Зачем снимать на плёнку?

Каждый любитель аналоговой фотографии назовёт свою причину, по которой он использует плёнку. В офисе Лайфхакера работают по крайней мере три таких любителя. Вот что они говорят о своём увлечении и том, какие кадры у них получаются.

Кирилл Дяченко
Аккаунт-менеджер Лайфхакера

Я снимаю на плёнку, потому что начинаю ценить каждый кадр и, как следствие, задумываюсь о качестве снимка, а не щёлкаю десятки ненужных фотографий. Странная цветопередача, красные глаза, а иногда и несфокусированные снимки возвращают меня в беззаботное детство, когда мы с мамой ходили проявлять очередную плёнку с мыльницы.

Олег Имидеев
Оператор Лайфхакера

Всё увлечение фото и видео у меня началось с плёнки. Если быть точным, то с родительского «ФЭД». Снимаю на плёнку, потому что она дисциплинирует и не прощает ошибок. Попасть в фокус и экспозицию, правильно выбрать план и ракурс необходимо с первого раза, ведь у тебя есть только 24 или 36 кадров, а не целая флешка на 32 ГБ.

Паша Прокофьев
Автор Лайфхакера

Однажды я нашёл у дедушки «Зенит-Е». Сразу же испытал в деле: меня увлекла наглядная работа механизмов, все эти крутилки и кнопки. С тех пор прошло почти десять лет: я собрал внушительную коллекцию из старых и новых фотоаппаратов, провёл десятки экспериментов. Фотографировать как профессионал так и не научился, зато получил массу удовольствия.

Среди прочих причин многие отмечают вот что:

Нельзя с уверенностью сказать, что получится

Кому-то нравится ощущение тайны, скрытой в экспонированной плёнке, ведь заранее на 100% результат предугадать трудно: вдруг что-то случится на этапе проявки, засбоит само устройство или подведёт чутьё фотографа. Сама невозможность посмотреть фотографию сразу после съёмки ломает восприятие человека, привыкшего без лишних размышлений щёлкать всё подряд на камеру телефона. А ограниченность кадров (12, 24 или 36) заставляет его с большей долей вдумчивости ими распоряжаться.

Интересен процесс эксплуатации

Многих привлекает работа механики в фотоаппаратах. Взвод курка, выставление диафрагмы и выдержки, установка фокуса, перемотка — всё это работает наглядно и логично. За всё отвечают отдельные регуляторы, кнопки и рычажки, всем настройкам соответствуют маркировки на корпусе — никакой магии, скрытой в электронных платах, никаких бездушных символов на ЖК-дисплее.

Можно сделать отличную фотографию

Плёночный аппарат — незаменимый инструмент в арсенале многих профессиональных фотографов. Почему — объяснил в своей статье «Кому нужна эта плёнка» доктор физико-математических наук и член Союза фотохудожников России Антон Вершовский.

Во-первых, плёнка позволяет получить снимки с достаточно высокой детализацией и хорошей цветопередачей. Во-вторых, по мнению Антона Вершовского, целью фотографа не является снятие точной кальки с реальности, а художественная фотография не обязана быть идеальной. И тут мы подходим к следующему аргументу в пользу плёнки.

«Неидеальности» могут выглядеть красиво

Фотография, при съёмке которой всё пошло не так. Сделана на «Зенит-ЕТ» (Pentacon F1.8/50mm)

Расфокус, видимые царапины на снимках, зернистость — всё это ассоциируется именно с плёночной фотографией. Начнём с того, что перечисленных шероховатостей можно избежать при использовании корректно работающего фотоаппарата и подходящей плёнки. А закончим тем, что иногда «неидеальности» просто классно выглядят. А чем ещё объяснить популярность Lo-Fi-фильтров «под плёнку» в мобильных графических редакторах?

Попробовать снимать на плёнку недорого

Можно спорить о цене одного кадра, сравнивая плёнку и цифру. Но вот очевидный факт: если речь о разовом эксперименте, то за весь процесс от приобретения плёночного фотоаппарата до получения готовых кадров можно заплатить не больше тысячи рублей.

