Йога за 90 минут

Йога для беременных, жиросжигающая йога, йога для коррекции фигуры, йога для упругой попы, йоготерапия, йога для повышения IQ, йога… Простите, сложно остановиться. Все эти явления можно объединить под одним названием — «йога в России».

Если спросить среднестатистического посетителя йога-центра, зачем тот занимается йогой, он ответит что-то вроде: «Для поддержания тела и духа здоровыми», «Для саморазвития», «Чтобы справляться со стрессами». Или найдёт ещё какое-нибудь оправдание. И в целом будет прав: именно с таким посылом популяризировалась индийская духовность, волной накатившая на Россию после распада Советского Союза. Центры йоги стали расти как грибы после дождя, а разомлевшее перед восточной диковинкой население православной Руси вдруг стало хором петь «Ом, шанти, ом», скрестив ноги на гламурных термопластиковых ковриках. Ведь лотосы прекрасны.

Чтобы стать учителем йоги, достаточно одолеть месячный курс обучения: бегло ознакомиться с санскритским алфавитом и освоить курс пранаямы для чайников.

После этого смело можно идти учить людей, отсутствие опыта вряд ли смутит работодателя. В самом деле, не приглашать же индийского гуру, когда спрос на услуги духовной прокачки едва ли не превышает предложение.

Центры йоги — это такие места, в которых люди без сертификата учителя встречают человека с сертификатом. Там они изучают кончик своего носа, пропевают непонятые им слова и занимаются гимнастикой. После сеанса, духовно выросшие и достигшие внутреннего баланса, они отправляются во внешний мир, полный проблем, стрессов и разрушающих достигнутую гармонию факторов. Чтобы потом повторить цикл.

В СССР был эффективный аналог йоги. Назывался он зарядкой. И стресс снимал эффективно, и здоровье улучшал, и гармония в жизни после упражнений появлялась. Некоторые даже сейчас практикуют.

Читайте классику, господа!

К чему весь этот ёрнический пафос? Оригинальное учение йоги и те практики, которые сложились в России и на Западе и гордо именуются хатха-йогой, — две разные вещи. Конечно же, не стоит абсолютизировать. Наверняка найдутся единичные случаи, в которых учитель пытается правильно расставить акценты и донести до публики оригинальную мысль.

Классическая йога — это философская школа Древней Индии. В основе её учения лежат «Йога-сутры» мудреца Патанджали. Хатха-йога — позднее образование, однако она является продолжением традиции классической йоги. Хатха действительно ориентирована в большей степени на работу с телом, но её теоретические положения не противоречат оригинальному учению, а основываются на нём. Именно недостаток знания теории на Западе, а также её искажение делают саму практику йоги бессмысленной.

В тексте «Йога-сутр» поднимаются серьёзные философские вопросы. Мир, в соответствии с учением Патанджали, является результатом соединения пуруши (сознания) и пракрити (природы). Сознание бездеятельно, пассивно, но, выражаясь метафорически, оно есть чистый свет. Природа динамична, но она действует подобно автоматическому механизму. Их контакт описывается как союз слепого и безногого: только вместе они могут реализоваться.

Проблема мироздания заключается в том, что пуруша начинает отождествлять себя с пракрити. Он принимает её проявления за свои собственные.

Мы считаем, что наше тело, мысли, воля, эмоции — безусловная часть нашего «я». Однако это не так.

Сознание не личность. Ни физические вещи, ни психические явления не имеют никакого отношения к сознанию. Оно чистый свет, прожектор, освещающий то, что происходит на сцене.

Задача человека в этой ситуации — познать свою нетождественность телу и уму. Они вообще не имеют никакого значения. Это костыли, которыми нужно воспользоваться, чтобы прийти к своему «я».

Заметьте, насколько сильно это расходится с тем, что преподаётся в школах йоги, в которых культивируется западная ценность «в здоровом теле — здоровый дух». Для мудреца, достигшего цели классической йоги, всё равно, здорово его тело или нездорово, страдает ли оно от депрессии или же оно счастливо, свисают ли с его бочков жировые наросты или нет, потому что ни депрессии, ни боли, ни даже жира в сознании нет.

Представьте море ночью. Волны колеблют воду, из-за чего приходит в движение и луна, отражающаяся в ней. Но отражение не есть сама луна, которая неподвижна и вечно спокойна. Аналогично человек принимает колебания ума за колебания своего «я». Цель йоги — обнаружить самодостаточность пуруши, его полную независимость от пракрити. То есть от жира на боках. Зачем от него избавляться, если ни бока, ни жир не являются вашими?

Через тернии к йоге

Таким образом, целью йоги является достижение абсолютного знания. В самом тексте Патанджали перечисляет элементы практики йоги, главными из которых называются три стадии сосредоточения. Асаны (позы) и дыхательные практики, которые и составляют ядро хатха-йоги, упоминаются как вспомогательные средства. Это только первые ступени на пути к конечной цели.

Да, в процессе практики человек будет чувствовать положительные психофизические изменения. Однако это лишь побочный эффект. Невозможно заниматься йогой с целью улучшения здоровья. Это полное извращение смысла философского учения. Средство здесь превращается в цель. То, от чего следует отказаться, здесь нужно улучшать и развивать. Это всё равно что покупать шахматы, чтобы пустить доску на растопку печки, а фигуры повесить на ёлку в качестве украшения. Или поступать в Гарвардский университет, чтобы потом устроиться работать уборщиком в «Макдоналдс».

Йога — это не путь оздоровления и даже не путь духовного развития. Она вообще о другом, и, чтобы понять это другое, нужно определённое интеллектуальное усилие.

Йога зародилась в совершенно иной культуре и религиозной традиции, построенной на иных ценностях. Когда элементы одной традиции попадают в чужое культурное поле, они тут же адаптируются к местным стандартам мышления, подгоняются под привычные шаблоны. И, вполне возможно, это неплохо. Всё же йога как-то помогает беременным, прочищает носовые пути, улучшает фигуру. Проблема только в том, что из-за повсеместного искажения представлений найти путь к настоящему учению становится крайне сложно.

Классической йогой можно заниматься везде и когда угодно. Для этого не нужны ни коврик, ни человек с сертификатом, ни абонемент в специальное заведение. Идя по улице и сосредотачиваясь на своём сознании, размышляя о нём, вы будете ближе к йогическому идеалу, чем стоя на голове в позе споткнувшегося барашка с контролирующим вас инструктором.

Другой вопрос, насколько вам нужно это соответствие.

Классическая йога — самый крутой лайфхак, она даёт решение всех проблем, абсолютное знание и счастье.

Но цена за него западному человеку может показаться слишком высокой. Придётся пожертвовать своим эго и полностью переработать систему ценностей.

В этой статье я очень кратко изложил учение йоги. Заинтересовавшимся оригинальным учением классической йоги советую начать с «Йога-сутр» Патанджали с комментариями Вьясы.