Svenska Cellulosa Aktiebolaget (SCA) — это одна из лидирующих международных компаний, занимающаяся производством гигиенических товаров для взрослых и детей.

Компания основана в 1929 году, её родиной является Швеция, штаб-квартира находится в Стокгольме. Продажи осуществляются в 100 странах мира. Вы наверняка видели на прилавках магазинов товары торговых марок Zewa, Libero, TENA, Libresse, а в общественных местах встречали бумажную продукцию Tork.

Важное направление деятельности SCA — просвещение в вопросах гигиены. Несоблюдение правил гигиены может стать причиной серьёзных заболеваний. По данным Всемирной организации здравоохранения, санитарную ситуацию в мире можно значительно улучшить, если просто регулярно мыть руки. Мытьё рук существенно снижает риск распространения респираторных заболеваний и пищевых отравлений.

Но несмотря на важность соблюдения санитарных норм, многие вопросы, связанные с гигиеной, до сих пор остаются табуированными. Люди с лёгкостью отпускают пошлые шутки, но слова «недержание» или «менструация» вводят нас в ступор и заставляют краснеть.

С 2014 года SCA вместе со всемирным Советом по сотрудничеству в области водоснабжения и санитарии (WSSCC) популяризирует чистоту: проводит семинары, издаёт брошюры и так далее. В этом году SCA и WSSCC решили выяснить, что люди знают о гигиене.

Исследование охватило 12 стран: США, Мексику, Великобританию, Швецию, Нидерланды, Францию, Германию, Китай, Испанию, Италию, Индию и Россию. В опросе, проведённом при поддержке международной консалтинговой компании United Minds, приняли участие 12 000 человек (по тысяче из каждой страны). В России 53% респондентов — женщины, 47% — мужчины. Это были как студенты, так и работающие люди и пенсионеры.

Результаты исследования SCA позволили развеять некоторые мифы о гигиене.

Миф 1. «Я мою руки достаточно часто»

По данным опроса, мужчины в России моют руки в среднем восемь раз в день, женщины — десять. Неплохо, если учесть, что итальянцы и голландцы, к примеру, подходят к раковине лишь шесть, а испанки — восемь раз в день.

88% опрошенных россиян считают, что моют руки достаточно часто. Но представьте, сколько раз в течение дня вы хватаетесь за дверные ручки, держитесь за поручни в метро, достаёте деньги или просто здороваетесь. 66% опрошенных думают, что другие люди моют руки недостаточно часто.

Анастасия Пивоварова
Автор Лайфхакера, студент-медик

Многие соотечественники не видят связи между мытьём рук и болезнями. Один наглядный пример: в прошлом году я отдыхала в Сочи. Когда мы заселялись в санаторий, ко мне подошла семейная пара и по доброте душевной решила предупредить: кругом инфекция, все дети и взрослые страшно болеют «кишечным гриппом», но об этом не говорят туристам, чтобы не распугать отдыхающих. Так что лучше закупиться антибиотиками и попить их для профилактики. Страшная инфекция к нам не пристала, хотя никакие лекарства я не покупала. А всё потому, что в столовой всегда были огромные очереди к блюдам с едой, но ни одной очереди к рукомойнику. Мыли руки перед едой единицы, одни и те же лица, а обедали с грязными все.

Получается парадокс: мы верим в свою чистоплотность, но не доверяем окружающим. Конечно, не стоит доводить стремление к чистоте до мизофобии. Но это ли не повод мыть руки после каждого посещения туалета и перед каждым приёмом пищи?

SCA

Миф 2. «Гигиена — личное дело каждого»

Если бы на дворе стояло Средневековье, когда некоторые мылись пару раз за жизнь, или люди были изолированы друг от друга, то каждый бы сам мог решать, как и в какой мере поддерживать чистоту. Но мы живём в обществе, и личная гигиена является важным фактором в коммуникациях.

