В обработке данных многозадачность — это не параллельное выполнение нескольких действий. Просто в таком режиме в обработке одновременно находится больше одной задачи. При этом одна задача непосредственно обрабатывается, а другая ожидает своей очереди. Переключение центрального процессора с одной задачи на другую называется переключением контекста, а иллюзия параллельного выполнения дел возникает при частых переключениях.

Многозадачность — это всего лишь иллюзия. В действительности мы просто снова и снова переключаемся с одного дела на другое.

Наш мозг просто не может обрабатывать больше двух сложных задач одновременно. Это обнаружили учёные из Национального института здоровья и медицинских исследований (INSERM) в Париже.

Во время эксперимента они попросили участников выполнять два дела одновременно и наблюдали за их мозговой активностью с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии. Оказалось, при одновременном выполнении двух задач мозг «раздваивается»: активизируются два участка (две лобные доли)Divided Representation of Concurrent Goals in the Human Frontal Lobes. .

Потом учёные попросили участников выполнять три задачи одновременно. В этом случае участники постоянно забывали об одной из трёх задач и чаще ошибались. Получается, хоть мы и можем без проблем переключаться между двумя делами, большее количество задач нам уже не под силу (просто потому, что у нас всего две лобные доли).

Цена постоянных переключений

Мы переключаемся с одного дела на другое за счёт исполнительных функций мозга. Они контролируют мыслительные процессы и определяют, как, когда и в какой последовательности выполняются задачи.

Контроль исполнения происходит в два этапа.

  • Смена цели — решение заняться не одним, а другим делом.
  • Активация новой роли — переход от правил предыдущей задачи к правилам новой задачи.

На переключение между задачами может уходить всего несколько десятых долей секунды, но постепенно это время накапливается, особенно если переключаться часто. Фактически мы работаем медленнее.

Конечно, иногда это совсем неважно: например, когда мы одновременно занимаемся уборкой и смотрим телевизор. Но в ситуациях, где важна безопасность, например за рулём, даже эти доли секунды могут оказаться решающими.

Минусы многозадачности

Многозадачность снижает продуктивность

Как уже говорилось выше, в режиме многозадачности мы просто переключаемся с одного дела на другое. Из-за этого мы работаем медленнее, ведь каждый раз нам приходится вспоминать всю информацию, касающуюся того дела, на которое мы переключаемся. При этом наш мозг устаёт больше, чем при сосредоточенной работе над чем-то одним. К тому же, постоянно переключаясь с одного на другое, мы совершаем больше ошибок.

Многозадачность мешает сосредоточиться

Когда многозадачность входит в привычку, сосредоточиваться на чём-то одном становится очень тяжело. Обычно наш мозг игнорирует некоторые поступающие сигналы, чтобы снизить нагрузку и все силы посвятить решению одной задачи. Но привыкнув к многозадачности, он начинает путаться и не всегда может определить, какую информацию считать важной, а какую игнорировать.

Многозадачность убивает силу воли

В режиме многозадачности наше внимание рассредоточивается,  а процессы принятия решений и критическое мышление замедляются. Мозг быстрее устаёт, что сказывается на силе воли.

Поэтому возникает эффект снежного кома: из-за упадка силы воли мы ничего не можем сделать и чувствуем себя несчастными, а негативные эмоции ещё больше лишают нас мотивации.

Как вернуть способность концентрироваться

1.  Делайте самое важное с утра

С вечера составьте список дел на следующий день и самое важное делайте в первые несколько часов рабочего дня. Тогда не придётся весь день думать об этом важном деле и волноваться, всё ли вы успеете.

2.  Удалите от себя все отвлекающие факторы

Например, если вы обычно отвлекаетесь на телефон, выключите его, пока не закончите дело. Если тратите много времени на социальные сети или смешные видео на YouTube, заблокируйте эти сайты.

3.  Мыслите стратегически

Обычно мы путаем важные дела со срочными. Поэтому нам и кажется, что нужно всё сделать как можно быстрее и успеть как можно больше.

Мысля стратегически и планируя наперёд, вы гораздо яснее начнёте понимать, что для вас важно. А зная, что особенно важно в тот или иной момент, и полностью сосредоточившись на этом, вы сделаете гораздо больше, чем в том случае, если будете распыляться на несколько дел сразу.

4.  Отдыхайте

Отвлекайтесь от работы или любого другого дела на некоторое время. Например, пользуйтесь техникой Pomodoro для коротких перерывов во время работы и обязательно устраивайте себе хотя бы один выходной в неделю. Чтобы восстановиться и расслабиться, попробуйте упражнения для дыхания или медитацию и не забывайте о самом главном способе отдохнуть — сне.

Как сократить необходимость многозадачности на работе

1. Всегда начинайте с подготовки

Если взяться за новый проект, не имея необходимой информации и чёткого плана, можно застрять на полпути. Так часто и бывает, особенно когда мы, не закончив одно дело, берёмся за следующее.

2. Сократите число открытых проектов

Не начинайте новые дела, пока не закончили предыдущие.

3. Разработайте систему приоритетов

Каждый сотрудник в команде должен чётко представлять свою роль в тот или иной момент. Поэтому всегда расставляйте приоритеты и старайтесь определять свою главную задачу на каждый день или неделю.

В заключение

Нет ничего страшного в том, чтобы при крайней необходимости поработать в режиме многозадачности. Но если она начала распространяться на все сферы вашей жизни, спросите себя: «Так ли полезна многозадачность в этой сфере? Что будет, если я применю противоположный подход и сосредоточусь на одном деле?»

Попробуйте воспользоваться приведёнными выше советами, чтобы вырваться из ловушки многозадачности.