через физическое восприятие мира, не слишком реальны

У человека невероятно сложная нервная система, которая постоянно посылает информацию в мозг. По некоторым оценкам, наши сенсорные системы — зрение, осязание, обоняние, слух, вкус — отправляют около 11 миллионов бит информации в мозг каждую секунду.

Но даже это — ничтожно маленький кусочек физического мира вокруг нас. Свет, который мы можем видеть, — смехотворно узенькая полоска электромагнитного спектра. Птицы и насекомые способны видеть те части спектра, которые не воспринимаются нашими глазами. Собаки могут слышать звуки и чувствовать запахи, о существовании которых мы даже не подозреваем. Наша нервная система хороша как машина фильтрации данных, а не их сбора.

Почему нельзя доверять себе
Plearns Chanaphat/streetwill.co

Наше сознание способно обрабатывать всего около 60 бит информации в секунду, когда мы вовлечены в интеллектуальную деятельность (чтение, игру на музыкальном инструменте). В лучшем случае мы осознаём только около 0,000005454% от уже сильно модифицированной информации, которую мозг получает каждую секунду, пока мы не спим.

Для сравнения: представьте, что в статье есть ещё 536 303 630 других слов, которые написаны, но вы их не способны увидеть.

Это примерная схема того, как каждый из нас проживает день за днём.