Мы не хотим находиться рядом с человеком, если от него плохо пахнет. Мы не будем целоваться с тем, у кого несвежее дыхание. Мы пренебрежительно относимся к людям в грязной одежде. Справедливо и обратное: мы чувствуем себя неуверенно, если не привели себя в порядок.

Опрос SCA: «В какой степени эти ситуации заставляют вас чувствовать себя неуютно?»

Как видите, большинство респондентов испытывают дискомфорт при социальных контактах, если не помыли голову или не почистили зубы.

Забавно, что сильнее всего россияне беспокоятся о своём внешнем виде и гигиене, когда идут на свидание. 62% опрошенных считают, что, отправляясь на рандеву, нужно быть суперопрятным. В Германии с этим согласны лишь 28% респондентов, в Великобритании — 26%.

Мария Верховцева
И. о. главного редактора Лайфхакера

Первое. Очень печалит, когда люди запускают себя настолько, что это реально начинает мешать жить другим. И тут уже речь не просто о неприятных запахах, а о гигиенической катастрофе. Ещё печальнее, что с такими плюшкиными в нашей стране справиться крайне сложно, а на деле — практически невозможно.

Второе. Хоть мы и живём не в Средневековье, такое ощущение, что многие не понимают понятия гигиены. Это не модная стрижка, но выжженные краской волосы. Это не отбелённые передние, но гнилые задние зубы. Это не доверие сексуальному партнёру, но вера в миф, что во время месячных нельзя забеременеть.

Третье — the best. Больше всего смущает меня тенденция прихорашиваться только перед свиданием. Особенно у девушек. Следить за своей гигиеной нужно всегда, независимо от того, идёшь ты на свидание или нет, есть у тебя мужчина или нет, есть у тебя муж или нет.

Но то, что о нас думают, какое мы производим впечатление, всё же второстепенно. Главная миссия гигиены — не допускать распространения бактерий и вирусов. От этого зависит здоровье населения конкретной страны и выживание человечества как вида. Так что врачи совсем не напрасно рекомендуют чаще мыть руки во время эпидемий гриппа и ОРВИ.

SCA

Сотрудники компании SCA, занимающиеся торговой маркой Tork, специально для детских садов разработали программу «Чистые ладошки». В доступной игровой форме малышам объясняются правила гигиены рук. По мнению медиков, такая простая и полезная привычка, как мытьё рук, — лучший способ не допустить распространения инфекционных заболеваний среди детей в садике или школе.

Миф 3. «У людей нет проблем с покупкой средств гигиены»

Сегодня без труда можно приобрести любое гигиеническое средство: от бумажных носовых платков до урологических подгузников. Огромный выбор и никакого дефицита. Но люди всё равно испытывают сложности с приобретением предметов гигиены.

«В чём проблема?» — спросите вы. Проблема в головах.

Согласно опросу, мужчины и женщины в России чувствуют себя некомфортно, приобретая товары для личной гигиены. 56% респондентов стесняются покупать презервативы, 42% — противогрибковые средства, 16% — туалетную бумагу, 45% — прокладки или тампоны.

Тема менструации в России вообще является запретной. Нормальный физиологический процесс, которому женщины подвержены большую часть жизни, считается чем-то постыдным. Даже само слово всячески вуалируют: «критические дни», «красный день календаря» и прочее.

23% женщин в России предпочитают не употреблять в разговоре слово «менструация». В Германии и Испании слова избегают лишь 5% представительниц прекрасного пола.

Только одна из пяти опрошенных женщин в нашей стране может спокойно обсудить цикл со своим партнёром. Остальные в лучшем случае ищут совета у подружек и мам, в худшем — просто молчат.

Шесть из десяти респондентов-мужчин признаются, что для них купить жене тампоны или прокладки в магазине — это что-то за гранью. В этом вопросе Россия в лидерах. Больше конфузятся только китайские мужчины. Для сравнения: в Швеции и Германии всего 29% опрошенных заявили, что подобная ситуация вызывает у них дискомфорт.

