Арсений Ашомко

Генеральный директор tigermilk media.

Зачем пользоваться программами лояльности

Удивительно, но многие часто летающие пассажиры не заводят карты лояльности авиакомпаний (про банковские карты с мильным кешбэком я вообще молчу). Мол, непонятно, какой в этом прок. Друзья! Тут есть два аргумента за: рациональный и эмоциональный.

С точки зрения ratio, это элементарно выгодно. Если вы летаете хотя бы раз 5–7 в год, то до сгорания миль вы нет-нет да и накопите хотя бы на один бонусный билет. Дальше — больше. Но даже если карта у вас просто есть, шансы получить приятную плюшку от авиакомпании увеличиваются.

Свой первый апгрейд до бизнес-класса я получил просто потому, что был в системе лояльности. Второй опаздывающий на рейс пассажир получил места в последнем ряду у туалета.

С точки зрения эмоций и азарта, погоня за милями, бонусами и статусами — это увлекательная игра со своими правилами и тактикой. Но об этом ниже.

Не пренебрегайте такой возможностью. Это не карта лояльности булочной, тут на кону очень ценные призы. Включайтесь в систему лояльности всех авиакомпаний, которыми вы летаете. Саму карточку можете даже не получать: вам нужен не пластик, а номер в базе.

Хорошая новость: как правило, баллы начисляют и «назад». Если зарегистрируетесь сейчас, вам зачтут даже прошлые полёты за последние 3–6 месяцев.

Как это работает

Чтобы разобраться в устройстве системы, вам нужно знать и различать три понятия:

  1. Квалификационные (статусные) мили (баллы) начисляются за полёты авиакомпанией и её определёнными авиакомпаниями-партнёрами.
  2. Неквалификационные (бонусные) мили (баллы) начисляются за пользование услугами компаний-партнёров программы лояльности, а также по иным спецпредложениям и акциям.
  3. Полётные сегменты (полёты) равняются количеству прямых перелётов самолётами авиакомпании (и иногда её партнёров) — количеству взлётов и посадок (перелёт с одной пересадкой — два сегмента).

Термины у разных авиакомпаний могут отличаться, но их программы лояльности всегда базируются на этом звёздном трио на входе. А на выходе — статус (золотой, серебряный…) и премии (услуги, которые можно купить за накопленные мили всех типов).

Программы лояльности авиакомпаний: мили
Нет, авиационные мили не имеют отношения к милям реальным

При этом тратить на премии можно любые мили, а вот на обретение статуса работают только квалификационные (статусные). Либо же статус можно получить, набрав определённое количество полётов.

Копилка миль обнуляется крайне редко. Будет полезно изучить конкретные правила, однако в общем логика такая: чтобы мили сгорели, вы должны года три вообще не летать рейсами авиакомпании.

А вот на статус обычно работают мили и полёты, которые вы набрали за конкретный календарный год. При этом повышенный статус вы получаете в момент выполнения условий на конец текущего года и на следующий (у некоторых ещё и с небольшим «хвостиком» после). Переподтверждать статус нужно ежегодно (конечно, если хочется продлить). Пожизненно ничего не дают.

И ещё. Следите за тем, кто выполняет рейс. Даже если ваша авиакомпания продаёт билет, это вовсе не значит, что она же оператор рейса (непосредственный перевозчик). Очень может быть, что она всего лишь предлагает вам билеты на рейс другой авиакомпании по код-шэрингу. В этом случае начислений полётных сегментов и квалификационных миль может и не быть — читайте правила.

Код-шэринг
S7 в данном случае продаёт билеты на рейс Belavia. И вы получите лишь чуть-чуть неквалификационных миль

У код-шэринга есть и другие неприятные сюрпризы. Например, зачастую он не поддерживает онлайн-регистрацию.

И всё-таки зачем

Вернёмся к экзистенциальным вопросам.

Зачем копить мили? Чтобы, например, оплачивать ими билеты. Тут всё понятно.

Зачем нужен статус? А вот тут ответ будет более обстоятельным. Статусы (в зависимости от их уровня и правил конкретной авиакомпании) дают много преимуществ. Я не буду приводить огромные выдержки из правил и рекламных материалов перевозчиков, но поделюсь собственным опытом. Что особенно радует меня:

