Анастасия Полякова
Работает фрилансером около семи лет. Основная сфера профессиональных интересов — интернет-маркетинг.

Как и многие, я думала, что критику надо уметь принимать. Но на самом деле гораздо важнее научиться от неё защищаться. Чтобы критические отзывы не парализовали вас и не выводили из строя, надо начать строительство линии защиты и заботы о себе.

1. Проверка на диверсантов

Ещё в детстве нас учили видеть свои ошибки и стыдиться их — это было частью нашего воспитания. Но если с этим переборщить, то достаточно строгое воспитание делает из нас самых суровых судей. В принципе, нет ничего плохого в том, чтобы быть самому себе главным судьёй. Плохо не уметь быть себе ещё и самым главным защитником.

Одна из трудностей, с которой мы сталкиваемся, когда получаем критику извне, заключается в том, что мы не можем перестать с ней беспрекословно соглашаться. В такие моменты тот самый суровый судья в нас вторит почти любой критике в унисон. Оберегая нас от совершения ошибок, он ещё и прячет нас от множества открытий, исследований и побед, путь к которым опасен и тернист. Он оставляет нас в стерильной безопасности мелких шажков. Но если мы всё-таки хотим выйти из зоны комфорта?

В настоящем суде должны быть представлены две стороны: обвинение и защита. Поэтому предлагаю дерзкое упражнение на изобретательность: сталкиваясь с критикой, придумывайте аргументы ещё и для адвоката. Обвинить себя вы всегда успеете.

2. Хорошее вооружение

У вас должен быть арсенал разумных соображений, которые можно вспоминать в моменты, когда вы подвергаетесь критике. Этот арсенал можно пополнять и подстраивать под себя. Вот какими способами пользуюсь я.

  • Упрёк, который вы получили, чаще больше относится к самому критику и его жизненному опыту, чем к вам.
  • Одно мнение, даже громко высказанное, — это не мнение всех людей на свете.
  • Ошибки необходимы для развития, открытий и исследований.
  • Вы не червонец, чтобы всем нравиться. Даже необходимо кому-то не нравиться, потому что это абсолютно нормально. А личные отношения всегда будут играть роль в оценке труда.

Придумывая свои разумные соображения, выберите те идеи, которые напоминают вам о том, что критик тоже может ошибаться. Он всего лишь человек.

3. Ответные действия

После того, как удар нанесён, нужно оказать противодействие, чтобы не увязнуть в едкой слюне чужого брюзжания. Поэтому третьим шагом нашей защиты будут ответные действия.

  • Прочтите или вспомните какую-либо похвалу или положительный отзыв.
  • Обратите внимание на тех, кто хвалит вашу работу. Примите положительные отзывы и комплименты. Или хотя бы потренируйтесь их принимать — это тоже надо уметь.
  • Задумайтесь над поиском единомышленников. Но не тех, кто разговаривает только о работе, а тех, кто всерьёз увлечён тем же, что и вы. Общение с такими людьми поможет вам развиваться.
  • Прочтите критический отзыв вновь и проанализируйте, есть ли в нём что-то полезное для вас. Ценное замечание, мысль, от которой можно оттолкнуться и улучшить работу. К сожалению, далеко не каждая критика несёт стоящие идеи. Но если вам такая попадётся, считайте, что вам повезло. Будет правильно использовать критическое замечание себе во благо.
  • Работа — лучший способ борьбы с критикой. Просто начните работать немедленно. И не волнуйтесь о качестве.

В заключение хочу рассказать, что я думаю о критике, и, возможно, вы встанете на мою сторону.

Единственный смысл критики — дать вам пищу для развития. Ту, которую вы сами не можете найти, потому что одна голова хорошо, а разные точки зрения могут быть непредсказуемыми и удивительными. Всё, что не служит этой цели, всё то, что вы не можете использовать для своего развития, — это лишняя или даже губительная информация, которую надо научиться игнорировать. Очень важно уметь защищаться от пагубной критики, чтобы отделять золотые крупицы ценных идей и улучшать свою работу.