Как же справиться с усталостью от принятия решений? Существует три стратегии:

  • сократить количество решений;
  • выработать алгоритм принятия решения;
  • создать удобный распорядок.

Рассмотрим их подробнее. Применив хотя бы по одному совету из каждой стратегии, вы заметно повысите свою продуктивность.

Стратегия № 1. Принимайте меньше решений

Питание

По данным одного исследования, мы за день принимаем в среднем 226 решений, связанных с едойMindless Eating: The 200 Daily Food Decisions We Overlook. . Простейший план питания сэкономит массу усилий и пригодится не только бодибилдерам.

Для начала в течение недели записывайте, что вы едите. Заметьте, сколько вы едите, что предпочитаете, когда обычно испытываете чувство голода. На основе этих наблюдений разработайте примерный план питания и постепенно корректируйте его.

  1. Не забывайте о разнообразии.
  2. Готовьте заранее даже такие простые блюда, как бутерброды, это сэкономит время.
  3. Если не хотите готовить всё дома, составьте список любимых кафе и ресторанов и заранее распланируйте, где будете питаться всю неделю.

Гардероб

Многие легендарные люди, как, например, Стив Джобс и Марк Цукерберг, всегда носят одну и ту же одежду. Это очень удобно: вы один раз выбрали, что надеть, и больше не тратите на это время.

Если для вас это чересчур категорично, воспользуйтесь такими советами.

  1. Уберите подальше всё, что сейчас не носите, например одежду, не подходящую по сезону.
  2. Разделите вещи по категориям. Если все рубашки или блузки висят вместе, не придётся искать их среди других предметов одежды.
  3. Подготовьтесь заранее. Вечером посмотрите прогноз погоды на следующий день, выберите подходящую одежду и положите на видное место.

Шопинг

Во время каждого похода в магазин нам приходится сталкиваться с сотней решений. Чтобы сократить их количество, воспользуйтесь следующими советами.

  1. Составьте список самого необходимого. В него должно входить всё, чем вы пользуетесь на постоянной основе, в том числе конкретная информация, например размер упаковки. Перед тем как идти в магазин, отметьте, что у вас уже есть.
  2. Постоянно пополняйте текущий список. Чтобы ничего не забыть (и не купить ничего лишнего), вносите пункты в список, когда заметите, что запасы подходят к концу. В такой список могут входить нужные вещи, которые мы покупаем не очень часто (зубная паста, лампочки), или разовые покупки (подарки).
  3. Выберите один бренд. Определив любимые бренды и не отвлекаясь на товары других производителей, вы сэкономите массу времени и усилий.
  4. Составляйте список покупок, ориентируясь на расположение товаров в магазине. Например, если свежие овощи и фрукты находятся близко ко входу, ставьте их в начало списка. Это заметно сократит время пребывания в магазине.
  5. Реже ходите в магазин. Вместо того чтобы забегать в магазин каждый вечер, закупайте всё за раз, например в выходные.
  6. Сократите онлайн-шопинг. Ничто так не вредит продуктивности, как утро, проведённое за попыткой выбрать один товар из нескольких тысяч, подходящих под ваш запрос на AliExpress.

Общение

Если вы проводите много времени с нерешительными людьми, это может истощить вашу способность принимать решения. Старайтесь чаще общаться с теми, кто не будет постоянно перекладывать на вас принятие решений.

Конечно, совсем исключить общение с нерешительными людьми невозможно. Попробуйте изменить свой подход к ним.

  1. Принимайте решения по очереди. Людям легче сделать выбор, когда они знают, что вы разделите это бремя. Если вам часто приходится что-то решать вместе, предложите делать это по очереди.
  2. Попросите предложить два варианта. Иногда нерешительные люди не предлагают тот или иной вариант, опасаясь, что это повредит их репутации. Поэтому попросите их предложить два варианта и выберите один из них.
  3. Хвалите их. Всегда приятно, когда кто-то хвалит наш выбор. Тогда в следующий раз решение дастся легче.