  1. Увеличенные нормы провоза багажа. Действуют уже при серебряном статусе, а дальше эти нормы растут всё больше.
  2. Специальная бирка Priority на сдаваемый багаж. Внешне это просто красивый аксессуар, но считается, что с ним ваш чемодан обслуживают в особом порядке и даже выдают по прилёте в первой очереди (в большинстве случаев так и есть).
  3. Увеличенное количество миль, которое вы получаете за каждый полёт. Этот бонус (от 10 до 75%) зачисляется неквалификационными милями. Так что к обновлению или улучшению статуса они вас не приблизят, но их можно затем потратить.
  4. Особые стойки обслуживания в аэропорту. По сути, вы идёте не в общую очередь, а в очередь для пассажиров бизнес-класса. Даже если вам нужно просто сдать багаж, это удобно. Правда, например, у «Аэрофлота» эта очередь иногда может быть длиннее, чем в эконом-классе. Но по большей части, конечно, это экономия времени.
  5. Доступ в бизнес-залы. Это уже не у всех и не всегда: «Аэрофлот» даёт такое право только при золотом статусе, а, например, Belavia уже с «серебра», но лишь на одного пассажира — без вашего спутника.
  6. Выбор мест в салоне. Тут довольно мутная штука. У кого-то есть, у кого-то нет. Но в общем статусный пассажир имеет ряд преференций в выборе желаемого места в салоне заранее, задолго до открытия регистрации.
  7. Апгрейды класса обслуживания. Моя самая любимая вещь. Теперь я не боюсь слова «овербукинг», а жду и надеюсь, что на моих рейсах эконом-класс будет переполнен и меня пересадят в бизнес или комфорт  как часто летающего пассажира, находящегося поэтому в начале листа ожидания.

В работе над апгрейдами тоже есть своя стратегия. Это не всегда слепая удача. Важно правильно выбрать рейс и авиакомпанию в целом.

Есть и ещё ряд преимуществ. Они сводятся к тому, что человека с картой будут ставить в приоритет везде: когда нужно попасть на полностью забитый рейс, когда хочется пройти на борт самолёта без очереди и даже когда хочется место у аварийного выхода.

В общем, это реально удобно — быть статусным пассажиром.

Работаем над этим

Если вы решили не просто копить мили, а именно заработать статус, то  нужна стратегия. Звучит смешно, но так оно и есть. Не запариваться можно, лишь летая по 200 раз в год, а в остальных случаях стоит продумать процесс. Впрочем, основных вопросов всего два.

1. Какую авиакомпанию выбрать?

Подоплёка простая. Когда вы не заморачиваетесь с милями и полётами, то ищете самые дешёвые и удобные рейсы. Но когда вы копите, вам нужна уже определённая авиакомпания. Это сужает выбор.

Не буду оригинальным и скажу, что в России оптимальным вариантом практически всегда будет «Аэрофлот»:

  • Самая большая карта маршрутов, а значит, большая вероятность получить статусную выгоду от очередной вашей поездки.
  • Авиакомпания «Россия» тоже входит в программу «Аэрофлот Бонус» (значит, вам подходят аж два московских аэропорта, а также ещё больше направлений и рейсов).

К этому можно добавить очень щедрые мильные премии (лучше всех в России) и хороший парк самолётов. В общем, не выбрать «Аэрофлот» в качестве основной авиакомпании можно только по большой любви к S7 либо если вы живёте в Домодедово или в Новосибирске (но тут уже не факт). Никакой интриги.

2. Что копить на статус?

Напомню, вариантов два: мили и полёты. И как бы можно определиться, на чём сосредоточиться, но на практике ваш выбор наверняка падёт на полётные сегменты.

Как правило, авиакомпании дают статусы за схожее количество полётов и тысяч миль в течение года. Но мало какие перелёты эконом-классом дадут вам хотя бы тысячу квалификационных баллов. А уж набрать 20, 30, 50 тысяч баллов вообще мало реально. Зато 20, 30, 50 перелётов — вполне.

Я знаю только одного человека, который зарабатывает статусы милями. Он летает в бизнес-классе через Атлантику. За корпоративный счёт, разумеется.

Самый читерский маршрут — это Москва — Санкт-Петербург. Рейсов ежедневно тьма, стоимость билета начинается буквально от 2 000 рублей, но за него также дают один полётный сегмент. Так что в случае нехватки парочки полётов до конца года рекомендую рвануть в Питер на выходные. Или наоборот. Или с пересадкой, если вы живёте в каком-то третьем городе (получите аж четыре сегмента за маршрут в оба конца).

Кстати, выбирать иногда маршруты с пересадками — это тоже вариант. Они дешевле, а статус ближе. Может, ещё и на прогулку между рейсами время останется. Хотя, конечно, это вариант для маньяков типа меня.

Программы лояльности авиакомпаний
Чисто теоретически  минимальные затраты такие

Всё было не зря

Без всех этих миль и статусов можно жить. И летать вполне себе можно. Но вот стоит однажды получить апгрейд или пару раз зайти в бизнес-зал — и вас затягивает. Хочется вернуться и получить ещё какой-нибудь специальный комплимент от авиакомпании. Вы начинаете определённым образом планировать свои путешествия и выбирать правильные для вас рейсы…

Современная авиационная индустрия давно утратила шарм середины прошлого века. Сегодня это огромный конвейер экономичного перемещения десятков и сотен тысяч тонн людей на любые расстояния. И только премиальные классы обслуживания, программы лояльности и скрытые в них возможности продолжают делать наши полёты чем-то особенным.

Вы ещё не пробовали? Присоединяйтесь к нашему клубу!

Редакция может не разделять точку зрения автора.