Юлия Бондарчук

Основательница сервиса по доставке фруктов и овощей «Лавка Edoque».

1. Опишите идею на бумаге

Бизнес начинается с идеи. Это действительно так. И главная задача на первом этапе — представление своей бизнес-идеи на бумаге. После того как вы напишете несколько слов о своей задумке, многое станет понятным. Так вы не только структурируете ваши мысли, но и восполните пробелы, которые будут выявлены в процессе.

Опишите продукт, ассоциации, которые он вызывает. Опишите, каким вы видите ваш бизнес, используя определения, которые подходят для привычных предметов: «весёлый», «дерзкий», «яркий», «спокойный», «семейный». Опишите, какую вы видите перед собой целевую аудиторию. Многие предприниматели занимаются этим уже в процессе работы, однако полезнее это будет сделать ещё до старта.

А теперь поделитесь своей идеей с близкими людьми. Их вопросы и замечания помогут вам внести корректировки и дополнить план.

2. Определитесь с суммой на запуск

Многие идеи не воплощаются в жизнь, не пройдя проверку на данном этапе. Поэтому не будем пренебрегать расчётами и рассмотрим статьи расходов, которые вам предстоят при запуске своего дела:

  • Регистрация вас как ИП или юридического лица.
  • Создание собственного сайта.
  • Аренда помещения.
  • Телефония.
  • Набор необходимого персонала.
  • Дизайн и печать полиграфии (возможно, упаковки).
  • Фото- и видеосъёмка.
  • Вложения в продвижение компании.

Не забудьте отложить около 20% получившейся суммы на непредвиденные расходы!

Планирование и оценка таких затрат — лучшая проверка вашей идеи.

3. Составьте план продаж и издержек

Отличное решение — составить три плана:

  • Оптимистичный. Это план идеальной реализации вашего бизнеса: высочайший спрос, большое количество клиентов. Запишите на бумаге, сколько клиенты покупают у вас ежедневно. Так вы сможете посчитать, сколько вам удастся продать за целый месяц.
  • Реалистичный. А теперь уменьшите цифры из предыдущего плана на 30% и снова запишите.
  • Пессимистичный. Представьте, что продажи на старте невысоки, клиентов намного меньше, чем вы предполагали изначально. Лучше придерживаться данного плана. Так вы не обманетесь в ожиданиях.

Важно: не забудьте о постоянных и переменных издержках. Помните о ежемесячном возврате долга или кредита, если он будет иметь место в вашем случае. Учтите всё и запишите показания чистой прибыли или убытка.

4. Спланируйте состав команды

А теперь необходимо решить, какая команда сможет обеспечить реализацию вашего плана. Вот вопросы, на которые необходимо ответить:

  • Нужен ли вашему бизнесу ещё один руководитель помимо вас?
  • Отдадите ли вы часть работ на аутсорсинг или весь персонал будет штатный?
  • Какого графика работы вы будете придерживаться?
  • Определите систему оплаты труда ваших сотрудников. Оклад, процент, премии, бонусы или даже нематериальные награды.
  • Будет ли у вас внутреннее корпоративное обучение, нужно ли оно в вашей сфере?

Для многих начинающих предпринимателей эти вопросы кажутся неактуальными перед стартом и на старте. Но опыт показывает, что чем раньше на бумаге появятся ответы на все вопросы, тем быстрее они реализуются в вашем деле.

5. Решите, чем будете заниматься лично вы

По этому поводу у меня есть два интересных лайфхака.

Во-первых, необходимо изначально мыслить так, будто вы владеете крупной международной сетью. Таким образом все ваши решения будут вести бизнес к успеху.

Во-вторых, не стоит самому тонуть в операционной деятельности, быть и директором, и грузчиком, и курьером, и менеджером одновременно. Нанимайте работников сразу. В противном случае вы потратите много времени, которое было бы целесообразнее посвятить развитию своей компании.


Воспользуйтесь этими советами и приблизьте вашу идею к успешному воплощению. Главное, не бойтесь действовать, принимать решения и брать на себя ответственность. Может, именно ваша идея, как ни одна другая, заслуживает успешной реализации!