Хорошая организация заключается не в том, чтобы разложить все бумаги по цветным папкам с ярлыками, а в том, чтобы продумать свой быт. Он не должен мешать, напрягать или вызывать внутреннее сопротивление.

Люди по-разному относятся к беспорядку в окружающем пространстве. Нужно жить на таком уровне, который вас устраивает. Стать более организованным не значит добиться идеального порядка во всём.

Так что пора развеять некоторые мифы о порядке в жизни и делах. Ниже — заблуждения, которые мешают вам жить лучше.

Организованный — значит идеальный

Нет универсального способа прийти к порядку, который сработал бы для всех. Надо жить и знать, что у вас есть, где это лежит, и продумывать систему взаимодействия с вещами внутри своего дома.

Сколько именно у вас вещей и в каком они виде — это только ваше дело. Стремление к совершенству мешает некоторым даже начать уборку. Не бывает ничего идеального, выбросите из головы желание стать безукоризненным. Но стать лучше всё же можно.

Можно разобраться со всем сразу

Представьте, что ваши фотографии складывались годами в ящик. И теперь он переполнился. Если вы подойдёте с альбомами к этой груде фото, за пару часов вопрос не решить.

Для начала попробуйте рассортировать фото по годам или по любому другому критерию (путешествия, праздники и так далее). Потом будете разбираться с каждой стопкой, не обязательно в один день.

Это относится к любому завалу.

И надолго!

Установка системы хранения или разбор кучи бумаг — это однократное действие. А вот поддержание порядка требует изменений в вашем образе жизни. Порядок нужно наводить не только в комнате.

Порядок — это трудно и долго

Порядок — это трудно и долго
Pieter Pieterse/flickr.com

Поддерживать порядок проще, чем вы думаете. Если вы знаете, в чём разница между рубашкой и штанами, то полдела сделано. Просто сортируйте вещи и находите для них пространство. Правильная система поможет держать каждую вещь на своём месте.

От мусора в карманах это не убережёт. Но когда беспорядок достигнет критической отметки (то есть вам станет некомфортно), вы сможете быстро вернуть дом в приемлемое состояние. В продуманном доме на расстановку вещей по местам уходит пять минут.

Начните сейчас. Возьмите вещь, которой вы только что пользовались, положите её на место. Сию секунду. Сложно? Почему вы не положили это на место? В чём причина? Как правило, в том, что это неудобно. Ваша задача — так продумать расстановку, чтобы вещи прыгали на места словно сами собой. Чтобы было легче повесить вещи в шкаф, а не на спинку стула, нужно купить шкаф или выбросить стул.

Организованность — врождённый талант

Нет, тут гены не нужны, а нужно только время. Начните уборку и поставьте таймер на 30 минут. Когда время выйдет, разрешите себе закончить. Хотите продолжить трудовую деятельность? Поставьте таймер снова. Так на вас не будет давить чувство, что нужно пахать до победного конца.

Организованности можно научиться. Конечно, у кого-то есть предрасположенность к этому, как к математике, например. Но математику люди осваивают, так что и вы освоите науку порядка.

Для порядка нужна новая мебель

Хорошая система хранения помогает поддерживать порядок, но если вы купите новый шкаф до того, как научитесь соблюдать чистоту, то в нём будет такой же бардак, как и везде.

Начните разбор вещей с одной зоны в одной комнате. Убирайте всё, что не помогает поддерживать функциональность помещения. Гардеробу нечего делать на кухне, а ящик с игрушками не нужен в ванной.

Когда в комнате останется только то, что нужно, рассортируйте предметы по категориям и подумайте, как удобнее ими пользоваться. Если будет нужно, купите специальные контейнеры, держатели, вешалки или мебель.

Продуманные кем-то решения не научат вас быть аккуратными. Мебель надо встраивать в вашу систему организации пространства, а не пытаться жить по указке шкафа.

То же относится и к новой технике. Робот-пылесос не повесит рубашку в шкаф, посудомоечная машина на загрузит в себя моющее средство, мультиварка не сбегает в магазин. Гаджеты облегчают жизнь. Но не более того.

Ну и пусть беспорядок, я же знаю, где что лежит

Как навести порядок
FreddieBrown/flickr.com

Нравится вам или нет, люди формируют представление о вас, глядя на рабочий стол и на дом. Кроме того, некоторыми бумагами и документами лучше не рисковать, оставляя их у всех на виду.

Когда закончили работать с документом, подумайте, куда его положить: в папку, в ящик, в мусорную корзину. В конце каждого рабочего дня выделяйте 15 минут, чтобы разобрать стол, тогда на следующее утро на нём будет порядок.

В идеальном порядке нет творческой атмосферы

Если бы вы решили написать картину, какой холст помог бы найти новые идеи: чистый или уже кем-то использованный? Работать в беспорядке — это как писать в чужом черновике. Слишком многое будет мешать полёту мысли.

Неорганизованное пространство отвлекает от дела, отнимает время на поиск нужного предмета. Зачем терять драгоценное время и тратить энергию на ориентацию в хаосе, если это мешает добиться успеха? Творчество расцветает, когда вы пользуетесь чистым холстом и хорошо организованным пространством.

Это всё для меня не работает

Мы не любим перемены, даже если это перемены к лучшему. Поэтому внутренний голос нашёптывает, что мы не можем поддержать порядок, ведь это скучно, трудно и вообще никак не поможет жить лучше.

Когда такое случается, скажите себе, что заслуживаете лучшего. Порядок в ваших руках, и даже 10 минут будет достаточно. Не стоит мыслить категориями «всё или ничего». Делайте маленькие шаги каждый день. И завтра будет легче.

Ничего не сработает, если ваша система будет неудобна лично для вас. Это зависит от многих факторов, вплоть до того, какой у вас рост. Вам может быть трудно каждый раз наклоняться, чтобы закинуть мусор в корзину, и лучше выдвинуть её из-под стола. А если вам трудно тянуться к верхним полкам, используйте их как место хранения сезонной одежды, чтобы забираться на табуретку раз в полгода.

Это очевидные примеры, но этот же принцип нужно использовать и в других случаях, когда вы выбираете расположение для каждой вещи.

Мне нужен чёткий план

Неважно, где вы записываете план на неделю: в смартфоне, на салфетке или в ежедневнике. Не ждите, что все будут работать по вашему плану.

Порядок — это не статичное состояние, это процесс. Помните об этом, и всё получится.