Хотя искусственные человекоподобные создания упоминались ещё в древнегреческих мифах, впервые слово «робот» прозвучало в пьесе Карела Чапека (Karel Čapek) в 1920 году. С тех пор тема роботов остаётся крайне актуальной для фантастов и футурологов. Множество популярных книг, фильмов и видеоигр предлагали свои варианты развития робототехники, и мы решили задаться вопросом: насколько их авторы оказались в состоянии предсказать реальное будущее? Приблизились ли современные инженеры к созданию прототипов фантастических существ? Как вообще жанр научной фантастики соотносится с реальностью в наши дни?

Для того чтобы найти ответы, мы решили вспомнить канонических роботов из фильмов и видеоигр и попросить известного эксперта по роботам, первого проректора Московского технологического института (МТИ) и генерального директора Московской бизнес-школы (MBS) Евгения Плужника прокомментировать их с точки зрения текущего положения дел в робототехнике.

Серия «Звёздные войны»: C-3PO, R2-D2, BB-8

Робототехника. «Звёздные войны»
giphy.com

Киноэпос «Звёздные войны» подарил поклонникам Sci-Fi огромную, глубоко проработанную вселенную. В ней подробно описано всё: философские концепции, технологии, звёздные системы, биологические виды и, конечно, самые разнообразные типы роботов. Не нужно быть поклонником научной фантастики, чтобы узнать один из самых известных дуэтов в массовой культуре — роботов моделей C-3PO и R2-D2.

Первый — протокольный андроид, по его собственным словам, владеющий шестью миллионами форм коммуникаций. Мнительный, до болтливости многословный, склонный драматизировать события, этот робот ненавидит путешествия и влипает в самые разные неприятности.

Его товарищ R2-D2 — астромеханический дроид, главная функция которого — помощь пилотам в межзвёздных перелётах. Он общается с помощью различных шумов — свистков, трелей, писков и щелчков, при этом многие из его сообщений могут быть понятны зрителю благодаря моделированию интонаций человеческой речи. Храбрый, целеустремлённый и упрямый, он на редкость обаятелен и при этом не раз выручал главных героев «Звёздных войн» из, казалось бы, безвыходных ситуаций.

В седьмом эпизоде к знаменитому дуэту присоединился робот модели BB-8 — вызывающий умиление дроид с оригинальной внешностью в виде свободно вращающегося шара и хитроумно присоединённой к нему головы-полусферы.

Евгений Плужник
Первый проректор Московского технологического института (МТИ), генеральный директор Московской бизнес-школы (MBS)

Идею «Звёздных войн» можно описать как «научная фантастика с человеческим лицом». После «Звёздного пути», вышедшего на 11 лет раньше (1966-й против 1977-го), создателям «Звёздных войн» нужно было поразить зрителя всеми козырями научной фантастики. Поэтому роботы в данной серии эмоциональны, обаятельны и милы, при этом не все антропоморфны. Во многом пара C-3PO и R2-D2 подобрана по характеру и внешнему виду в соответствии с законами комедии, угадывается даже «Толстый и тонкий» Чехова. В целом сериал не задаётся философскими концепциями, а эксплуатирует тему роботов как милую и интересную публике.

В реальности пока не существует роботов соизмеримого уровня интеллекта и взаимодействия с реальностью, однако технологии глубокого обучения нейронных сетей сильно обнадёживают. Мы наблюдаем, как компьютеры овладевают навыками общения. Уже сейчас программы вполне успешно проходят тест Тьюринга — устоявшийся критерий невозможности отличить в общении человека от робота.

Серия «Терминатор»: T800, T1000

Терминатор
giphy.com

После ядерной войны роботы-терминаторы сражаются с остатками человечества и отправляются в прошлое, чтобы уничтожить сначала Сару Коннор, а потом её сына, предопределив таким образом исход финальной битвы.

Модель T800 имеет металлический каркас, напоминающий скелет человека, и внешность Арнольда Шварценнегера. T1000 — это более продвинутая модель из подвижного жидкометаллического сплава, которая способна принимать самые разные формы, копировать объекты вокруг себя и игнорировать механические повреждения.

Перед актёрами, играющими терминаторов в одноимённых фильмах, стояла непростая задача изобразить киборгов, которые не обладают какими-либо эмоциями, не чувствуют ни жалости, ни страха и идут к выполнению поставленных задач самым коротким из всех возможных путей. Получилось хорошо. И если зритель ещё мог испытать симпатию к T800 в обличье Арнольда Шварценнегера, который, опускаясь в расплавленный металл, показывает большой палец, то безжалостные терминаторы, сражающиеся против людей, вызывали лишь страх.

Евгений Плужник
Первый проректор Московского технологического института (МТИ), генеральный директор Московской бизнес-школы (MBS)

Этот фильм вышел спустя семь лет (1984 год) после первых «Звёздных войн», но за это время в технологическом мире очень многое поменялось. Космос постепенно вытесняется из умов людей новым технологическим явлением — компьютером, а космооперы — киберпанком. Поэтому в массовой культуре начинает активно эксплуатироваться тема войны с роботами.

