Кира Каменских

Бывший политический пиарщик, руководитель контентного агентства.

Личный бренд есть у каждого

Личный бренд (репутация) появляется у человека практически с рождения и развивается в течение всей жизни. Смысл в том, чтобы понять, какой образ возникает в головах окружающих, когда они вспоминают о вас, какое определяющее мнение о вас существует. Когда человек ноль без палочки, это тоже личный бренд.

Сколько аудиторий, столько и мнений может быть об одном и том же человеке. Для кого-то вы мама Серёжи, а для кого-то — главный бухгалтер Татьяна Васильевна и та ещё стерва.

Своей репутацией можно управлять

Каждый может создавать с нуля или менять общественное мнение о себе в ту сторону, в какую захочет. Но границы возможных изменений зависят от потенциала человека. Туповатый гопник может стать туповатым депутатом. Но приставку «туповатый» нельзя будет убрать, пока не изменится уровень интеллекта. Точно так же нельзя рассказывать, что у вас подкачанный муж, пока у него не будет хоть каких-то мышц. Идея выдать желаемое за действительное кажется соблазнительной, но получается это редко.

Не получится иметь несколько профессиональных личных брендов

Например, человек хочет быть известным вязальщиком шерстяных купальников и не менее известным разработчиком. Он начинает дурить: пишет на одной площадке и про вязание, и про разработку — но карьера не двигается ни там ни там. Причина проста: в одном информационном пространстве вы можете играть только одну роль.

Личный бренд
Выставка личных брендов. Кадр из сериала «Игра Престолов»

Конечно, можно взять псевдоним, развести два проекта по разным площадкам и аудиториям, но это утопия. Времени и рук на всё не хватит — что-то останется на уровне хобби, а что-то будет приносить основной доход.

Я предлагаю не усложнять себе жизнь и сразу выбрать, что и на каком месте будет находиться. Решите, на чём вы будете зарабатывать, в какой сфере будете наращивать репутацию, а что будет вашим милым увлечением без претензий на монетизацию и экспертность.

Редактура личности допустима

Договоримся, что речь идёт о реальной личности, а не о выдуманной.

Даже если вы новичок без заслуг, можно чуточку приукрасить свою историю. Не говорить: «Я никто, но собираюсь стать музыкантом». Лучше: «Я начал изучать музыку и планирую карьеру в этой сфере». Да, придётся показывать дела — уроки, прогресс, ошибки. Но статус начинающего музыканта лучше, чем обещание им стать.

Притворяйтесь, пока не начнёт получаться.

Остин Клеон, писатель, художник

Редактура возможна до ближайшей к вам ступени развития. Тогда это правдоподобно для окружающих, посильно для вас, а ещё это хороший мотиватор для роста. Если же представляться солистом Большого театра после пары удачных вечеринок в караоке-баре, толку не будет.

Поиски уникальности ведут в тупик

Если вы начнёте подробно изучать тему личного брендинга, на вас из каждого утюга повалятся призывы найти свою уникальность. Это звучит обнадёживающе, но мы до смешного похожи, и большинство из нас очень предсказуемо. Иначе не работали бы социальные стереотипы. Реклама и та бы не работала, будь мы настолько уникальны, как нам внушают.

Как создать личный бренд
Учитель показывает воспитанникам фотографии учеников прошлых лет, объясняя, что каждый молодой человек считает себя центром Вселенной. Кадр из фильма «Общество мёртвых поэтов»

Идея найти в себе развитые и выраженные черты более реалистичная. Они есть у всех. Кто-то в большей степени циник, и это бросается в глаза. Кто-то контрол-фрик и перфекционист, и это довольно значимая часть личности. Кто-то лентяй. Кто-то лентяй, но с совестью.

В общем, я за то, чтобы не искать в себе божью искру. Отлично, если она у вас есть, но большинство людей не настолько уникальны. Зато у каждого есть что-то, что присуще ему в большей степени, и это сильнее всего влияет на характер, поступки, образ мысли и образ жизни.

Для меня разумная уникальность с точки зрения взрослого человека именно в этом.

Что желательно понять до начала осознанной работы над личным брендом

Посетить психотерапевта — хорошая идея

Личный бренд нельзя придумать, так уж вышло. В политике — можно. А вот в бизнесе или карьере для обычных людей это не работает. Если серьёзно этим заниматься, нужно адекватно понимать себя на очень глубоком уровне.

Мы можем опираться только на то, что имеем, держа в уме то, кем хотим стать. Если где-то ошибиться и приписать себе ценности, которые вы на самом деле не разделяете, которые вас не вдохновляют и не увлекают, сильного бренда не будет — ни личного, ни корпоративного. Будет имитация, которая быстро превратится в ничто.

Многие ли могут сказать, что знают себя достаточно хорошо и честны с собой? Лично я больше месяца пыталась разобраться со своими ценностями, целями, желаниями, сильными и слабыми сторонами. Первые попытки были откровенным враньём самой себе, и «текущая редакция», думаю, не последняя.

А ведь кроме понимания важно ещё и принятие себя.

Развитие личного бренда не имеет отношения к продажам

Вы можете быть известны на всю страну, но бедны, как церковная мышь. Личный бренд — это история не про продажи, а про влияние.

Продающие процессы придётся настраивать отдельно и вовремя — тогда, когда будет продукт, готовая к покупкам аудитория и хоть какие-то причины купить именно у вас. Если вы начинаете с нуля, то должны понимать, что за неделю чуда не случится. Не случится его и за месяц.

Посмотрите, за какой срок в вашей сфере появляются новые звёзды, сколько времени проходит у успешных людей от появления на рынке до признания. И вы увидите, какой путь предстоит пройти вам.

Продвижением вашего личного бренда не сможет заниматься пиарщик

Не равняйтесь на людей, на которых работают ведущие PR-агентства страны, если вы не один из них.

В следующей статье рассмотрим, как прописать цели личного бренда, вашу аудиторию и конкурентов.