Как связаны сознание и тело?

Французский философ Рене Декарт считал, что сознание — это продукт работы небольшой железы, расположенной в центре мозга. Сегодня люди обычно думают, что сознание заключено в голове. Мы точно знаем, что всё, что мы чувствуем, понимаем и анализируем, является результатом работы мозга. Также известно, что разные области мозга отвечают за разные психические процессы. Поэтому уверенность в том, что сознание и мозг — это одно и то же, сомнений не вызывает.

Надо признать, что мы считаем, будто психические процессы тоже заключены в пределы тела, точнее мозга. Ведь современный человек воспринимает мозг как машину для контроля и управления поведением. Чтобы человек совершил конкретное действие, мозг посылает детализированную инструкцию мускулам.

Очень похоже на то, как работают роботы, правда? Но если рассмотреть наиболее совершенных роботов, мы увидим более эффективные способы управления телом. Похоже, природа о них тоже знает. Например, роботы часто используют инерцию, чтобы передвигать контроллеры, а моторы при этом остаются незадействованными. Это позволяет экономить энергию. Для того, чтобы осуществить такой сценарий, «мозг» должен активно сотрудничать с «телом».

Всё сказанное касается не только роботов, но и человека.

Наш мозг активно сотрудничает с телом, чтобы понять основы существования мира и использовать базовые принципы для оптимизации жизнедеятельности. Чем активнее мы познаём мир с помощью тела, тем быстрее переходим на новый этап развития.

Таким образом, эволюция нашего сознания напрямую зависит от тела.

У французского философа Мориса Мерло-Понти можно встретить подобное предположение. Этот философ рассматривал тело и сознание как единое целое, а не центр управления и механизм.

Как тело помогает развиваться сознанию?

Если сознание и тело взаимосвязаны, то, возможно, сознание способно выходить и за границы тела? Философы Энди Кларк и Дэвид Чалмерс предположили, что человек может использовать внешние инструменты в качестве части психического процесса.

Кларк и Чалмерс предложили назвать это принципом паритета. Он гласит: если внешний инструмент осуществляет функцию, которую мы можем описать, как психическую (даже если она осуществляется за пределами мозга), то мы должны считать этот инструмент частью сознания.

Чтобы проиллюстрировать эту мысль, Кларк и Чалмерс предлагают следующий пример. Два человека пытаются сложить мозаику, состоящую из кусочков разных форм. Один из них делает это в голове: мысленно поворачивает каждый кусочек пазла и пытается понять, подойдёт он или нет. Второй делает то же самое, но с помощью компьютера: он нажимает кнопку и кусочек на экране поворачивается. Здесь имеет значение то, что именно происходит с объектом. А то, где находится кусочек мозаики, значения не имеет.

Поэтому роль сознания может взять на себя любой объект, способный выполнять психические функции.

Если тренироваться достаточно долго и проворачивать кусочек мозаики и мысленно, и на компьютере, вы сможете собирать пазл в уме. Это значит, что взаимодействие мозга и инструмента помогает развитию сознания.

Какие ещё инструменты развивают сознание?

Язык — ещё один мощный инструмент, если рассматривать его с точки зрения эволюции сознания. Энди Кларк отмечает, что язык помогает мозгу познавать те вещи, которые он сам постичь бы не смог.

  • Записи — это способ фиксировать происходящее и следить за окружающим миром. В этом случае язык помогает осуществлять наблюдение.
  • Структурированные предложения научили человека акцентировать внимание на взаимосвязях, подарили понятие логики и развили абстрактное мышление.

Используя другие инструменты, например ручку, бумагу или ноутбук, мы способны сооружать многомерные умозрительные и логические конструкции, которые никогда бы не смогли построить с помощью одного лишь мышления. Эти инструменты позволяют воплотить процесс мышления наяву.

Наши знания тоже могут храниться вне тела, и сознание сможет ими воспользоваться. Хороший пример приводят Энди Кларк и Дэвид Чалмерс.

Они предлагают представить себе персонажа. Назовём его Олегом. Он страдает от болезни Альцгеймера и заводит тетрадь, куда записывает все свои действия за день. Если Олегу нужно вспомнить адрес, он обращается не к памяти, а к тетради. Знания Олега записаны в эту тетрадь, и сознание «подключается» к ней каждый раз, когда ему нужно что-то вспомнить.

Тетрадь работает как внешний накопительный диск, соединённый с сознанием Олега. Правда, чтобы эта связь была реальной, необходимо, чтобы Олег постоянно носил тетрадь с собой, мог разобраться в собственных записях и верил тому, что сам написал.

Философ Дэниел Деннет отмечает, что очень многие пожилые люди находятся в том же состоянии, что и гипотетический Олег. Они полагаются на подсказки, которые напоминают, что нужно сделать, когда и как. Каждый день.

Поэтому сознание в виде воспоминаний и знаний вполне может простираться и за пределы тела — на предметы, инструменты, вещи.

Подведём итоги

Похоже, наше сознание простирается намного дальше, чем мы себе представляем. Думать, что сознание содержится в мозге, — весьма недальновидно. Нам так кажется лишь потому, что главные органы чувств (глаза, уши, нос) расположены на голове. Но, как мы только что выяснили, мозг задействует всё тело, чтобы познавать мир вокруг, реагировать на происходящее и получать новые знания. А в некоторых случаях сознание простирается и за пределы тела, используя внешние инструменты.