Лиза Орешкина
Информационный дизайнер и архитектор, автор проекта Designthe.INFO, основатель бюро информационного проектирования Infodesk, сооснователь и продуктовый дизайнер сервиса для организации информации Channelkit.

Изучение вопроса организации информации для меня несёт не только профессиональный, но и личный интерес. Все мы знакомы с чувством потерянности и даже бессилия перед гигантским объёмом информации, в которую мы погружаемся каждый день. И все мы хотели бы от этого чувства избавиться и начать полноценно контролировать своё информационное окружение.

Много написано о том, как перестать отвлекаться на бессмысленные статьи или новости и сфокусироваться на информации, которая действительно для нас полезна. Но удивительно мало говорится о том, как правильно эту полезную информацию структурировать.

Работая над Channelkit, мы выявили определённые закономерности и методологию на этот счёт, и я поделюсь некоторыми базовыми советами.

1. Определите круг тем, которые вас интересуют

Задумайтесь, о чём вы вообще читаете, какие сайты сохраняете в закладках, какие видеоролики просматриваете в течение недели и что из этого для вас важно? Скорее всего, часть этой информации относится к вашей профессиональной сфере и рабочим проектам, что-то персонально к вам и вашей семье, а что-то — к вашим увлечениям и интересам. Возможно, секретным.

На бумажке или в любом текстовом редакторе напишите по 3–5 тем, относящихся к каждой группе. Например, вот мой немного упрощённый для наглядности список, взятый из Channelkit.

Список из Channelkit

Кстати, потратить несколько минут на такой список — это само по себе очень полезное упражнение, помогающее разобраться в том, кто ты такой на самом деле. А делая это регулярно, вы увидите, как ваши интересы будут эволюционировать.

2. Сфокусируйтесь на обработке входящей информации

К сожалению или к радости, интернет крайне разнообразен и вы вряд ли сможете ограничить входящие потоки информации каким-то одним инструментом или лентой. Вы можете полгода полировать свой RSS-поток в Feedly до совершенства, пока на смену ему не придёт новый формат и вы не начнёте получать большую часть интересных ссылок в Telegram-каналах.

Кроме этого, много полезного до сих пор встречается и в офлайне: кто-то упомянет какого-то блогера или книгу, которую сразу захочется записать. Поэтому мы рекомендуем перестать беспокоиться о том, откуда именно вы узнаёте что-то новое, и сфокусироваться на том, как эту информацию обрабатывать. Об этом ниже.

3. Отделяйте прочитанное от непрочитанного

Информация «на потом» качественно отличается от той, с которой вы уже ознакомились. Если вы способны своими словами пересказать, что только что прочитали или увидели, значит, вы пропустили эту информацию через себя и связали с тем, что знали до этого. Это тот момент, когда информация трансформируется в знание.

Именно поэтому мы рекомендуем разделять статьи, книги, фильмы и всё остальное «на потом» от того, что вы уже обработали и сочли полезным.

Я поступаю так: статьи, которые мне хочется прочитать потом, отправляются в читалку (я пользуюсь Pocket, но есть и альтернативы: Instapaper и Readability). Прекрасно подойдут и классические закладочные сервисы Delicious, Pinboard или более свеженький Saved.io, но читать вам придётся в браузере, заново открыв ссылку.

Если после прочтения статья кажется мне полезной, я отправляю её в соответствующий канал в Channelkit. Классическая альтернатива для хранения отобранных статей — многофункциональный Evernote. Более визуальные варианты — Dropmark и Raindrop.

Для фильмов, книг, блогов и сайтов, которые мне ещё нужно посмотреть, я делаю отдельные каналы в Channelkit. Когда фильм просмотрен, книга прочитана, а сайт изучен, я переношу лучшие из них в соответствующие тематические каналы со своим комментарием и тегами.

Для быстрых записей чего-то интересного прямо во время разговора с другом или коллегой рекомендую приложение Thinglist, очень простое и симпатичное.

В общем, выберите несколько подходящих для вас инструментов. Главное — явно отделить то, что вам только предстоит прочитать или посмотреть, от того, что вы уже оценили и готовы порекомендовать.

4. Инвестируйте в описание

Важно, чтобы разделение на прочитанное и непрочитанное не было формальным, поэтому сразу после прочтения стоит потратить минуту времени и немного концентрации на качественное описание. Это поможет интернализировать новую информацию, сделать её по-настоящему своей. Так её будет проще вспомнить, и только так она будет иметь для вас смысл.

Кстати, если комментарий даётся вам нелегко, очень вероятно, что предмет вообще не стоит сохранения. Зачем вам собирать прицеп бесполезной информации, о которой вы не сможете ничего вспомнить через неделю? Лучше это вас не сделает — смело выкидывайте.

5. Разбейте информацию на типы

Наша любимая тема. Основной разменной валютой в интернете является ссылка. Но только ссылка сама по себе для человека бессмысленна. Нас интересует не набор знаков в URL, а объект, которому посвящено это конкретное место в интернете: статья, книга, человек, блог, инструмент, видеоролик или картинка.

Опытным путём мы выяснили, что это самые распространённые сущности, которые интересуют людей в интернете. Это то, что на самом деле они сохраняют, добавляя ссылку в закладки.

Как организовать информацию

Подумайте, какими объектами вы оперируете в своей профессиональной и личной жизни? Меня, как и в случае многих других дизайнеров, кроме всего перечисленного, интересуют ещё музеи, дизайн-студии, клёвые бренды и произведения искусства. Это важные для меня вещи, поэтому мне приятно уделить им время и оформить единообразную картотеку, работать с которой мне будет приятно.

Как организовать информацию: создание картотеки

6. Возвращайтесь

Нет ничего хуже неразобранной кучи информации, которая потеряла для вас актуальность и ценность. Не бойтесь возвращаться и пересматривать свои сокровища — так вы избавитесь от того, что уже отслужило, будете поддерживать свои интересы в актуальном состоянии и начнёте ещё лучше ориентироваться в том, что привлекло ваше внимание ранее.