Большую часть XX века учёные воспринимали мозг как машину. Они исследовали его части и определяли их функции. Центр Брока отвечает за речь, миндалевидное тело — за страх, неокортекс — за высшую мыслительную деятельность.

Ассоциация мозга с машиной — это модель продуктивности индустриальной эпохи. Мы перешли в новый век, но до сих пор продолжаем использовать тип поведения, который подходит для того времени и удовлетворяет его нужды. И несмотря на большие успехи в изучении мозга многие из нас до сих пор цепляются за устаревшую идею продуктивности, даже не понимая этого.

Управление телом, когда нужно управлять разумом

В индустриальную эпоху менеджеры управляли телами. Телами, которые они находили, чтобы работать по 8, 10 или 12 часов. Качество и эффективность работы, конечно, страдали, но не слишком. На заводе важно, чтобы линия двигалась, и менеджеры старались ограничить время простоя, чтобы увеличить количество продукции.

Как ощутить прилив сил
John Tewell/Flickr.com

Но мозг не работает как машина. Вы не можете запустить его на 12 часов, а потом выключить. Тело тоже нуждается в отдыхе, поэтому на заводах организовали сменную работу, чтобы обеспечить поставку свежих и отдохнувших тел.

Но мозгу отдых нужен гораздо чаще. Без отдыха он становится разбитым, заполняется ерундой и не способен на творчество. Таким образом, постоянная умственная работа без перерывов кажется эффективной, только если вы сравниваете мозг с машиной.

Но наш мозг больше похож на пятилетнего ребёнка: у него огромные запасы энергии, творчества и стремления к обучению. Но, как и ребёнку, ему нужны периоды короткого отдыха и развлечения.

Начальники и менеджеры XXI века должны осознавать, что в современных условиях труда они управляют не телами, а мозгами. Так как стоит организовать работу в наше время?

1. Выберите правильный ритм работы

В 1980 году в Японии пробовали создать превосходных студентов. Предполагалось, что дети будут учиться усерднее и дольше, чем в других странах.

Но несмотря на то, что у японских школьников учебный день был длиннее, перерывов в нём было гораздо больше — каждые 40–50 минут. Четверть всего времени занимали перерывы. И всё же японские дети выигрывали у американских школьников, у которых не было столько отдыха.

Похожее открытие совершили Джим Лоер (Jim Loehr) и Тони Шварц (Tony Schwartz). Они обнаружили, что люди с высокими показателями умственной деятельности не работают на 100% всё время. Их умственная активность волнообразна, с подъёмами и спадами. Вывод прост: постарайтесь установить ритм для своей команды — 40–50 минут работы и 10–15 минут отдыха.

2. Сделайте перерывы свободными

Сделайте перерывы свободными
Carlton Theatre Group/Flickr.com

Другой интересный момент упомянутого японского исследования заключается в том, что время перерывов было полностью свободным. Детям предоставили возможность делать всё, что они пожелают.

Пусть в перерывы ваши сотрудники делают что хотят.

Если вы отвлекаетесь от главного проекта и начинаете делать более мелкие, это не даёт мозгу необходимого отдыха. И когда вы вернётесь к основному проекту, мозг не будет работать на максимуме возможностей.

Так что во время перерывов позвольте людям из своей команды делать всё, что они пожелают: читать книги, смотреть ролики на YouTube, звонить семье или друзьям, вздремнуть, поиграть в настольные игры. Всё, что не является работой.

3. Посидите на земле

Посидите не земле
Victor Bezrukov/Flickr.com

Это не значит, что нужно улечься на пол в офисе. Выйдите на улицу, найдите газон, снимите обувь, пройдитесь по травке, сядьте на землю или лягте и хорошенько потянитесь.

Исследование, опубликованное в Journal of Environmental Study and Public Health, обнаружило, что физический контакт с землёй активирует парасимпатическую нервную систему. Тело наполняется ацетилхолином, расслабляющим гормоном. Это поможет вам отстраниться от работы, очистить разум и подготовиться к следующему периоду продуктивности.

Что бы вы ни делали, постарайтесь отойти от восьмичасового рабочего дня с единственным перерывом на обед. Помните: то, что подходит для работы на производственной линии, не будет эффективным в офисе.