Роман Сабиржанов

Предприниматель, управляющий партнёр HotConsulting. Входит в топ-250 самых эффективных директоров России по версии журнала «Генеральный директор».

Свобода и творчество — вот чего ждут от работы молодые сотрудники. И в большинстве бизнесов такой подход возможен, по крайней мере в сфере услуг.

Если выстроить коммуникацию согласно принципам Agile, вы получите искренне вовлечённого работника, который будет расти вместе с вами. Вот пять базовых правил делового взаимодействия с миллениалами и центениалами.

Правило № 1. Дайте им свою территорию

У молодого сотрудника должна быть своя территория — его зона ответственности, где он сможет самостоятельно улучшать, придумывать, вводить инициативы. Там он главный, это его площадка для развития.

Задача руководителя — обозначить эту территорию, определить рамки и некоторые обязательные вещи. Остальное — дело сотрудника.

Правило № 2. Используйте гибкие списки задач

Юное поколение очень умно и не любит конфликты. Сталкиваясь с глупостью на рабочем месте, молодые сотрудники сразу увольняются. Им нельзя давать бессмысленных и глупых задач. Нельзя просить пересчитывать рис или использовать два кассовых аппарата, когда нужен один.

У каждого сотрудника должен быть список дел на неделю, чтобы он сам планировал, когда ему выполнять ту или иную задачу. Пусть он сам дописывает в него новые дела и отменяет задачи от руководителя, если они уже неактуальны.

Правило № 3. Соблюдайте баланс между доверием и контролем

Умная образованная молодёжь сразу вовлекается в работу — вкладывает в проект душу.

Поэтому первое, что нужно делать, — это регулярно хвалить. Второй важный момент — нельзя постоянно спрашивать: «Ну что, ты уже сделал?..»

В течение дня задачи меняются: то, что планировалось утром, может быть неактуально вечером.

Пусть сотрудник занимается тем, что важно в данный момент времени, и сам принимает решения.

Руководитель может уточнять и один раз в день задать вопросы по текущим делам. Именно уточнять и спрашивать, а не предъявлять: «Почему до сих пор не сделано?! Я дал задание позавчера!»

И тогда происходит чудо. Когда люди сами ставят себе задачи и отвечают за результат, они не воруют. Им это неинтересно.

Правило № 4. Забудьте о штрафах

Штрафы за корпоративные проступки столь же архаичны, как порка рабов. Гораздо эффективнее, когда доходы сотрудников завязаны на объективные KPI — выручку или отзывы.

Если миллениал или центениал плохо справляется со своими задачами, это обычно не связано с нежеланием работать или вредностью. Сказываются следующие факторы.

  • Эмоциональное выгорание. Вовлечённые сотрудники любят работать без выходных, но хотя бы на один день в неделю человек должен отключаться от работы.
  • Внешние факторы: ссора с партнёром, наркотическая или алкогольная зависимость.
  • Депрессия. Такое бывает, но, к счастью, молодые люди, которых затронул этот недуг, обращаются за помощью психиатра и начинают лечение.

Если вы заметили неладное с сотрудником, не рубите сплеча. Иногда картина мира в голове человека расходится с реальностью и ему нужно время на сверку ожиданий.

Правило № 5. Добавьте бонусы

Прежде чем нанимать сотрудника, надо серьёзно подумать, что компания может ему дать.

Работать только ради денег молодому умному человеку скучно. А вот практика иностранных языков, развитие менеджерских навыков, возможность создавать собственные мини-проекты — это уже интересно.

Нужно постоянно что-то придумывать, чтобы работа была не занудной, а походила на хобби.

Многие работодатели не берут на работу молодых людей из-за отсутствия опыта и существующих стереотипов.

Мой совет — присмотритесь к подрастающему поколению. Это умные и энергичные люди. Нужно лишь выстроить правильную коммуникацию, и тогда ваш бизнес наполнится позитивной энергией, которая очень ценится клиентами.