Принцип игровых автоматов

Каждый раз, когда мы проверяем телефон, мы как будто тянем рычаг игрового автомата в надежде получить награду. А однажды получив её, мы хотим снова испытать это ощущение — так и формируется привычка. На подобном принципе устроены многие современные технологии.

Вознаграждения — лайки в Facebook и Instagram, эмодзи в сообщениях, новые подписчики — и есть основа привлекательности смартфона.

«Все привыкли считать, что технологии сами по себе безвредны. А как их использовать, зависит только от нас. Но это заблуждение, — говорит Тристан Харрис, бывший менеджер по продукту Google. — Они вовсе не безвредны. Их создатели хотят, чтобы мы пользовались ими определённым способом и в течение длительного времени. Потому что они так зарабатывают деньги».

Компании постоянно совершенствуют свои продукты, стараясь любым способом привлечь наше внимание. К сожалению, последствия для пользователей часто оказываются негативными: мы зависим от технологий всё больше и больше.

Связь технологий и дофамина

«Сейчас программисты, знающие устройство мозга, могут написать программу, заставляющую мозг выполнять определённые действия», — рассказывает Рэмзи Браун, основатель компании Dopamine Labs, которая занимается созданием приложений, провоцирующих нейрореакции.

Например, такие приложения определяют лучший момент для выдачи пользователю вознаграждений, которые сами по себе не имеют никакой ценности, но заставляют мозг хотеть повторения.

Мы как лабораторные крысы в клетке, нажимающие на кнопку, чтобы получить награду — и выброс дофамина. Корпорации делают всё, чтобы удержать нас в этой клетке.

«Мы не платим за соцсети, за размещение в них платят рекламодатели. Мы пользуемся ими бесплатно, потому что мы и есть товар», — говорит Браун.

Ещё один трюк, который используется в соцсетях, — непрерывная прокрутка. Это проверенный способ задержать нас подольше и укрепить нашу зависимость.

Технологии и уровень тревоги

Тем временем психолог Ларри Розен и его коллеги из Университета штата Калифорния в Домингес-Хиллс обнаружили влияние технологий на наш уровень тревожности.

Когда мы откладываем телефон, мозг посылает сигнал надпочечникам выработать гормон кортизол. Его ещё называют гормоном стресса. Именно он помогал первобытным людям не терять бдительность и спасаться от хищников. И именно из-за него мы так часто берём в руки телефон, даже когда нам не приходило никаких уведомлений.

Мы думаем: «Что-то я давно не проверял ленту в Facebook. А вдруг кто-нибудь прокомментировал мой пост в Instagram?» Это приводит к выбросу кортизола, и мы начинаем нервничать. Мы хотим избавиться от этой тревоги и для этого берём телефон.

Получается, наш телефон держит нас в состоянии постоянной тревоги, от которой только одно лекарство — телефон.

Геймификация

Корпорации и создатели контента всегда стремятся сделать свои продукты как можно более привлекательными. Для этого они часто прибегают к геймификации, то есть применяют приёмы из видеоигр, например соперничество с другими пользователями. Это тоже помогает укрепить зависимость.

Специалист по геймификации и эмоциональному вовлечению Гейб Зикерманн считает, что нет смысла ждать, что компании начнут выпускать продукты, которые не будут вызывать у пользователей зависимость.

Он считает, что это не так уж плохо, ведь те же приёмы, которые вызывают привыкание, помогают пользователям закрепить с помощью технологий новые привычки, например занятия спортом.

«Просить создателей технологий начать работать хуже просто-напросто глупо, — говорит Зикерманн. — Вряд ли это когда-нибудь случится. К тому же это противоречит капиталистическому мышлению и той системе, в которой мы живём».