Артём Козориз
Автор Лайфхакера

Могу сказать по собственному опыту: проблема с покупкой средств гигиены действительно существует. Пару раз в жизни мне приходилось покупать прокладки для жены (я помогал ей с покупками, когда наш ребёнок был совсем маленьким). Это стало для меня настоящим испытанием. Кажется, в нас где-то на подсознательном уровне заложено то самое разделение на мужские (девушки ведь тоже часто стесняются покупать презервативы, ага) и женские штуки. Не знаю, как ещё это объяснить. Это неправильно и даже глупо. Чем скорее мы избавимся от таких предрассудков, тем лучше.

Налицо снова парадокс: средства личной гигиены доступны, как никогда, но люди и в XXI веке стесняются всего, что связано с телом и физиологией.

Миф 4. «В моей стране нет проблем с гигиеной»

Существует стереотип, согласно которому антисанитария — это что-то про Бангладеш или Мозамбик, а нам, дескать, волноваться не о чем.

Действительно, согласно опросу SCA, уровень обеспокоенности населения гигиенической обстановкой в таких странах, как Индия и Мексика, значительно выше, чем в России (65% и 48% против 19%). Но это вовсе не значит, что россияне чувствуют себя в безопасности.

Исследование показало, что наибольший дискомфорт жители России испытывают в общественных уборных и транспорте. Причём женщины брезгливее мужчин.

SCA: «В каком из этих мест, по-вашему, вы подвержены наибольшему риску?»

50% опрошенных россиян стараются не пользоваться санузлами на улицах, 29% — в спортзалах, 15% — в ресторанах, 9% — в отелях, 5% — в кинотеатрах. При этом большая часть респондентов как в России, так и в других странах выступают за ужесточение санитарных норм и правил.

Миф 5. «Чистота в доме — забота женщины»

Это клише. Мужчина — добытчик, женщина — хранительница очага. Мужчина разбрасывает носки, женщина — собирает. У добытчиков нет времени на уборку и стирку.

Всё так. Опрос показал, что стремление к чистоте в природе женщины. 9 из 10 дам считают себя опрятнее своих спутников жизни. И это общемировая тенденция.

Но почему тогда уборка — типичный повод для бытовых ссор? 16% пар в России регулярно спорят из-за уборки в доме. Особенно если оба партнёра работают.

Женщины хотят, чтобы мужчины больше помогали им по хозяйству: чистили ванну и столешницу, закладывали бельё в стиралку, ходили в магазин за порошком и так далее.

SCA

Кстати, закупка бытовой химии и средств гигиены во всех семьях практически полностью лежит на плечах женщин. Например, в США туалетной бумагой прекрасный пол затаривается в 60% случаев, в Великобритании — в 70% случаев, в Италии — в 74%, в Китае — в 75%, а в России — в 56% случаев. То же самое с предметами личной гигиены и детскими подгузниками. Увы, девушки, если вы не купите спутнику шампунь, он будет мыться хозяйственным мылом.

43% россиянок хотели бы, чтобы мужья больше помогали им поддерживать чистоту. Но только 10% мужчин в России озабочены тем, что их любимые много хлопочут по дому.

Анастасия Пивоварова
Автор Лайфхакера, студент-медик

Если мужчина не хочет помогать с домашней работой, пусть поможет с покупкой и установкой техники. Посудомойка, стиралка, мультиварка и робот-пылесос творят чудеса. Ухаживать за бытовой техникой проще и интереснее, чем отмывать квартиру. ;)

Вот такие интересные данные выявило исследование SCA.

Предлагаем вам дополнить статистику и провести мини-эксперимент. Следите и записывайте в течение недели, сколько раз в день вы моете руки. Через семь дней, высчитав среднее значение, вы поймёте, достаточно ли внимания уделяете личной гигиене.

Рассказывайте о своих результатах в комментариях. И давайте обсудим, что, по-вашему, нужно сделать, чтобы общественные места в нашей стране стали чище и мы меньше волновались за своё здоровье?