Метрополис

  • Фантастика, триллер, драма.
  • Германия, 1927 год.
  • Режиссёр: Фриц Ланг.
  • Длительность: 145 мин.
  • IMDb: 8,3.

Фриц Ланг создал первое кино в жанре антиутопии. Для своего времени спецэффекты в фильме были поразительными. Представьте: 1927 год, а в кадре фантастические декорации, футуристичный мегаполис и роботы.

Но не это сделало «Метрополис» легендарной картиной. Важнее поднятые социальные проблемы, которые олицетворяет разделённый на два уровня город. В творении Ланга переплетаются разные мотивы (библейское противопоставление Рая и Ада, искусственный разум), которые органично перетекают друг в друга.

Андалузский пёс

  • Ужасы, фэнтези.
  • Франция, 1929 год.
  • Режиссёр: Луис Бунюэль.
  • Длительность: 17 мин.
  • IMDb: 7,8.

В основе фильма лежат сны Дали и Бунюэля. На экране разворачивается беспорядочное действо: мужчина разглядывает луну, затем берёт лезвие и разрезает глаз сидящей неподалёку девушки. Персонажи совершают бессмысленные поступки, между происходящими событиями сложно найти логическую связь.

Но в фильме есть логика бессознательного. Сюрреалистический метод предполагает творческое воспроизведение случайных образов с целью дать бессознательному возможность высказаться. В картине много отсылок к психоанализу.

Гражданин Кейн

  • Драма, детектив.
  • США, 1941 год.
  • Режиссёр: Орсон Уэллс.
  • Длительность: 119 мин.
  • IMDb: 8,4.

Если в рейтингах зрителей лучших кинокартин в истории обычно побеждает «Побег из Шоушенка», то в чартах профессиональных кинокритиков первое место чаще всего достаётся «Гражданину Кейну».

Кино — это не только сюжет и игра актёров. Благодаря композиции, свету и наполнению кадра «Гражданин Кейн» в своё время стал революционным фильмом.

Смотреть в iTunes →
Смотреть в Google Play →

Головокружение

  • Триллер, мелодрама, детектив.
  • США, 1958 год.
  • Режиссёр: Альфред Хичкок.
  • Длительность: 129 мин.
  • IMDb: 8,4.

Фильмы Хичкока привлекательны для массового зрителя. «Головокружение» — отличная детективная история. Но в каждом фильме Хичкока есть и сложная символика.

В «Головокружении» один и тот же элемент — спираль — появляется на разных уровнях: визуальном, сюжетном, психологическом. Мотив постоянного повторения, движения от ложного к истинному и обратно пронизывает весь фильм. Композиция картины соединяет начальный пункт с конечным, между которыми происходят события фильма.

Визуальная диалектика Хичкока сложна и неоднозначна. В пользу этого говорит десяток различных интерпретаций фильма. Посмотрите кино и самостоятельно поразмышляйте над ним.

Смотреть в iTunes →
Смотреть в Google Play →

На последнем дыхании

  • Драма, криминал.
  • Франция, 1960 год.
  • Режиссёр: Жан-Люк Годар.
  • Длительность: 90 мин.
  • IMDb: 7,9.

«На последнем дыхании» — один из самых ярких представителей движения французской «новой волны», которое культивировало авторский, некоммерческий подход к созданию фильмов. Именно тогда начали проводиться эксперименты с камерой, ракурсами, типажами героев, которые впоследствии стали нормой в киноискусстве.

В фильме Годара можно заметить новаторские приёмы, которые в классической школе кино могли быть оценены лишь как небрежность: грубые монтажные стыки, вольное обращение с камерой, включение её в событийный ряд.

Смотреть в Google Play →

8 с половиной

  • Драма, фэнтези.
  • Италия, Франция, 1963 год.
  • Режиссёр: Федерико Феллини.
  • Длительность: 138 мин.
  • IMDb: 8,1.

Лучшие произведения многих режиссёров посвящены теме создания кино. Возможно, потому что эта тема близка режиссёрам. Личный характер фильма «8 с половиной» очевиден: прототип героя Гвидо Ансельми — сам Феллини.

Кино представляет собой анализ творческого процесса режиссёра. Но это не рационально-логический анализ. Феллини пытается визуально отразить процессы, остающиеся вне осознания, этим объясняется несвязность, бессмысленность многих сцен.

Гвидо не может собрать свой фильм воедино, так и фильм Феллини не является чем-то законченным и оформленным. Феллини не создавал «8 с половиной» как фильм в привычном понимании слова. Это не результат его поисков, это и есть сам процесс поиска.

