Японское деловое мышление и стратегия основаны не на «шахматном времени», скорее на «времени го» — долгосрочном подходе к разделению рынка. Я считаю, что для бизнесмена го является лучшей игрой на стратегическое мышление.

Ясуюки Миура (Yasuyuki Miura), директор по маркетингу компании Japan Airlines и исполнительный директор сети отелей Nikko

Правила го обманчиво просты. В распоряжении двух игроков есть специальная доска, наборы белых и чёрных камней. Главная задача — захватить как можно большую территорию у конкурента. Несмотря на кажущуюся лёгкость, го считается сложнейшей интеллектуальной игрой, в ходе которой открываются тысячи возможностей для решения той или иной бизнес-ситуации.

Бизнес-стратегии го направлены на эффективный раздел рынка и совместное сосуществование участников, а стратегии шахмат — на уничтожение противника и захват его доли на рынке.

Как именно вы будете развивать своё дело, какие методы применять, будете ли отдавать предпочтение краткосрочным или долгосрочным выгодам, насколько эффективно сможете использовать существующие ресурсы и гибко реагировать на постоянно меняющуюся рыночную ситуацию — все эти вопросы обыгрываются в процессе партии, где доска — это рынок и территории, а камни — ваши ресурсы. Каждая игра в го — это урок и отдельная стратегия, которые применимы в реальной жизни.

everythingaboutdesign.com
everythingaboutdesign.com

Урок № 1. Сначала укрепление, затем расширение

Стабильно работающий бизнес — главное условие для его дальнейшего роста и полноценного развития. Ставя один камень и не обеспечивая фигуре должной устойчивости, можно потерять все позиции. Начинающие предприниматели, как и начинающие игроки в го, часто не акцентируют внимание на угрозах, возникающих поблизости, и не анализируют слабые стороны своих позиций, чтобы в дальнейшем их укрепить. Они стремятся быстрее расшириться и получить как можно больше прибыли, но в итоге, не имея проверенного, стабильно работающего проекта, остаются в проигрыше.

Известная компания iRobot начинала с создания и производства робота-пылесоса. Укрепив свои позиции, компания постепенно стала завоёвывать рынок, расширяя бизнес. Теперь в ассортименте iRobot — роботы-сапёры, роботы-разведчики, роботы-чистильщики бассейнов и водостоков.

Именно поэтому для начала необходимо сконцентрироваться на какой-то одной идее, одном продукте. Только когда вы укрепите свои тылы, получите чётко работающий проект, минимально зависящий от внешних обстоятельств, переходите к последовательному расширению своего дела на рынке.

Урок № 2. Развивайтесь по всему полю

После укрепления позиций не стоит ограничивать себя отдельно взятой частью доски. Так можно упустить стратегическое преимущество, в результате чего ваш соперник эффективно перехватит свободную территорию и быстрее выиграет.

Доска — это огромный рынок, на котором вам необходимо постоянно развивать свой бизнес, привносить в него новые решения. Расширяйте своё дело: разрабатывайте свежие направления, предлагайте клиентам новые услуги, дополнительные преимущества, качественную и оригинальную продукцию. Не позволяйте конкурентам использовать ваши возможности.

Например, Toyota Motor Corporation является не только крупнейшей японской автомобилестроительной корпорацией с широкой линейкой автопродукции. Здесь также учитываются современные технологии, рыночные тенденции и потребительский спрос. Именно Toyota первой начала массовое производство и продажу гибридных автомобилей.

Чтобы следовать правилу по захвату как можно большей территории поля, не обязательно быть крупной компанией. Даже если у вас маленькая фирма, скажем, по созданию фотокниг, старайтесь мыслить перспективно и постоянно расширять линейку предлагаемой продукции в соответствии с изменяющейся рыночной обстановкой.

Например, можно дополнительно предлагать доставку заказов по всей России, печать фотомагнитов, создание оригинальных обложек к книгам и, возможно, проведение фотосессий. Таким образом, вы сузите возможности для конкурентов и выиграете большую часть рынка.

Урок № 3. Используйте камни эффективно

Камни — это ваши ресурсы и, соответственно, ваше будущее. Бизнес не может существовать в вакууме. Он находится на одной доске с конкурентами, клиентами и государством. Каждое действие с камнем влияет на дальнейший ход событий и поведение игроков.

В го, прежде чем сделать ход, важно хорошо взвесить его необходимость и возможные последствия. Отсутствие планирования и прогнозирования способствует накоплению рисков до критической массы.

В начале игры оба соперника обладают одинаковым количеством ресурсов, но к концу партии каждый имеет разную площадь завоёванной территории. Победа зависит от того, насколько эффективно и обдуманно человек умеет использовать свои ресурсы на пути достижения цели.

Там, где вы не увидели брешь и не просчитали будущий результат, соперник получит отличную возможность улучшить свои позиции. Потенциально результативные, стратегически выверенные ходы позволят исключить потерю ресурсов.

Как в игре, так и в бизнесе просчитывайте свои решения хотя бы на три шага вперёд с учётом множества внешних обстоятельств. Тратьте ресурсы только на важные и эффективные для компании позиции, смело избавляйте свой бизнес от потерявших актуальность направлений, товарных линеек, услуг.

Все ваши бизнес-ходы должны быть всесторонне обдуманы и скорректированы в соответствии с изменяющейся ситуацией. Так у вас не будет проблем с неэффективной организационной структурой, неоправданными затратами, внедрением проектов, которые при внимательном рассмотрении могут оказаться провальными, и несвоевременным выбросом на рынок новых услуг.

Урок № 4. Думайте как противник

В бизнесе, как и в го, для успешного исхода дела крайне важно умение посмотреть на ситуацию глазами конкурента и потребителя. Необходимо учиться анализировать рыночные реалии сразу с нескольких позиций. Многие бизнесмены понимают важность этого правила, проводя регулярные маркетинговые исследования, используя высокий уровень секретности в компаниях и выявляя потребности клиентов.

Если внимательно изучать не только позиции своих камней, но и перспективы второго игрока, стараться предугадывать его планы, анализировать слабые и сильные стороны, то это значительно облегчит путь к победе.

В качестве примера можно привести упор компании Apple на производство продуктов высшего качества, удовлетворяющих реальные потребности клиентов и имеющих долгосрочную ценность. Именно это делает Apple исключительно конкурентоспособным и сильным игроком на рынке. Понимание потребностей покупателей может стать толчком для разработки инновационного и по-настоящему востребованного продукта, который позволит открыть для себя новые горизонты.

Играя в го, каждый сможет вынести для себя важные бизнес-уроки, смоделировать возможные ошибки и разработать полноценную стратегию выхода на рынок. Освоение стратегического видения можно начать с онлайн-ресурсов или специализированных клубов для игры в го. И не стоит бояться трудностей. Дорогу осилит только идущий.