— 1/9 —

Страшно: сломается. Но говорят, что кондиционер может просушить запотевшие стёкла. Это правда?

Нет. Автомобильный кондиционер осушает воздух, прогоняя его через охлаждённый теплообменник. В процессе влага оседает на его стенках в виде капель, а в салон попадает уже сухой воздух.

Проблема в том, что при отрицательных температурах этот процесс технически невозможен. Влага будет сразу же переходить в твёрдое состояние, испаритель теплообменника быстро обрастёт толстой ледяной коркой, и через него перестанет проходить воздух.

Однако кондиционер всё же нужно включать даже зимой. Причём регулярно.

— 2/9 —

Хм. Зачем же тогда?

Не для прохлады или осушения воздуха, разумеется, а для его же блага.

Всё дело в том, что циркулирующий внутри системы фреон также содержит масло, которое служит для смазки внутренних поверхностей узлов и уплотнителей. Во время простоя образовавшаяся на них масляная плёнка постепенно стекает. И чем дольше не запускался кондиционер, тем сильнее будет износ узлов при следующем пуске. Для уплотнителей длительное отсутствие смазки означает пересыхание и риск разгерметизации с последующей утечкой фреона.

Именно поэтому рекомендуется включать автомобильный кондиционер хотя бы раз в месяц независимо от времени года.

— 3/9 —

Я пробовал, но кондиционер не включается. Почему?

Из-за мороза. Дело в том, что система кондиционирования оборудована датчиком давления, а оно у фреона в газообразной фазе очень зависит от температуры.

В мороз давление может сильно упасть, и датчик посчитает, что фреона слишком мало, а то и вовсе нет даже в полностью заправленной системе.

Как мы помним, фреон дополнительно выполняет функцию смазки. Поэтому при его отсутствии датчик блокирует включение, чтобы не допустить сухого хода.

— 4/9 —

О, заработал! Но тут же выключился. Как так?

Опять защита. Теперь уже температурная. Когда за бортом около ноля или меньше, расположенный на испарителе датчик блокирует муфту компрессора и не даёт кондиционеру запуститься, чтобы предотвратить обмерзание и закупорку испарителя.

Индикатор работы на приборной панели при этом может гореть, но кондиционер так и не запустится.

— 5/9 —

И что, ничего нельзя сделать?

Ну, вообще-то, можно. Чтобы обойти защиту, надо хорошенько прогреть салон и включить кондиционер в режиме рециркуляции, когда будет браться не холодный воздух с улицы, а прогретый из салона.

Можно также попробовать запустить кондиционер после затяжной поездки, чтобы от двигателя прогрелся моторный отсек, а вместе с ним испаритель, трубки и компрессор кондиционера.

Это, впрочем, помогает не всегда. А если и поможет, то ненадолго.

— 6/9 —

Как тогда заставить кондиционер работать?

Отогреть. По-другому никак. Шансы на успешный запуск значительно возрастают в оттепель.

Но если погода не балует, греться придётся в тёплых гаражах, на мойках или подземных парковках торговых центров. Раз в месяц можно даже специально поставить машину в тёплый бокс. Тем более что достаточно всего 10–15 минут работы кондиционера.

— 7/9 —

А как вообще понять, что он заработал?

Самому индикатору на кнопке A/C доверять нельзя, но способ всё же есть.

Во-первых, через несколько секунд после нажатия на кнопку под капотом должен раздаться отчётливый щелчок — это звук включения электромагнитной муфты привода компрессора.

Во-вторых, внимательно следите за стрелкой тахометра: как только кондиционер запустится, обороты двигателя увеличатся.

— 8/9 —

Получается, кондиционеру зимой ничего не вредит?

Вредит, но вовсе не запуск и работа. Проблема в реагентах, которыми обрабатываются дороги.

Эти химические вещества крайне негативно влияют на узлы системы кондиционирования и вызывают коррозию, которая приводит к потере герметичности и утечкам фреона.

Больше всего достаётся радиатору кондиционера, ведь на него из-под колёс идущих впереди авто попадают брызги снежной каши, щедро сдобренной солью.

— 9/9 —

И что же делать?

В борьбе с вредными реагентами помогает промывка обычной чистой водой.

Попросите мойщиков уделить внимание подкапотному пространству и ополоснуть радиатор, трубопроводы и компрессор. Делать это нужно аккуратно, струёй минимального давления.

Для профилактики можно защитить радиатор кондиционера мелкой сеткой: зимой по ней будет стекать тот самый рассол, а летом она предотвратит засорение сот мошками и пухом.