Карьеристом принято называть человека, который, помимо своей работы, фокусируется ещё и на том, как построить свою карьеру. В моём же понимании карьерист — это тот, кто заботится о своей карьере, как и любой другой человек заботится о своём здоровье.

Как же стать карьеристом? Этот вопрос волнует многих людей, недовольных своей карьерой. Я как HR за 10 лет вырастил не одного карьериста, поэтому охотно поделюсь секретами, как это делается. Более того, компании тоже любят карьеристов, так как именно они двигают бизнес вперёд. Стив Джобс, Билл Гейтс, Илон Маск, Ричард Брэнсон — все они тоже карьеристы, так как их регулярно заботит движение вперёд.

1. Выбери вдохновляющую цель

Вообще карьерист — это не про комфортный образ жизни и улучшение жилищных условий. Карьерист не будет мечтать поменять свой Ford Focus на Volkswagen Passat. Шаг слишком маленький, чтобы создать напряжение и энергию движения. Карьерист мечтает о роскошном Porsche Cayenne. Давай, выбери себе крутую тачку, размести у себя в Facebook фото и напиши «Цель на 2020 год».

2. Выходи из зоны комфорта

Многие успешные в карьере люди когда-то были выброшены на обочину: их уволили с работы, бросил муж или жена, они потеряли квартиру из-за ипотеки и так далее. Их однажды настолько выбросило из зоны комфорта, что, находясь там долгое время, они привыкли не бояться сложностей и бросать вызов судьбе.

Начинай с малого и наращивай обороты. Откажись прямо сегодня от сахара, кофе и лифта.

3. Читай книги о других карьеристах

Пока ещё не написали хорошую книгу о построении успешной карьеры (планирую восполнить этот недостаток к концу года, пока же есть только тренинг), поэтому читай книги о предпринимателях, которые сами создали себя. Почти 99% их опыта можно переложить на твою карьеру. Начни с книг, которые читаются очень легко: Евгения Чичваркина, Ричарда Брэнсона, Стива Джобса, Сэма Уолтона, Илона Маска.

4. Ищи свой талант

Всех карьеристов объединяет одно: они нашли свой талант и благодаря ему достигли успеха. Джобс был фанатом дизайна, Гейтс — расчётливым ботаником, Брэнсон — экстравагантным. Точно такие же у них и бизнесы. Талант нельзя скопировать, можно только найти свой уникальный. Но и этого недостаточно. Ещё нужно научиться применять его в реальной работе или карьере. Ситуацию усложняет ещё и тот факт, что мы сами не можем его осознать.

Талант — это способность делать очень легко работу, которая другим даётся сложно или вообще не под силу. Моцарт мог перед концертом написать то, что другие не могли написать годами.

Как узнать свой талант? Для начала запиши всё то, что тебя просят делать друзья, знакомые, родственники, коллеги, начальник. Очевидно, это и получается лучше всего.

5. Соревнуйся

Ты должен всегда соревноваться с теми, кто рядом. Особенно там, где заходит речь о твоих талантах и интересах. Карьерист не может проигрывать своим коллегам. Он просто обязан искать способы обходить их. Неважно, чем ты занимаешься, ты должен быть лучше таких же людей, как ты. Определи, в чём главный измеритель успеха в твоей профессии, и сравнивай свои результаты с другими. Постоянно пытайся быть лучшим.

10 советов, как стать карьеристом

6. Займись спортом

Мне тяжело представить успешного в карьере человека, который бы не занимался спортом. Спорт тренирует, даёт энергию, улучшает внешний вид. Одно только занятие спортом само по себе способно обеспечить более быстрый карьерный рост и увеличение заработной платы. А вместе с остальными советами — так просто полная синергия.

7. Раз в 6–12 месяцев проси карьерного роста или повышения заработной платы

Чтобы не было как в том анекдоте:

Один очень верующий человек в течение 20 лет каждый день молил Господа, чтобы тот дал выиграть ему в лотерею. Но его молитвы оставались напрасными. И вот однажды он поднял к небесам седую голову и со слезами на глазах вопросил Господа:

— О Господи, я ли не молил тебя, я ли не служил тебе, я ли не вёл праведную жинь, так почему ты так и не даёшь мне то, что я так долго у тебя прошу?

Разверзаются небеса, и Господь ему говорит:

— Купи, в конце концов, хотя бы один лотерейный билет!

Можно бесконечно долго развивать себя и стараться, но если элементарно не говорить с руководителем о своём развитии или не искать другую работу, если все возможности роста в компании исчерпаны — карьера вверх не пойдёт. Не один Эйнштейн сгорел на работе, где нужно было просто перекладывать бумаги из одной стопки в другую. Помни: в конечном счёте работодатель не должен быть заинтересован в твоём постоянном развитии. Иногда ему нужен просто средний сотрудник на текущей должности.

8. Готовь себя к риску

Карьерист очень часто сталкивается с необходимостью рисковать ради более интересной работы или более высокой заработной платы. Этот риск не всегда оправдывается, но, когда оправдывается, вознаграждает за все неуспешные попытки. Ты должен быть готов морально, психологически и финансово бросить свою работу и насиженное место ради нового вызова.

SimpleFoto/Depositphotos.com
SimpleFoto/Depositphotos.com

9. Готовь свою семью

Ты можешь бесконечно долго себя готовить и настраивать, но только какой в этом смысл, если одна фраза твоего близкого члена семьи «Не рыпайся» способна разрушить твою карьеру. Работай с семьёй, убеждай в необходимости своего развития, ищи соприкосновения интересов членов семьи со своими, уговаривай, продавай, проси и умоляй. Только с поддержкой семьи ты добьёшься успеха.

10. Отрежь себе путь к отступлению

Очень часто для успеха нужно просто не оставить себе выбора. Ипотека, рождение ребёнка, подписанное заявление на увольнение очень хорошо стимулируют пойти вперёд без оглядки. В этом случае гораздо лучше, если всё произойдёт планово и под твоим контролем, чем внезапно и в наиболее неудачный момент.

Людей с зарплатой в 500 и 2 000 долларов отличает не разное число рук, ног, глаз и прочего, а количество набитых шишек и сделанных выводов. Если ты завтра будешь продолжать делать то же, что и сегодня, угадай, каким будет результат? Нас в школе приучали не ошибаться (помнишь эту проклятую красную ручку?) и в итоге сделали из нас послушных биороботов. На самом же деле вся наша жизнь — это 10 ошибок, из которых одна приводит к правильному решению. Здесь как в стартапах: из 10 запущенных только один будет сколько-нибудь успешным. Предпринимай как можно больше действий, чтобы среди неудач затесались те самые 10% успехов. Удачи!