Смотреть в Google Play →

Андрей Рублёв

  • Драма, биография, история.
  • СССР, 1966 год.
  • Режиссёр: Андрей Тарковский.
  • Длительность: 175 мин.
  • IMDb: 8,4.

«Андрей Рублёв» — фильм о России и её судьбе. Когда поднимаются эти темы, у русского человека начинаются терзания совести, душевные страдания, появляется осознание причины бесконечных волнений и сомнений.

Русская душа не знает, куда и почему она должна двигаться, и винит в этом незнании себя. Всё это читается в настроении «Андрея Рублёва». Тарковский предлагает своё видение русской духовности, но оно оказывается неопределённым.

Смотреть в iTunes →
Смотреть в Google Play →

2001 год: Космическая одиссея

  • Фантастика, приключения.
  • Великобритания, США, 1968 год.
  • Режиссёр: Стэнли Кубрик.
  • Длительность: 149 мин.
  • IMDb: 8,3.

Этот фильм — наглядное объяснение того, что такое кино, в чём заключается его уникальная особенность как эстетического произведения. Неспешность развития событий позволяет выйти на первый план киноязыку. Когда космические корабли вальсируют на фоне бездонного космоса, когда ярко-красный глаз искусственного интеллекта признаётся в чувстве страха, зритель испытывает неподдельный трепет.

С точки зрения проблематики «2001 год: Космическая одиссея» просто необъятна. Это осмысление истории развития человечества, размышления о сущности человека, красоте мироздания и границах разума.

Смотреть в iTunes →
Смотреть в Google Play →

Зед и два нуля

  • Драма, комедия.
  • Великобритания, Нидерланды, 1985 год.
  • Режиссёр: Питер Гринуэй.
  • Длительность: 115 мин.
  • IMDb: 7,5.

Почерк режиссёра хорошо узнаваем: выделение объектов крупным планом, симметрия кадра, музыкальный минимализм. Кажется, что Гринуэя вещи интересуют больше, чем люди. Он то и дело демонстрирует яблоки, мёртвых креветок, музыкальный проигрыватель. Люди здесь — дань традиции, без которой кино не примут.

Вот и тематика «Зед и два нуля» выбрана необычная. Гринуэя интересует не смерть, традиционно противопоставляемая жизни, а разложение — разрушение органики, процесс, обратный естественному развитию. Раз уж кино — искусство визуальное, то режиссёр просто обязан исследовать такую потаённую часть истории живого организма, как разложение.

Смотреть в Google Play →

Сны Акиры Куросавы

  • Драма, фэнтези.
  • Япония, США, 1990 год.
  • Режиссёры: Акира Куросава, Исиро Хонда.
  • Длительность: 119 мин.
  • IMDb: 7,8.

Куросава — самобытный режиссёр. Его картины интересны ещё и тем, что они пронизаны японским фольклором, мировоззрением, верованиями. Поэтому западным зрителям удаётся разглядеть в фильмах Куросавы незначительную часть вложенных в них идей.

«Сны Акиры Куросавы» — восемь историй, которые не связаны единой сюжетной линией. Интерпретировать их можно по-разному, но все они прекрасны и похожи на ожившие картины Ван Гога. Ему, кстати, посвящён один из снов.

Смотреть в Google Play →

Малхолланд Драйв

  • Триллер, драма, детектив.
  • Франция, США, 2001 год.
  • Режиссёр: Дэвид Линч.
  • Длительность: 147 мин.
  • IMDb: 8,0.

После просмотра этого фильма вы останетесь в недоумении и посчитаете, что что-то пропустили. Но если вы ещё раз внимательно пересмотрите «Малхолланд Драйв», части мозаики сложатся в единую драматичную историю.

Игра с композицией — это не просто прихоть режиссёра. Благодаря оригинальному сценарию Линчу удалось продемонстрировать работу бессознательного.

Смотреть в Google Play →

Кофе и сигареты

  • Драма, комедия.
  • США, Япония, Италия, 2003 год.
  • Режиссёр: Джим Джармуш.
  • Длительность: 95 мин.
  • IMDb: 7,1.

Люди приходят в кафе, пьют кофе, курят сигареты и разговаривают на житейские темы. Ничего не происходит, сюжета как такового нет. Фильм Джармуша создан, чтобы удовлетворять потребность человека в красоте.

«Кофе и сигареты» — красивый фильм, который не несёт особого смысла. В этом и заключается своеобразная идея картины.

Смотреть в Google Play →

А какие авторские фильмы запомнились вам?