Работа за компьютером

Работая за компьютером, мы принимаем множество незаметных на первый взгляд решений. Вот как это исправить.

  1. Измените вид новой вкладки. Каждый раз, открывая новую вкладку в браузере, мы видим часто посещаемые страницы, закладки или даже рекламу — всё это заставляет нас выбирать и принимать решения. Измените вид новой вкладки, чтобы на ней отображалась какая-нибудь вдохновляющая картинка, или вообще сделайте её пустой.
  2. Упростите вид рабочего стола. Если ваш рабочий стол завален документами и ярлыками, вам каждый раз придётся решать, открывать их или нет. Уберите все документы в папку (хотя бы «Документы»). Если их накопилось очень много, выделите время и разберитесь в них.
  3. Спрячьте редко используемые приложения. Если для того, чтобы запустить приложение на смартфоне или планшете, вам сначала нужно найти его среди кучи ярлыков, значит, вам опять приходится принимать лишние решения. Создайте папку (или выделите отдельный экран) для редко используемых приложений, а на виду оставьте только самое важное.

Стратегия № 2. Выработайте алгоритм принятия решений

Просто сократив количество решений в своей жизни, вы не избавитесь от проблемы полностью. Чтобы уменьшить стресс, выработайте собственную процедуру принятия решений.

Разбивайте каждое решение на два варианта

Чарльз Дахигг (Charles Duhigg) в своей книге «Восемь правил эффективности: умнее, быстрее, лучше» советует разбить каждый возможный выбор на два варианта.

Рассмотрим, например, ситуацию, когда вам нужно быстро решить, где поужинать.

  1. Поесть дома или в ресторане? В ресторане.
  2. Взять еду с собой или посидеть за столиком? За столиком. (Остаётся решить вопрос с ценой.)
  3. Дорогой ресторан или заведение со средними ценами? Со средними. (Скорее всего, таким критериям соответствуют только два-три ваших любимых ресторана.)
  4. Мексиканская или итальянская кухня? Мексиканская. (Вот и всё!)

Используйте списки готовых решений

Атул Гаванде (Atul Gawande) написал целую книгу о пользе чек-листов, где в том числе рассказал, что пилотов ВВС США оснащают чек-листами на все случаи жизни. В них расписаны шаги, которые нужно предпринять в той или иной критической ситуации.

Попробуйте и вы составить для себя подобные списки. В течение недели записывайте, с какими решениями вы сталкивались и что в итоге выбрали. Например:

  • какие вопросы вам всегда задают потенциальные клиенты и что вы отвечаете;
  • какие вопросы всегда приходится решать дома;
  • от каких приглашений вы обычно отказываетесь.

В конце недели посмотрите, какие решения приходится принимать часто, и создайте простую таблицу с ответами. В следующий раз, когда вам нужно будет принять решение, просто загляните в свою таблицу. Со временем вы её запомните и будете тратить на принятие решений ещё меньше времени.

Планируйте принятие решений

Готовясь к новому дню, обратите внимание на следующие советы.

  1. Запланируйте сложную работу на утро. Сила воли с каждым принятым решением истощаетсяThe strength model of self-control. , так что тратьте её разумно.
  2. Принимайте решения после еды. По данным некоторых исследований, сила воли во многом зависит от уровня глюкозыSelf-control relies on glucose as a limited energy source: Willpower is more than a metaphor. . Поэтому планируйте важные совещания на время после обеда. А ещё старайтесь перекусывать во время работы через каждые час-два.
  3. Планируйте простые задачи на вечер. Например, решение, что завтра надеть. Можно целый час убить на выбор «идеального» наряда, так что оставьте это на вечер, когда вы слишком устали, чтобы тратить время на поиски самого лучшего варианта.

Определите цену каждого решения

Очень часто мы тратим силу воли на бесполезные финансовые решения. Например, полчаса выбираем, какой шампунь купить, чуть дороже или чуть дешевле, или сомневаемся, потратить ли деньги на посиделки с друзьями. При этом мы не осознаём, что всё это стоит нам продуктивности.

