Вики Бойкис
Специалист по работе с данными.

Методология исследования

Вики использует очень много ссылок на технические отраслевые статьи, научные публикации и интервью с бывшими сотрудниками Facebook. А также приводит свой пользовательский опыт, который интерпретирует с точки зрения 10-летней работы с данными.

Автор предупредила, что некоторые её выводы являются допущениями, и предложила сотрудникам Facebook опровергнуть их. Хотя, по её словам, проведённое исследование скорее подтверждает эти допущения.

Манифест осознанности

Вики считает, что Facebook стал очень значимой частью нашей повседневной жизни. Поэтому нужно ознакомиться с возможными последствиями его использования.

Если же, ознакомившись, вы не перестанете активно использовать Facebook, в таком случае это будет ваш осознанный выбор, компромисс для жизни в обществе.

В чём проблема

Еще в 2014 году инженеры Facebook писали, что ежедневно к ним поступает около 600 терабайт данных — это 193 миллиона экземпляров «Войны и мира».

Политика конфиденциальности Facebook объясняет, какие данные собирает соцсеть, и что с ними делает. Но, как и у многих компаний, некоторые менее очевидные моменты остаются между строк.

Facebook знает, о чём вы не написали

Неотправленные посты тоже сохраняются. Регистрируются нажатия клавиш. Ранее эти данные уже были использованы для опубликованного исследования Facebook о самоцензуре: как и зачем люди корректируют свои посты перед самой отправкой.

Если система сохраняет даже сообщения, которые вы не отправили, нет никакой гарантии, что, когда вы удаляете любые другие данные, они не остаются внутри.

А когда вы всё-таки напишете пост, загрузите картинку или измените любую другую информацию, начинается «честная игра» с вашими данными. Facebook может пользоваться ими для собственных исследований, передавать маркетинговым агрегаторам, а также, возможно, правительству США.

Big Brother

Facebook собирает о вас даже те данные, которые вы не предоставляли, и составляет портрет личности

Соцсеть, вероятно, знает ваш имейл, номер телефона и домашний адрес, даже если вы этим не делились. Зато этим делятся ваши друзья, когда пытаются установить с вами контакт.

Также система пытается определить ваше лицо.

Каждый раз, когда загружается фотография с людьми, алгоритм сканирует лица для создания цифрового биометрического шаблона.

То, чего Facebook не знает, он пытается додумать. А если у него это плохо получается, он может сотрудничать с другими компаниями по сбору маркетинговой информации, чтобы соцсеть могла эффективнее нацелить на вас свой алгоритм появления постов в ленте, рекламных объявлений и так далее.

Например, Facebook вычисляет данные о доходе семьи, чтобы потом продать эту информацию маркетологам. Эта информация объединяется с другими сведениями, известными о вас (информация о действиях по кредитке, поведении на сторонних веб-сайтах, сотрудничающих с Facebook, и так далее), чтобы в результате создать настолько полный ваш профиль, насколько это возможно.

Виды таргетинга в рекламном кабинете Facebook многое говорят о работе с данными, которую соцсеть скрывает за кулисами.

Facebook следит за вами даже после того, как вы разлогинитесь

Соцсеть продолжает следить за вами через куки, а также по технологии единого входа.

В политике конфиденциальности указано: «Мы собираем информацию, когда вы посещаете или используете сторонние веб-сайты и приложения, которые пользуются нашими услугами».

Facebook пытается (или уже умеет) отслеживать то, как вы двигаете курсором по экрану.

В 2011 году компания уже отслеживала, что вы делаете до того, как зайдёте в соцсеть.

Что Facebook делает с вашими данными

Во-первых, использует для продажи рекламы.

Но, что хуже, соцсеть проводит со своими пользователями исследования, как с подопытными морскими свинками, чтобы мотивировать их больше времени проводить в новостной ленте, просматривать больше рекламы и выполнять другие действия.

Вики Бойкис приводит слова бывшего сотрудника Facebook о том, что во время его работы в компании не существовало никакого экспертного совета, который бы одобрял или не одобрял поведенческие тесты.

