В чём проблема?

— Утром деньги — днём стулья, днём деньги — вечером стулья, вечером деньги — ночью стулья, ночью деньги — утром стулья.
— Ну всё, ясно, ясно. А можно так: утром — стулья, а днём — деньги?
— Можно, но деньги вперёд!

Меметичный диалог между монтёром Мечниковым и Остапом Бендером из «12 стульев» очень наглядно демонстрирует извечную проблему взаимоотношений продавца и покупателя.

В идеальном мире все люди честные, выполняют обязательства и платят по счетам, но мы живём в реальности, где то и дело появляются истории о том, как кто-то кого-то кинул. Всегда существует отличная от нуля вероятность того, что вы столкнётесь с недобросовестным человеком или компанией.

Покупатель заплатил, а продавец привёз некачественный товар или не оказал услугу должным образом. Покупатель заплатил, а продавец просто исчез. Продавец выполнил свою часть договора, а покупатель не платит и откровенно игнорирует его. Недобросовестные заказчики — это ужас и суровая реальность каждого фрилансера.

Неудивительно, что продавцы требуют стопроцентную предоплату, а покупатели настаивают на оплате после доставки. Заказчики не хотят платить до факта сдачи работы, а исполнители просят аванс. Тот, кто первым выполняет свою часть обязательств, всегда рискует.

Се ля ви. Разве бывает по-другому?

Бывает. С развитием торговых отношений люди начали искать способы защитить себя от обмана. Когда каждая из сторон заинтересована только в собственном благополучии и тянет одеяло на себя, нужен третий незаинтересованный участник — гарант.

Кто такой гарант и что он делает?

Гарант — это нейтральная сторона, не имеющая отношения и не покровительствующая ни одному из участников сделки. Гарант берёт на себя роль арбитра, контролирующего соблюдение условий договора.

В фильме об агенте 007 «Казино „Рояль“» роль гаранта выполнял швейцарский банк, державший внесённые участниками покерного турнира в общий призовой фонд средства до момента выявления победителя.

Если речь идёт о купле-продаже, то сделка с участием сервиса-гаранта происходит по следующему сценарию:

  1. Продавец и покупатель передают гаранту согласованные условия сделки.
  2. Покупатель передаёт гаранту сумму, на которую заключена сделка.
  3. Продавец передаёт товар или оказывает услугу покупателю, согласно условиям сделки.
  4. Покупатель уведомляет гаранта, что продавец выполнил условия.
  5. Гарант, получив уведомление покупателя, передаёт продавцу деньги.

Аналогично строятся отношения заказчиков и фрилансеров, лиц, покупающих и предоставляющих определённые услуги.

Такая простая система исключает основные риски купли-продажи:

  • Покупатель не может обмануть продавца и оставить деньги у себя, потому что деньги хранятся у гаранта.
  • Продавец не может не выполнить свои обязательства, иначе гарант не передаст ему деньги.

Что будет, если продавец всё-таки облажался?

В таком случае покупатель уведомляет гаранта о том, что условия сделки не выполнены, и начинается рассмотрение претензии на основе хранящегося у гаранта соглашения.

Чем точнее сформулированы детали сделки, тем легче гаранту справедливо и по закону разрешить ситуацию. Обычно для рассмотрения претензий у гаранта в штате есть арбитражные консультанты. Отсутствие юридических специалистов — большой минус для гаранта и тревожный сигнал для вас.

Что мешает гаранту всех кинуть и забрать деньги себе?

Репутация. Вся система сделок с гарантом строится на том, что покупатель и продавец безоговорочно ему доверяют. Очевидно, один-единственный инцидент, ставящий под сомнение надёжность гаранта, похоронит его репутацию и никто никогда к нему больше не обратится.

Гарант заинтересован в безукоризненном исполнении своих обязанностей и увеличении количества успешно проведённых сделок. Тем самым он повышает свою репутацию и привлекает всё больше клиентов. Чем выше количество и общая сумма сделок, тем выгоднее гаранту.

А в чём выгода гаранта?

За каждую проведённую сделку гарант берёт свой процент. Это комиссия за оказанные услуги.

Обычно процент очень маленький, чтобы жадность клиентов не побеждала над инстинктом самосохранения, но совсем бесплатно гарант работать не может, потому что есть хочется всем. Фактически гарант занимается урегулированием спорных ситуаций за свой счёт. Ни продавец, ни покупатель не платят за междугородние звонки, не тратят время и нервы на разборки и тому подобное.

Если вы наткнулись на бесплатного гаранта, то перед вами, скорее всего, мошенник.

Продавец или покупатель должен платить комиссию гаранта?

Обычно гарант предоставляет возможность клиентам самим решить, кто из них платит за услугу. Это может быть одна из сторон, либо сумма делится пополам. Второй вариант кажется справедливее, но всё это очень индивидуально и зависит от конкретной сделки.

В каких случаях имеет смысл обращаться к гаранту?

В любых, когда речь идёт о деньгах. Очевидно, если вы фрилансите на какую-то одну компанию или закупаетесь у одного и того же поставщика долгое время и без форс-мажоров, то в этих случаях гарант вам не нужен.

Если же вы впервые имеете дело с человеком или компанией либо это разовая сделка, то сервис-гарант защитит вас от возможных проблем.

Где найти надёжного гаранта?

Как говорилось выше, один из главных показателей хорошего гаранта — это большое количество проведённых сделок. Такому сервису нет смысла кого-то единоразово кидать даже ради большой суммы, ведь в перспективе он получит куда больше с комиссий за свои услуги. Со временем его доход будет только расти, и всё легально.

SafeCrow — сервис-гарант, который успешно работает два года и уже провёл более 800 сделок на общую сумму почти 40 миллионов рублей. Это официально зарегистрированная компания, чья деятельность легальна и подтверждена всеми необходимыми свидетельствами.

Комиссия SafeCrow составляет всего 1–4% в зависимости от суммы сделки и может быть разделена поровну между участниками купли-продажи.

Сервис полезен не только при разовых покупках и продажах, но и как помощник для вашего бизнеса. Подключив готовый модуль SafeCrow к своему онлайн-магазину или торговой площадке, вы избавите покупателей от лишних рисков и повысите доверие к себе.

Попробовать SafeCrow