О чём вообще фильм?

Если читать только синопсис, то может показаться, что «Комната» — банальная драма. Джонни (его играет режиссёр Томми Вайсо) живёт обычной жизнью, работает в банке и собирается жениться на своей девушке Лизе (Джульетта Даниэль), но оказывается, что Лиза любит не Джонни, а его лучшего друга Марка (Грег Сестеро).

В фильме есть ещё парочка несвязанных сюжетных линий: с матерью Лизы, странными друзьями и регбийным мячом, который оказывается в руках персонажей постоянно, когда надо разбираться с тяжёлыми жизненными ситуациями.

А что в нём плохо?

Всё! Серьёзно, тут можно очень долго описывать жуткую операторскую работу, локации и музыку. Но в первую очередь в глаза бросается игра актёров и сюрреализм происходящего.

Например, Джонни говорит Марку, что не будет рассказывать о своей работе в банке («Это конфиденциально!»), и как бы невзначай добавляет: «Кстати, как у тебя с сексуальной жизнью?» Или мать Лизы сообщает дочери о своём раке груди и скорой смерти, на что Лиза без дрожи в голосе отвечает «Всё будет хорошо!» и переводит разговор на другую тему.

Ощущение, что Томми Вайсо живёт в каком-то другом мире. У героев даже в одном диалоге не сохраняются мотивация и смысл сказанного. А ещё эта дикая наигранность. Главный герой ужасающе смеется, изображает цыплёнка и в конце фильма в демонстративном гневе разрушает мебель, но… Прости, Томми, не вышло.

Это все претензии к фильму?

Конечно нет. Некоторые сцены повторяются: например, спор Лизы и её матери о Джонни («Я его не люблю» — «Он тебя обеспечивает!»). А ещё эротика. Даже тут Вайсо умудрился сделать всё сверхглупо.

Если внимательно посмотреть эти сцены, то станет понятно: в такой позе заниматься сексом просто невозможно. А ещё приторно-попсовая музыка и неловкие стоны. И не говорим о том, что почти все эти сцены внезапны и сопровождаются неуверенным «Лиза, что ты делаешь?» (Лиза с тобой уже это делала, очнись, Марк!).

А почему тогда «Комната» стала популярной?

Действительно: на IMDb у фильма печальная оценка — 3,6. Но при этом кино Томми Вайсо можно назвать культовым. В большинстве топов в духе «Худшие фильмы в истории кино» он находится в лидерах.

Но нужно заметить, что «Комната» стала популярной намного позже выхода — в эпоху вирусных YouTube-видео. Первые показы в Лос-Анджелесе не удались, зрители не выдерживали и половины фильма. Суммарно «Комната» собрала в кинотеатрах чуть меньше двух тысяч долларов.

Своих первых поклонников фильм получил в 2010 году. На «Комнату» сделал обзор Даг Уокер, более известный как Nostalgia Critic, который посоветовал всем своим фанатам обязательно «посмотреть это». Вайсо судился с Уокером, даже добился удаления видео, но обзор всё же удалось восстановить.

После всей шумихи фильм Вайсо стал обрастать реальной фанбазой. Люди сами начали организовывать показы и устраивать тематические вечера, на которых разговаривали фразами из «Комнаты».

Может, фильм специально снят так плохо?

До последних кадров «Комнаты» сохраняется ощущение, что это такой особый вид троллинга, но вряд ли. Те, кто работал на площадке с Томми, уверяют, что Вайсо — одержимый, который действительно верил, что снимает серьёзную драму.

Вайсо искренне говорит, что вдохновлялся Хичкоком и Марлоном Брандо. А в первую очередь — Джеймсом Дином, актёром, который сыграл главную роль в культовом фильме молодёжи 50-х «Бунтарь без причины», а в 24 года погиб в аварии. К этому фильму Вайсо делает нелепейшую отсылку, неестественным тоном обращаясь к своей девушке: «Лиза, ты рвёшь меня на части!»

Музыкальный клип, составленный из самых эпичных фраз «Комнаты».

К тому же режиссёр за два года до съёмок написал пьесу, а затем превратил её в роман объёмом в 500 страниц. Выпустить крупный тираж Вайсо не удалось, и он решил попробовать себя в кино, создав фильм, «основанный на реальных событиях». По словам режиссёра, прототип Лизы — женщина, которой он подарил бриллиантовое кольцо за полторы тысячи долларов, но та всё равно его бросила.