Исследователи из Принстонского университета обнаружили, что сопоставление цен в магазине истощает способность контролировать своё поведениеEconomic Decision-making in Poverty Depletes Behavioral Control. . Поэтому нас и тянет перекусить чем-нибудь сладким во время длительных походов по магазинам.

Вот три шага, которые помогут определить цену каждого решения.

  1. Установите стоимость своего времени. Причём она должна быть высокой, например 100 рублей за минуту.
  2. Определите, сколько денег поставлено на карту. Например, если на шампуне вы можете сэкономить около 100 рублей, не тратьте на его выбор больше одной минуты.
  3. Доверяйте интуиции. Принимайте решения быстро и радуйтесь, что сэкономили время и силу воли.

Планируйте наперёд

Есть решения, которые нужно принимать каждые несколько дней или недель. Если вы всегда сомневаетесь, какой фильм посмотреть или что надеть, планируйте такие решения заранее. Вот, например, пять областей, которые можно упростить и автоматизировать.

Питание

Составляйте план питания на месяц вперёд. Не только запишите, какие блюда будете готовить, но и сразу подготовьте списки необходимых продуктов.

Развлечения

Составляйте списки книг, фильмов и музыки, чтобы каждый день не решать, что почитать, посмотреть и послушать.

Тренировки

Заранее распланируйте свои тренировки, включив в план не только свои привычные упражнения, но и что-нибудь новенькое.

Подарки

Чтобы не бегать по магазинам за несколько дней до праздников, потратьте пару часов и запишите идеи подарков на весь год вперёд.

Свидания

Заранее придумайте, куда пойти со второй половинкой. Это может показаться слишком прагматичным, зато, когда у вас закончатся идеи, вы всегда сможете заглянуть в этот список и найти что-нибудь интересное.

Стратегия № 3. Создайте собственный распорядок

Чтобы повысить продуктивность, вам нужно превратить некоторые свои действия в шаблоны. Каждый такой шаблон будет упрощать (или совсем устранять) одно или несколько решений. Конечно, это не значит, что нужно превратиться в робота или что все дни должны быть похожи друг на друга. Однако готовый распорядок сэкономит вам массу времени.

Утренний и вечерний ритуалы

Утром мы особенно уязвимы. Силы воли у нас ещё в избытке, и если растратить её на незначительные решения, то нам будет тяжелее в течение дня. Вечером сила воли и способность принимать решения, наоборот, истощены, поэтому велика вероятность, что вы допоздна засидитесь за просмотром сериалов или чтением какой-нибудь ерунды в интернете.

Вот упрощённый способ создания утреннего и вечернего ритуалов.

  1. Определите триггер. Для большинства людей утренний ритуал начинается со звонка будильника, это и есть их триггер. У вас он может быть любой другой, главное, чтобы он повторялся каждый день. Вечерний ритуал может начинаться с того момента, как вы придёте домой.
  2. Определите награду. Если после ритуала вас не ожидает какая-то награда, вам будет гораздо сложнее его соблюдать. Можете ввести награду непосредственно после ритуала (например, чашка кофе утром, десерт вечером) или передвинуть на конец ритуала то, что вы и так делаете с удовольствием (с утра — тренировка, вечером — чтение книги).
  3. Определите конкретные шаги. Заранее продумайте и запишите их. Вы должны знать, чем будете заняты каждую минуту ритуала. Но не растягивайте его, 45 минут — это максимум.
  4. Устраните все препятствия. Подумайте, что может помешать вам во время утреннего или вечернего ритуала, и постарайтесь устранить эти причины. Чем меньше у вас будет препятствий, тем меньше решений придётся принимать и тем проще и быстрее всё будет получаться.
  5. Практикуйтесь.

Тренировки

Тренировки не только полезны для здоровья. По данным одного исследования, занятия спортом повышают нашу продуктивностьThe association between work performance and physical activity, cardiorespiratory fitness, and obesity. .