Насколько реальны такие прогнозы? Девяносто два процента экспертов из Американской ассоциации искусственного интеллекта считают, что учёным в ближайшие 25 лет не удастся создать разумную машину, способную превзойти человеческий мозг. Так что можно не волноваться. Гораздо вероятнее не конкуренция с машинами, а объединение с ними, например добавление к человеческому мозгу цифрового чипа, усиливающего его способности.

Видеоигра Deus Ex: Mankind Divided

Deus Ex: Mankind Divided
giphy.com

Последняя часть видеоигры Deus Ex продолжает поднимать непростые вопросы о технологических способах улучшения человеческой природы и их последствиях.

Используя ультрасовременные технологии, корпорации предлагают людям улучшить свои физические свойства благодаря вживляемым имплантатам. Обеспеченные люди обретают новые фантастические способности и существенно облегчают свою жизнь. При этом происходит раскол общества: значительная его часть считает, что вмешательство в человеческий организм недопустимо. Вокруг этого набирающего обороты конфликта выстраивается весь сюжет видеоигры. Главному герою доступны все преимущества фантастических технологий. Игрок может почувствовать, каково это — быть человеком, который частично стал роботом.

Евгений Плужник
Первый проректор Московского технологического института (МТИ), генеральный директор Московской бизнес-школы (MBS)

Этические вопросы киборгизации обусловлены проблемой нашей идентичности. Новые технологии ставят перед нами вопрос: каким будет наше самоопределение, когда нейронные сети могут копировать нас до степени прохождения визуального, текстового и прочих тестов Тьюринга? Что останется нам, людям, как критерий человечности? Кто это такой — человек ближайшего будущего?

Очевидно, технологии вживляемых имплантатов могут дать много новых возможностей, но у большинства людей есть страх или даже отвращение к изменению собственного тела. Хотя, судя по развитию технологий, человек постепенно отказывается от монополии на сознание и идеи «моё тело — моя крепость». Так что в скором времени мы наверняка будем наблюдать взрывной рост вживляемых датчиков, протезов и улучшения нашего тела на генетическом уровне.

Видеоигра ReCore (Сет, Мак, Дункан)

ReCore
phoenixfg.tumblr.com

Зооморфные роботы-спутники Сет, Мак и Дункан помогают главной героине постапокалиптического приключения ReCore спасти человечество в схватке с враждебными роботами. Именно эти три героя вызывают эмоциональное сопереживание, даже несмотря на то, что они сделаны из бездушного металла.

Благодаря способностям и улучшенным навыкам своих биологических прототипов, роботы помогают своей спутнице побеждать даже самых сильных врагов. Они прыгают, забираются на скалы, в общем, компенсируют возможности человека там, где это необходимо. Именно в этой истории союз человека и роботов существует в полной гармонии.

Евгений Плужник
Первый проректор Московского технологического института (МТИ), генеральный директор Московской бизнес-школы (MBS)

В современном мире инженеры часто заимствуют идеи из живой природы. Для улучшения механики и кинематики создали робота-кенгуру и робота-стрекозу. А недавно был сделан робот на скелете из золота, который состоит из силикона, а внутри у него находится мышца, выращенная из генетически модифицированных клеток сердца крысы. Он продуцирует движение и плывёт по импульсам света (запрограммирован на определённую длину волны). Робот плавает в растворе с питательными веществами, чтобы мышечные клетки жили дольше. Через шесть недель эксперимента 80% клеток были сохранены.

Книга и фильм «Я, робот»

Я, робот
yokentoken.ru

Фантастический сюжет классического произведения Айзека Азимова относит в недалёкое будущее, в 2035 год, где роботы стали частью обыденности и помогают людям в повседневных делах.

В центре внимания — детектив Дэл Спунер, скептически и настороженно настроенный к роботам. Расследуя дело убийства учёного, он приходит к выводу, что в преступлении виновен созданный им разумный робот Санни серии NS5, отказавшийся подчиняться законам роботехники. В итоге Спунер выясняет, что за всем этим стоит нечто большее — целая система ВИКИ (виртуальный интерактивный кинетический интеллект), которая запрограммировала роботов новой серии на неподчинение человеку.

Сценарий классически иллюстрирует человеческий страх восстания роботов, вышедших из-под контроля.

Евгений Плужник
Первый проректор Московского технологического института (МТИ), генеральный директор Московской бизнес-школы (MBS)

Айзек Азимов был первым, кто пошёл дальше страха перед роботами. Он задумался над тем, как нам можно уживаться с другой разумной формой жизни, и разработал этику роботов — свои знаменитые законы робототехники. К сожалению, в реальной жизни они пока что не могут быть применены, однако совсем недавно стало известно, что Британский институт стандартов опубликовал нормы для создания роботов. Это значит, что данная сфера скоро получит ещё большее развитие, а также станет более регламентированной, чтобы избежать возможных этических проблем.

А какие примеры постепенного воплощения фантастических идей можете вспомнить вы? Делитесь в комментариях!