Также соцсеть формирует «информационный пузырь», ориентируясь на интересы пользователя. Алгоритм понимает, какие темы вам нравятся, и показывает похожие, убирая то, что вам, вероятно, нужно знать, но что может идти вразрез с вашей точкой зрения.

Один из самых известных примеров — эксперимент The Wall Street Journal. Сотрудники издания решили проверить, насколько разную повестку дня видят в Facebook американцы-консерваторы и американцы-либералы.

Активист Илай Парайзер объясняет, как работают «информационные пузыри».

Мы не получаем информацию, которая могла бы поставить под сомнение или расширить наши взгляды на мир.

Центр исследований Facebook проводит исследования на антропологические темы, на которые невольные участники не давали согласия. Например, в последнее время научная команда Facebook опубликовала исследование социальных связей в общинах иммигрантов в Соединённых Штатах.

И это работа, которая ведётся открыто. А что тогда делается подспудно?

Что нужно помнить, когда вы используете Facebook

Любое ваше действие в соцсети и на других сайтах (когда вы залогинены в Facebook) потенциально отслеживается, и эта информация хранится и обрабатывается на серверах компании.

Как именно обрабатывается? Сложно сказать. Может быть, как часть социального эксперимента. Может быть, ваша информация передаётся правительственным агентствам. Может быть, отдельные сотрудники Facebook могут получить доступ к вашему аккаунту. Возможно, информацией делятся со страховыми компаниями.

Частной жизни внутри соцсети не существует.

Что делать, если вы не хотите делиться данными с Facebook?

  • Не сообщайте слишком много личной информации.
  • Не публикуйте фотографии детей, особенно если они несовершеннолетние. Facebook может легально использовать их для рекламы.
  • Используйте для Facebook отдельный браузер.
  • Установите блокировщики рекламы.
  • Не устанавливайте приложение Facebook на телефон. Оно требует заоблачного уровня доступа к вашим личным данным.
  • Не устанавливайте Messenger на телефон. Используйте мобильную версию сайта. Если в мобильной версии Messenger заблокирован, используйте обходные пути, чтобы зайти в десктопную версию соцсети в браузере.

Комментарий эксперта

Возникает вопрос: разве совет не давать о себе слишком много информации касается только Facebook? Возможно ли это в принципе, что за пользователем следят все крупные компании?

Евгений Ющук
Специалист по конкурентной разведке.

Любой крупный оператор делает то же самое. Разница может быть в конкретном наборе данных, и то скорее в мелочах. Прилагаю скриншот с куки, появившемся после посещения «Яндекса».

Как видите, этот куки имеет срок годности 10 лет. Формально «Яндекс» не знает, кто за ним находится. Компания знает лишь то, что это тот же компьютер, который сегодня уже заходил. Но за 10 лет, сохранив все мои поисковые запросы, она будет знать обо мне всё. А как только я залогинюсь в почту «Яндекса» или какой-то из сервисов, компания будет знать, что это именно я. Примерно так все они и работают.

Ограничения помочь могут, но это непросто. Самое главное — разделить информацию. Если она очень деликатная, вообще давать её только с отдельных устройств, которые более нигде не задействованы. Пользоваться средствами передачи данных, принадлежащими разным хозяевам. Использовать VPN, чтобы уменьшить вероятность перехвата данных. Но это в том случае, когда действительно важно не оставить привязки к себе.

Поскольку всё это заметание следов реализовывать неудобно, в повседневной жизни люди попросту не парятся. Иногда это приводит к проблемам, но довольно редко и в основном у тех, кто попадает в поле зрения серьёзных структур, как государственных, так и негосударственных.

В принципе, если понимать, как устроен сбор данных, решение будет осознанным и адекватным каждому конкретному случаю.

Самое универсальное правило — помнить, что абсолютно всё, что было выложено в Сеть, может оказаться в публичном доступе или у заинтересованных лиц.

Соответственно, лучше или вообще не выкладывать информацию, или выкладывать так, чтобы не было возможности привязать данные к конкретному человеку.