Костя Горский

Design Lead в Intercom, бывший дизайн-директор «Яндекса». Несколько лет преподавал дизайн интерфейсов в МГУ и МАИ. В своём Telegram-канале Design & Productivity пишет о дизайне, продуктивности и жизни.

Однажды в жизни каждого специалиста наступает время, когда приходится общаться по работе с «высоким начальством»: заказчиками, топ-менеджерами или владельцами бизнеса. Иногда это даётся тяжело. Может даже показаться, что тебя не понимают или не воспринимают всерьёз.

Вот несколько советов, которые помогут выглядеть убедительно и добиваться желаемого.

1. Не противопоставляйте специалистов и неспециалистов

Мы все просто люди и, судя по всему, работаем или собираемся работать над одним проектом. Говорите о его сути.

2. Не ходите к руководителю с проблемой

Приносить проблему надо всегда вместе с решением. Если вы приходите с решением — вы говорите на языке слушателя. Дальше решение уже можно обсуждать, можно даже его перепридумать — это, во всяком случае, интересно. Если же вы приходите с проблемой без решения — вы просто раздражаете.

3. Готовьтесь к встрече

Вообще, ко всем встречам хорошо бы готовиться, но если встречаться предполагается с высоким начальством, то нельзя не сделать «домашнее задание»: хорошо ориентироваться в теме разговора и быть готовым ответить на любой вопрос. Даже если ожидается, что встреча займёт всего 5 минут. Большинство вопросов, которые вам могут задать, несложно предсказать заранее. И придумать хорошие ответы.

4. Сразу озвучьте цель встречи

Надеюсь, всем очевидно, что цель должна быть чётко сформулирована. Если у вас презентация — из первого слайда должно быть понятно, чего вы хотите. Не надо никаких лирических подводок, сэкономьте всем время и переходите сразу к делу.

5. Подкрепляйте свои утверждения фактами

Мнения и оценочные суждения лучше оставить при себе. Тем более не стоит жаловаться или говорить плохо о коллегах или конкурентах.

«Дизайн нашего сайта — полное говно. Я сделал новую версию и хочу её показать» — даже если это чистая правда, простите, но вас нельзя воспринимать всерьёз. «Конверсия в заказы на нашем сайте — 1%. Мы придумали, как её улучшить, и первые A/B-тесты новой версии показали 5%», — вот это разговор здорового человека. Если фактов нет, значит, возможно, вам рано идти на встречу.

6. Если чувствуете, что ваше предложение могут отклонить, дайте больший выбор

Например, не просто предлагайте одну новую версию сайта, а покажите три варианта. И скажите, какой считаете лучшим и почему. Выбрать всегда легче, чем согласиться на единственный вариант.

7. Помогите принять предлагаемое вами решение

Например, опишите последствия внедрения и последствия промедления с внедрением. Человеку должно быть легко и комфортно сказать «да», помогите ему с этим.

Правило. С высоким начальством говорим по такой схеме: цель встречи — проблема — факты — варианты решения — почему это сработает.

Если такой подход применять не только в разговорах с топ-менеджерами, а вообще всегда, можно в какой-то момент стать топ-менеджером самому.