Речь идёт не только о непрекращающемся потоке писем и сообщений в социальных сетях или сотнях телеканалов. Даже простой поход в магазин может вызвать перегрузку мозга. В конце прошлого века в обычном магазине было около 9 000 товаров, сейчас их число взлетело до 40 000. И это при том, что у большинства из нас все покупки обычно укладываются в ассортимент из 150 товаров.

Вдобавок ко всей этой информации и решениям, которые нам приходится принимать, наш мозг вынужден работать в режиме многозадачности, хотя, по заявлению нейробиологов, он для этого не создан.

Когда нам кажется, что мы работаем в многозадачном режиме, на самом деле мы просто очень быстро переключаемся с одного дела на другое. И каждый раз это сказывается на нашей способности воспринимать информацию.

Кроме того, было обнаружено, что работа в режиме многозадачности увеличивает выработку адреналина и кортизола, гормона стресса, а это может привести к чрезмерной стимуляции мозга и даже вызвать помрачение сознания.

Конец профессиональной компетентности

Как же в таком состоянии помрачения прислушиваться к профессионалам? К тому же в эпоху переизбытка информации любой дилетант становится так называемым экспертом.

Допустим, вы прочитали статью астрофизика Нила Деграсса Тайсона. Если вам что-то в ней не понравилось или вы её не поняли, ничто не мешает вам зайти на страничку автора в Facebook и написать ему, что он неправ. Неважно, что у вас нет учёной степени по физике. Ведь ваша эмоциональная реакция на факты, представленные в статье, гораздо важнее.

Даже врачи больше не имеют такого авторитета, как раньше. Теперь многие сами ставят себе диагноз, прочитав описание заболевания в интернете. Это привело к возникновению такого понятия, как киберхондрия.

Только то, что вы нашли свои симптомы онлайн, не значит, что вы определили, что у вас за болезнь, и что вы сами можете назначить себе лечение. Тем не менее многие так и делают.

Гораздо легче придерживаться того, что мы уже знаем

Все мы любим чувствовать свою правоту. Если у нас есть определённое мнение по какому-то вопросу, даже противоречащие этому мнению факты мало что могут изменить.

Исследователи обнаружили   Friesen, Justin P.; Campbell, Troy H.; Kay, Aaron C. The psychological advantage of unfalsifiability: The appeal of untestable religious and political ideologies. , что мировоззрение человека включает в себя такое понятие, как нефальсифицируемость. Мы применяем её как для защиты, так и для нападения. Защитная функция служит для поддержания целостности нашего самосознания и наших взглядов на жизнь. Как работает функция нападения, догадается каждый, кто хоть раз заходил в комментарии к любому посту в Facebook.

По данным учёных из Дартмутского колледжа, исправления только усиливают наши заблуждения   . Это проявляется следующим образом. Выслушав аргументы обоих участников спора, мы обычно принимаем сторону того, чьё мнение совпадает с нашим, и игнорируем все доказательства, подтверждающие нашу неправоту.

Демагогия и страх

Неважно, сколько учёных и психологов утверждают то-то или то-то, если вы всё равно им не верите. Когда фактов слишком много, очень легко оставаться в состоянии помрачения. Этим и оперируют демагоги.

Чтобы добиться от масс желаемых действий, они прибегают к старой как мир тактике — вызвать страх. Достаточно запугать людей, заставить их поверить, что всё идёт не так, и пообещать защиту, и вот уже руководящая должность не за горами.

Наш мозг считает опасным всё, что ему кажется незнакомым, непоследовательным или непонятным.

Демагоги умеют этим пользоваться. В их устах всё что угодно, будь то иммигранты, иностранные государства, люди с другим цветом кожи или представители сексуальных меньшинств, может превратиться в то незнакомое и непонятное, чего мы боимся.

Люди, которые создают новостные программы, тоже знают об этом свойстве нашего мозга. Скольких из нас заинтересует передача о том, как устроен мир вокруг? А покажите нам сюжет о новых угрозах, и мы точно не переключим канал.