А кто такой Томми Вайсо?

Очень загадочный человек. Грег Сестеро, продюсер фильма и актёр, играющий Марка, в своей книге «Горе-творец» (она посвящена Вайсо и созданию «Комнаты») пишет, что Томми родился в 1950-х годах, предположительно, в польском городе Познань. А сам Вайсо в интервью рассказывает, что он считает себя американцем, когда-то давно жил во Франции, а родился в 1968 году.

Из той же книги Сестеро и интервью, которые давал Вайсо, можно узнать простую вещь: Томми не хочет вспоминать прошлое. Что только Вайсо не рассказывал другу-продюсеру: как он убил человека, был арестован во Франции за хранение наркотиков, работал в больнице Сан-Франциско… И ещё дюжину других историй, которые можно разделить на две категории: криминальное чтиво и байки чернорабочего. Что из этого правда, очень трудно сказать.

А по главной легенде Вайсо пришёл в кино после автомобильной аварии. Она его психологически надломила и заставила искать выход эмоциям в кино. И сразу потратить шесть миллионов долларов.

Ох, а откуда у Вайсо было так много денег на съёмки?

Этот вопрос волновал всех на съёмочной площадке. По самой очевидной версии режиссёр, продюсер, исполнитель главной роли и сценарист в одном лице просто отмывал деньги. Но сам Вайсо категорически не соглашается с обвинениями в коррупции. «Я импортировал куртки из Южной Кореи», — говорит мастер, и не поверить трудно. Ведь есть даже реклама с его участием!

Скорее всего, бизнес, который сделал из Вайсо миллионера, был завязан на недвижимости в Лос-Анджелесе и Сан-Франциско. Но и тут нельзя сказать точно: может, действительно куртки и джинсы так хорошо продавались?

На что же были потрачены деньги?

Вайсо просто ужасный организатор. Не все актёры выдерживали непрофессионализм на площадке (режиссёр постоянно забывал свои реплики, ему требовалось много дублей), приходилось находить новых исполнителей или вовсе вычёркивать персонажей из сценария (а суммарно над созданием фильма работали 400 человек).

Режиссёр закупал ненужные декорации и оборудование, потратился сразу на два набора камер — в HD-формате и 35-миллиметровую плёнку. Обычно такую дорогую аппаратуру арендуют и используют только один формат камер. Но Вайсо гордился тем, что он «первый режиссёр, который пошёл на такой оригинальный ход». В итоге показан был фильм, снятый только на классическую плёнку.

Джеймс Франко получил «Золотой глобус» за фильм «Горе-творец». Это кино о «Комнате»?

Да. Джеймс Франко снял фильм о фильме «Горе-творец» (The Disaster Artist), в котором сам сыграл Томми Вайсо и показал историю создания «Комнаты». А ещё доказал, что человек без всякого таланта и способностей может получить свои «15 минут славы» (хотя их у Вайсо уже значительно больше).

Автору оригинала досталось только небольшое камео, хотя Франко был изначально против появления Вайсо в кадре. Но Томми опять так нелепо сыграл, что его нельзя было вырезать из финального монтажа.

Увы, мы не увидим фильм на больших экранах в России. «Горе-творец» вышел 7 декабря 2017 года в США, но в России не будет показан в кинотеатрах из-за того, что «Комната» — это американский феномен. Придётся ждать на DVD.

Томми Вайсо после «Комнаты» ушёл из кино?

Да, в его творчестве наступило затишье (не считая неизвестных короткометражек и эпизодических ролей), но после всей шумихи, новых фанатов и бесконечных обзоров Вайсо готов вернуться в дело. Томми собирается поставить комедийный мюзикл по «Комнате» и уже вместе со своим другом и напарником Грегом Сестеро снял новый фильм «Лучшие друзья», который выйдет в мае этого года.

Как правильно смотреть «Комнату»?

Во-первых, лучше смотреть в оригинале с субтитрами. Закадровый голос портит всю атмосферу безумия и фирменных интонаций Вайсо. А во-вторых, попробуйте получить странное удовольствие. Да, это плохое кино во всех отношениях. Но именно этим оно и прекрасно.