Вместо того чтобы ежедневно принимать решение, идти или не идти в спортзал, и переживать из-за этого, воспользуйтесь советом известного блогера Джеймса Клира: создайте для себя правило.

Я не надеюсь на свою силу воли, не рассчитываю, что смогу заставить себя пойти в спортзал. Это просто то место, куда я всегда хожу вечером по понедельникам.

Джеймс Клир

Вот ещё несколько советов.

  1. Занимайтесь меньше. Сократите объём тренировок до необходимого минимума, а также сократите количество дней, когда будете заниматься. Так вам будет легче придерживаться графика.
  2. Планируйте на месяц. Если не уверены, что продержитесь целый месяц, ещё сократите время тренировок.
  3. Будьте готовы менять распорядок. Если какие-то непредвиденные обстоятельства нарушили его, не пропускайте тренировку, передвиньте её на другое время.

Общение

Вспомните, как часто кто-нибудь пишет вам в середине дня и приглашает сходить куда-нибудь вечером, а вам приходится тратить время на принятие решения. На это уходят драгоценные энергия и сила воли, которые вы могли бы потратить на решение рабочих вопросов. А ведь гораздо приятнее было бы провести время с друзьями, не заставляя себя принимать решения.

Конечно, идея заранее планировать время с семьёй и друзьями понравится не всем. Такой подход может показаться холодным и бесчувственным. Но кому-то это поможет проводить с близкими больше времени и не испытывать при этом чувство вины.

  • Планируйте время с важными для вас людьми. Каждую неделю согласовывайте с друзьями удобное для всех время встречи и отмечайте это в своём календаре.
  • Игнорируйте всё остальное. Не посещайте мероприятие, если оно не было заранее запланировано (конечно, за исключением каких-то форс-мажоров).

Вы будете предвкушать время с друзьями, а на все неожиданные приглашения сможете со спокойной совестью отвечать: «Нет, но я могу завтра / в выходные / на следующей неделе».

Список основных задач на неделю

Возьмите за правило каждую неделю составлять список основных задач. В него включайте до трёх самых важных дел на каждый день недели.

  1. Начинайте с большой цели. Определите конкретную цель на год, к которой вы стремитесь. Так вы точно будете знать, что для вас самое главное в ближайшее время.
  2. Определите следующие шаги. Каждый месяц спрашивайте себя, какие шаги вы можете сделать на пути к цели, и разбивайте их на список дел. Из него вы сможете выбрать дела на неделю.
  3. Распределите нагрузку. Когда у вас уже есть примерное расписание на неделю, добавляйте важные задачи на каждый день. Не заполняйте недельный план мелкими делами. Чем меньше дел запланировано на день, тем меньше решений придётся принимать.
  4. Выделяйте время на оценку. В конце рабочей недели оценивайте, чего вы достигли, и ставьте цели на следующую неделю. Для этого достаточно всего 20 минут.

Список дел на день

Составляя список на день, учитывайте следующие моменты.

  • Включайте время простоя. Если в ваш график будет добавлено такое время, вам не придётся решать, какое дело передвинуть, чтобы выполнить срочное поручение или разобраться с неожиданной проблемой. Если у вас останется свободное время, просто приступайте к следующему пункту списка.
  • Вести список текущих задач. Добавляйте в такой список дела, как только они приходят вам в голову. Так вы точно ничего не забудете.

В заключение

Такой подход даёт огромное преимущество: вы точно знаете, что вы делаете каждую минуту каждого дня. А так как вы встроили в свой график тренировки, свободное время и общение, вы сможете наслаждаться этими делами, не испытывая чувства вины. И самое главное, вам не придётся каждый день принимать решения: вы уже всё решили до того, как приступить к работе.

Ведь тратить запланированное рабочее время на незапланированные дела, особенно на такие утомительные, как решение, чем заниматься дальше, — это преступление.