Ещё дешевле выйдет, если фотоаппарат у вас уже есть.

Нашёл в кладовке старый фотоаппарат. Можно ли снимать на него?

Скорее всего, можно, но кое-что стоит проверить:

  • Дверца. Должна плотно закрываться, иначе есть риск засветить плёнку.
  • Механика. Иногда на выдержках 1/60 и длиннее затвор срабатывает некорректно, открываясь до следующего взвода. Это гарантированно приведёт к пересвету снимка. Проверьте, как работает ваш фотоаппарат на разных выдержках. Обратите внимание на движение зубчатого валика, приёмной катушки.
  • Шторка. Если находка снабжена шторно-щелевым затвором, проверьте целостность шторки.
  • Экспонометр. Если в старом фотоаппарате установлен селеновый экспонометр, то он, скорее всего, сел. А вот если находка снабжена TTL-экспонометром, то есть высокие шансы на его корректную работу. Подобные были установлены в небольшом количестве фотоаппаратов, как правило, имеющих аббревиатуру TTL в названии.
  • Рулетка обратной перемотки. Когда плёнка заканчивается, её необходимо смотать в катушку. Как правило, для этого нужно найти специальную кнопку с буквой R, после чего скрутить плёнку с помощью рулетки обратной перемотки. Проверьте, корректно ли работает этот режим: крутится ли в обратном направлении приёмная катушка и зубчатый валик. Если нет, то снимать на фотоаппарат можно, но вынимать плёнку будет проблематично.

Когда проверите все пункты из списка, обратите внимание на чистоту фотоаппарата. От пыли внутри можно избавиться с помощью воздушной груши и мягкой кисточки.

Если вашей находкой стала обычная плёночная мыльница из 90-х, проверять ничего не нужно. Она работает. Только вот снимать на неё не так интересно: всё доверено автоматике, а фотографии получаются средненькие.

Если поиски не увенчались успехом, а фотографировать всё-таки хочется, то на помощь придут магазины и барахолки.

Как выбрать плёночный фотоаппарат?

Выбор здесь действительно велик: от самодельной пинхол-камеры до Leica за сотни тысяч рублей. Сначала стоит определиться с видом фотоаппарата.

Какими бывают фотоаппараты

  • Зеркальные фотоаппараты — почти все модели «Зенит», «Любитель», Pentax K1000, Canon AE-1, Olympus OM-1, относительно современные модели Nikon. Поддерживают установку объективов с любыми фокусными расстояниями, в них проще всего пользоваться различными светофильтрами, визуально оценивать настройки фокуса и глубины резкости. Это происходит потому, что в видоискателе видно примерно то, что и получится на фото: изображение с объектива передаётся в глазок с помощью зеркала. Недостаток зеркалок — отдача от движения зеркала, способная смазать кадр на длинных выдержках.
  • Дальномерные фотоаппараты — почти все модели «Зоркий» и «ФЭД», Canon Canonet QL17 G-III, Yashica Electro 35, Minolta Hi-Matic. Менее шумные, чем зеркальные. Наведение резкости осуществляется с помощью эффекта параллакса — совмещения в видоискателе изображений с двух объективов дальномера. Из минусов: ограниченный набор сменных объективов и отсутствие возможности настроить глубину резкости на глаз.

Часть изображения в видоискателе дальномерной камеры. Слева — несфокусированное изображение, справа — сфокусированное / ru.wikipedia.org

  • Шкальные фотоаппараты — «Смена», «Чайка», «Вилия», современные ломо-фотоаппараты Holga, Diana, La Sardina. Самая простая и бюджетная группа фотоаппаратов. Фокусировка осуществляется на глаз, линзы часто несменные. Несмотря на это, шкальные фотоаппараты превосходят по качеству снимков полностью автоматические мыльницы. А ещё они самые лёгкие и компактные.

