Как эффективнее проводить мозговой штурм

Мозговой штурм прекрасен тем, что в процессе него сотрудники учатся, общаются, выстраивают отношения друг с другом. В Google на своём опыте поняли, что в этом деле важно следовать трём основным принципам. И их можно адаптировать и применять в любой другой компании, независимо от её размера и отрасли.

Часто мозговой штурм больше напоминает плохой фристайл в рэпе. Мы представляем, что это должно быть странное шумное собрание, где все высказывают сумасшедшие идеи, только что пришедшие в голову. Но в Google поняли, что мозговой штурм — это прекрасный инструмент для создания инноваций, только без структуры и логики даже самые интересные идеи не станут реальным действием.

Именно поэтому и появился план для любого мозгового штурма, который помогает превращать новые идеи в реальные продукты. Всё выглядит просто, но каждый шаг нужно выполнить максимально точно.

1. Изучите аудиторию

Для решения проблемы первым делом нужно подумать о пользователе, у которого есть эта проблема. Всё остальное — следствия данного принципа. Поэтому выходите к людям и разговаривайте с ними. Собирайте истории пользователей, их эмоции и идеи. Учитесь, смотрите, слушайте и сопереживайте.

Невозможно просто так взять и понять, что нужно вашим пользователям, необходимо установить с ними контакт.

Например, недавно я общалась с нашими клиентами в Канаде, Бразилии и Индии. Разговаривая и наблюдая, я заметила, что свойство, которое мы обобщённо называем мобильностью, в разных точках планеты имеет разное значение. В Канаде мобильность — это мгновенное взаимодействие с другими людьми из любого места, будь то рабочий стол, или кафе, или кухня. В Бразилии, где пользователи много времени проводят в пути на работу и обратно, основа мобильности — удобный интерфейс и голосовое управление. В Индии, где в некоторых областях страны могут быть проблемы с подключением к интернету, мобильность — это возможность работы в автономном режиме.

Очевидно, единственный способ узнать полезную информацию — приложить усилия и попытаться её найти. Вот почему большинство мозговых штурмов ни к чему не приводят: собраться и предлагать идеи — это шаг № 2, а не шаг № 1.

2. Постарайтесь улучшить свою идею в 10 раз

Когда вы собрали информацию, настало время подумать. Но и здесь всё не так просто. Наверное, вы слышали об этом правиле:

Когда в голову приходит идея, нужно думать о том, как сделать её в 10 раз лучше.

Одним из примеров может послужить проект Loon — инициатива Google по предоставлению доступа в интернет всем, в том числе жителям сельской местности и отдалённых районов. Логичное решение — постепенно прокладывать оптоволокно в такие районы. Но если воспользоваться упомянутым правилом, то появится проект Loon — сеть воздушных аэростатов, дрейфующих в стратосфере для создания беспроводной сети со скоростями вплоть до сравнимых с 4G и LTE. Это поможет охватить даже труднодоступные уголки земли.

Следующий шаг: все должны записать свои идеи, прежде чем снова собраться вместе и решить, какие из них действительно стоящие. Когда участники мозгового штурма снова собираются со своими заметками и стикерами, нужно следовать шести простым правилам:

  1. Отталкивайтесь от идей друг друга. Легко зарубить идею, особенно на ранней стадии. Поэтому старайтесь развивать даже самые странные предложения, чаще говорите «Да, а ещё можно…» вместо «Нет, но мы можем…».
  2. Генерируйте как можно больше идей. На данном этапе их количество важнее качества, поэтому дайте себе полную свободу. Это время запастись кучей стикеров и блокнотов, открыть приложения для заметок. Лучший способ придумать гениальную идею — разобраться с большим количеством посредственных идей.
  3. Придумывайте заголовки. Если вы сможете описать свою идею менее чем шестью словами, это поможет быстрее её оценить и проработать. Представьте, что ваше любимое издание публикует статью о вашей потрясающей идее. Что бы вы хотели увидеть в заголовке?
  4. Делайте иллюстрации. Картинки нагляднее, чем слова, и их сложнее неверно интерпретировать.
  5. Мыслите масштабно. Говорите «да» самым смелым, бесстрашным, странным, сумасшедшим, сказочным идеям.
  6. Отложите окончательное принятие решения. Не оценивайте идеи в самый разгар мозгового штурма (помните правило №1), пусть они растут и развиваются.

3. Создайте прототип

Следующий шаг — конкретные действия. Большинство мозговых штурмов заканчивается тем, что участники решают собраться ещё раз, чтобы обсудить и развить дальше самые перспективные идеи. Это распространённая ошибка. Нужно ковать железо, пока горячо, а не только разговаривать и обсуждать.

В Google принято быстро создавать небольшой прототип. Он не должен быть идеальным. Это просто физическое воплощение идеи, которое должно подтвердить или опровергнуть предположение о её перспективности.

Когда дело доходит до деталей, от первоначального прототипа, возможно, придётся отказаться (и чаще всего именно так и происходит). Но, когда вы можете потрогать свою идею, посмотреть на неё со стороны, вы сумеете более трезво её оценить, протестировать и сделать выводы.