Детские психологи считают, что не обязательно расписывать лето ребёнка по часам, чтобы он всегда был чем-то занят. Более того, такой подход к планированию каникул мешает ребёнку совершать открытия и заниматься тем, что действительно его интересует.

Родительская миссия состоит в том, чтобы помочь ребёнку занять своё место в обществе. А «быть взрослым» означает уметь занимать себя и заполнять своё свободное время тем, что приносит радость и счастье. Если родители за ребёнка решают, чем занять каждую минуту его свободного времени, он сам никогда не научится этого делать.

Лин Фрай (Lyn Fry), детский психолог, специалист в области образования

Фрай не единственная, кто указывает на преимущества скучных каникул. Её поддерживает доктор Тереза Белтон (Teresa Belton), приглашённый научный сотрудник Университета Восточной Англии, которая изучает связь между скукой и воображением. В интервью для BBC она рассказала, что скука имеет решающее значение для развития внутреннего стимула, благодаря которому раскрывается истинная способность творить.

Эксперты уже многие десятилетия обсуждают важность ничегонеделания. В 1993 году психоаналитик Адам Филлипс (Adam Phillips) писал, что способность скучать может стать достижением, помогающим развитию ребёнка. Скука даёт шанс созерцать жизнь, а не скакать сквозь неё галопом, пишет он в своей книге On Kissing, Tickling, and Being Bored.

Родители маниакально пытаются чем-то занять ребёнка, вместо того чтобы дать ему время самому найти то, что его заинтересует. Скука — неотъемлемая часть умения вдумчиво тратить своё время.

Адам Филлипс, психоаналитик

Лин Фрай предлагает в начале каникул родителям вместе с детьми, которым исполнилось четыре года, сесть и совместно составить список занятий для ребёнка, которым он может посвятить свободное время. Стоит включить в него базовые активности: игры, чтение книг, катание на велосипеде. А также что-нибудь более сложное: приготовление ужина, постановку пьесы, занятие фотографией.

И когда ребёнок придёт с жалобой на скуку, отправьте его посмотреть список. Так вы переложите на ребёнка решение, чем именно он хотел бы заняться. Вероятно, некоторое время ребёнок будет хандрить и скучать, но важно понимать, что это не потерянное время.

Нет проблемы в том, чтобы немного поскучать. Дети должны научиться скучать, потому что это мотивирует их добиваться целей. Скука делает детей самостоятельными.

Лин Фрай, детский психолог

Подобную теорию выдвинул в 1930 году философ Бертран Рассел (Bertrand Russell), который посвятил главу книги «Завоевание счастья» ценности скуки. Он писал, что воображение и способность справляться со скукой должны быть освоены каждым ребёнком.

Лучше всего ребёнок развивается, если его, как молодое растение, оставить в той же почве и не беспокоить. Множество путешествий и разнообразие впечатлений — это не слишком хорошо для ребёнка, поскольку он вырастет неспособным к длительной плодотворной монотонности.

Бертран Рассел, философ