Что лучше: импорт или советский фотопром

Если вашей целью является знакомство с плёнкой, то советские и российские фотоаппараты подойдут как нельзя лучше. Большинство из тех, что выпускались с 1950-х до середины 1990-х, работоспособны и сейчас (при условии бережного обращения владельцев). Как правило, эти камеры — довольно качественные кальки с моделей Leica, Minolta, Contax и других зарубежных компаний. Важнейшее достоинство этих фотоаппаратов — цена. Даже серьёзные зеркальные камеры с неплохим стеклом уходят с барахолок за бесценок.

Но не все плёночные фотографы ограничиваются советским фотопромом. Те, кто сильно увлекается аналоговой фотографией, приобретают более серьёзные аппараты импортного производства. Если постараться, то можно найти и вполне бюджетные варианты: Chinon CS, Pentax K1000, Canon AE-1, Olympus OM-1, относительно современные плёночные модели Nikon. Эти аппараты отличаются более надёжной работой механизмов, широким диапазоном выдержек и многими другими нюансами, но стоят дороже «Смен» и «Зенитов».

На что ещё обращать внимание

Существуют и другие нюансы: диапазон выдержек, вид затвора, наличие какой-либо автоматики, удобство эксплуатации, в конце концов. Но фотоаппарат на самом деле лишь проводник между двумя куда более важными элементами: объективом и плёнкой.

Если вы хотите приобрести один аппарат всерьёз и надолго, берите тот, в котором можно менять линзы.

Ещё один момент: подумайте дважды, прежде чем приобретать фотоаппарат с автоматическим замером выдержки и селеновым экспонометром. Скорее всего, светочувствительные элементы в них уже сели, а в ручном режиме значение выдержки изменить нельзя. Например, в «Вилия-авто» и «ФЭД-50» при севшем экспонометре вам всегда придётся снимать с выдержкой 1/30 секунды — о съёмке в солнечный день на плёнку со средней и высокой светочувствительностью можно забыть.

Где купить

Теперь, когда вы определились с тем, какая камера вам нужна, начните поиски на досках объявлений. Старайтесь избегать пересылок по почте, ведь вам необходимо проверить работоспособность устройства. Предложений советских фотоаппаратов достаточно в любом, даже не очень большом городе. А вот искать достойную импортную камеру, возможно, придётся на зарубежных барахолках.

Что такое ломография?

Не любите производить экспозамеры, выставлять диафрагму и даже незаваленный горизонт для вас не самая простая задача? Попробуйте себя в ломографии. Это такая философия и манера съёмки для тех, кто любит делать снимки, но не обременяет себя сложившимися постулатами фотоискусства. Всё, что нужно, чтобы быть ломографом, — минимальный вкус и желание экспериментировать. Если в профессиональной фотографии шеф, бог и царь — фотограф, то в ломографии — случай. Вот на такие камеры делают снимки представители ломо-движения:

И такие фотографии у них получаются:

Эти фотографии не могут похвастаться проработанностью деталей или точной экспозицией, но несут в себе особенное настроение, которое так нравится любителям ломографии.

Минусы большинства ломо-камер — китайское производство и, как следствие, ненадёжность. Некоторые из них довольно быстро надоедают из-за ограниченности применения: во многих отсутствуют какие-либо настройки в принципе, а некоторые годятся только для съёмки в солнечную погоду.

Если заинтересовались, обратите внимание на Diana, Holga, La Sardina и, конечно, первую камеру, положившую начало ломографическому движению — «ЛОМО Компакт-автомат». Многие из ломо-камер производятся и сейчас, но цена на них будет заметно выше, чем на более серьёзные советские фотоаппараты б/у.

Найти ломо-камеру просто. Один запрос в поисковике, и вы увидите примерно одинаковые предложения от десятка интернет-магазинов.

А как выбрать плёнку?

У плёнок есть четыре основные характеристики: цвет, вид процесса, формат и чувствительность (ISO).

Цвет и процесс

С цветом всё понятно: плёнки есть цветные и чёрно-белые. И от цвета зависят некоторые нюансы съёмки и проявки. Чёрно-белые требуют использования светофильтров в определённых условиях и проявляются по процессу D-76. Существуют и монохромные чёрно-белые плёнки, их проявляют по процессу C-41 (так же, как и цветные). По качеству они уступают классическим, но зато с ними справятся в любом фотоцентре.

Цветные плёнки делятся на негативные и обращаемые. Негативные куда практичнее, более терпеливы к несущественным промахам в экспозиции, продаются и проявляются по процессу C-41 в любом фотоцентре. Иногда обращаемые плёнки проявляют так же, как негативные. Это называется кросс-процессом. Снимки, проявленные по кросс-процессу, обладают искажённой цветопередачей и большей насыщенностью, что особенно нравится ломографам и прочим экспериментаторам.

Формат

Есть два распространённых типа плёнки: малый (тип 135) и средний (тип 120). Выбор зависит от характеристик фотоаппарата: большинство из них поддерживают плёнки типа 135. Катушки среднего формата можно использовать в фотоаппаратах Holga, Diana, советских «Любителях», некоторых «Киевах», Pentax, Rollei и других. С помощью нехитрых манипуляций в них можно пристроить и 35-миллиметровые плёнки.

Светочувствительность

От светочувствительности, или ISO, зависит, при каком освещении мы сможем делать снимки, какую будем устанавливать выдержку и диафрагму. Диапазон светочувствительности плёнок начинается с 25 ISO и заканчивается 3 200 ISO. Чем меньше числовой показатель, тем меньше света фиксирует плёнка, тем дольше должна быть выдержка и/или меньше диафрагменное число.

Плёнки до 100 ISO хороши для съёмок в солнечную погоду. В пасмурную может пригодиться плёнка с 400 ISO. Более светочувствительная плёнка подходит для вечерней и ночной съёмки, но обладает повышенной зернистостью.

Оптимальный показатель светочувствительности — 200 ISO.

На старых фотоаппаратах может быть использована иная шкала светочувствительности: ГОСТ, ASA или DIN. Чтобы установить соответствия, можно воспользоваться таблицей.

Индивидуальные характеристики

Также плёнки могут отличаться цветопередачей, глубиной и проработанностью деталей. В интернет-магазинах к ним, как правило, прилагают результаты съёмки, которые могут помочь определиться с выбором.

Как снимать на плёночный фотоаппарат?

Порядок действий при съёмке разными фотоаппаратами отличается несущественно.

  • Установка плёнки. Первым делом нужно установить плёнку в предназначенный для неё отсек. Иногда для этого необходимо приподнять головку рулетки обратной перемотки. Потом протяните язычок к приёмной катушке и зафиксируйте его. Взведите затвор и убедитесь, что зубья валика попали в перфорацию плёнки. Нажмите на спуск. После закрытия крышки рекомендуется сделать ещё один пробный кадр, головка рулетки обратной перемотки также должна крутиться. Всё это не стоит делать при ярком солнечном свете.
  • Подготовка аппарата к съёмке. Если это предусмотрено, установите ISO плёнки (для ручного или автоматического экспозамера) и счётчик кадров.
  • Взвод затвора. Нужно отвести курок до конца, а потом аккуратно вернуть назад. Если система без курка, покрутите колёсико до упора.
  • Установка диафрагмы и выдержки. Эти действия могут сильно отличаться в зависимости от используемых фотоаппаратов. Если ваша камера не снабжена работающей автоматикой или не является шкальной с простым управлением, воспользуйтесь экспонометром. Если штатный сломан, используйте специальные мобильные приложения.

LightMeter Free
LightMeter Free
Developer: David Quiles
Price: Free

  • Настройка фокуса и создание снимка. Если используете зеркальную камеру, не забудьте открыть диафрагму перед фокусировкой (а перед вылетом птички — закрыть). Если дальномерную — используйте эффект параллакса. Если шкальную — ориентируйтесь по специальным маркировкам. После этого можно нажать на спуск.
  • Разрядка плёнки. Снимите блокировку зубчатого валика (этот регулятор часто отмечается буквой R). Используйте рулетку обратной перемотки для возврата плёнки в катушку. Если возникли проблемы, достаньте плёнку самостоятельно в тёмном помещении и донесите на проявку в светонепроницаемом футляре или коробочке.

Что потом делать с плёнкой?

Отнести на проявку. Если использовалась негативная 35-миллиметровая плёнка, проявляемая по процессу C-41, её проявят в любом фотоцентре. Если использовались другие фотоматериалы, возможно, придётся поискать частную лабораторию.

Что делать дальше?

Ответ на этот вопрос вам подскажет первая успешно отснятая плёнка. Если у вас это всерьёз, то аналоговая фотография предложит широкий простор для развития. Объективы, светофильтры, вспышки, самостоятельная проявка — всё это поможет превратиться из экспериментатора в матёрого профессионала.

Тех, кто найдёт себя в ломографии, ожидают весёлые эксперименты: мультиэкспозиция, просроченные плёнки, кросс-процессы, Redscale и другие страшные слова.

Аналоговая фотография — это дорого?

Давайте посчитаем. Допустим, фотоаппарат не достался вам по наследству. Приобретение бывшей в употреблении «Смены-8М» или даже какого-нибудь «Зенита» может обойтись в 200–500 рублей.

Далее — плёнка. Если не рассматривать варианты покупки просрочки с рук, то в интернет-магазинах цены начинаются примерно с 250 рублей за катушку с 36 кадрами. Проявка полученной плёнки по процессу C-41, как правило, стоит совсем недорого: менее 100 рублей. А вот сканирование в цифру» может обойтись в несколько сотен. Но цены в разных городах могут отличаться.

Поэтому аналоговая фотография «на попробовать» стоит совсем немного. Но если вы увлечётесь приобретением достойного аппарата и объективов, будете придирчивы к плёнкам и расточительны, то сэкономить, конечно, не получится.

А это точно того стоит?

Тут та же история, что и с проигрывателями винила. Занятие аналоговой фотографией непрактично, требует постоянных финансовых вложений. Результат неизвестен, плёнку вообще легко могут засветить или испортить при проявке. Кадров не больше 36. Возможно, если не ошибиться в ручных настройках выдержки, диафрагмы и фокуса, какие-то из них даже получатся неплохими. Только узнать это можно будет не раньше, чем через пару дней, когда специально обученные люди превратят вашу фотоэмульсию в снимки. Прибавьте к этому косые взгляды прохожих, обвинения в хипстерстве и презрительное недоумение со стороны радикально настроенных цифровых фотографов — вот какое-то такое это хобби, если говорить в общих чертах.

Но все эти минусы может перечеркнуть одна важная вещь: возрождённая ценность кадра. Все мы помним хотя бы несколько фотографий из своего детства, возможно, даже не самых удачных. А много ли сравнимых по значимости снимков в галерее вашего смартфона?

В моём фотоаппарате было 24 кадра, я должен был очень осторожно выбирать, что снимать, когда мы ездили на гастроли. Я не хочу сказать, что всё это обесценилось… Хотя нет, хочу. По-моему, именно что обесценилось. Когда я вижу людей, которые постоянно что-то снимают, мне хочется закричать им: «Не снимайте! Переживайте это!» Когда всё фиксируется на камеру, это означает, что всё одинаково важно. То есть ничего не важно.

Фронтмен группы The Cure Роберт Смит в интервью журналу «Афиша Daily»

Подобное хобби подойдёт далеко не всем. Но тех, кто по-настоящему увлечётся аналоговой фотографией, ждут десятки крутых снимков, часов в предвкушении «сканов», удачных и испорченных плёнок. А самое главное — утерянная в пучинах цифрового прогресса, давно позабытая радость от фотографии.