Что делать, если вы разбили товар в магазине

Пошаговая инструкция на случай, если дорогущая бутылка выскользнула из рук или рядом внезапно обрушился стеллаж.

Шаг 1. Успокойтесь

Неловкое движение — и вот на полу осколки, а вас обступили любопытные покупатели, встревоженные работники торгового зала и рассерженные охранники. Подавите паническое желание бежать и вспомните о своих правах.

👌 В телеграм-канале «Лайфхакер» лучшие статьи о том, как сделать жизнь проще.

Статья 211 Гражданского кодекса РФ: риск случайной гибели имущества несёт собственник.
Статья 459 Гражданского кодекса РФ: риск случайной гибели или повреждения товара переходит на покупателя в момент передачи товара.

Пока вы не заключили розничный договор купли-продажи, то есть не расплатились, не получили чек и не забрали покупки с ленты, за товар отвечает магазин. Но только в том случае, если всё действительно произошло случайно, например по таким причинам:

  • Из-за узких проходов. По стандартам минимальное расстояние между стеллажами должно быть 1,4 метра (при торговой площади до 100 квадратных метров). Пример: вы пытались разойтись с другим покупателем и нечаянно задели что-то на полке.
  • Из-за плохой расстановки товара. Мерчендайзер должен позаботиться о том, чтобы покупатель мог легко взять товар и положить обратно. Пример: банки выстроены в пирамиду, вы взяли верхнюю, и вся конструкция обрушилась.
  • Из-за мокрого пола. Пример: поскользнувшись, вы смахнули предмет с полки.

Сложнее, когда случайность граничит с неосторожностью. Например, вы взяли в руки вазу, и, пока её разглядывали, у вас зазвонил телефон. Вместо того чтобы поставить товар на место и потом ответить, вы тут же полезли в карман. В итоге ваза выскользнула и разбилась. Это произошло ненамеренно, но ведь вы могли быть аккуратнее.

Если товар разбился случайно, убытки несёт магазин. Если по неосторожности, платит покупатель.

Понимаете, что накосячили? Проявите гражданскую ответственность и заплатите. Считаете себя невиновным? Переходите к следующему пункту.

Шаг 2. Позовите администратора

Не тратьте время на споры с продавцами и охранниками. Бить себя в грудь с криком «А ты докажи!» бессмысленно. В гражданском праве существует презумпция вины. Доказывать, что имела место случайность, предстоит именно вам.

Поэтому сразу зовите администратора или заведующего, просите составить акт о порче товара и предоставить вам жалобную книгу. В последней укажите:

  • обстоятельства произошедшего (какие именно действия привели к тому, что предмет разбился?);
  • дату и время (это важно для истребования записей камер видеонаблюдения);
  • свидетелей произошедшего (это могут быть ваши близкие или другие покупатели, видевшие, что случилось).

Сделайте копию или фотографию страницы со своей записью и акта о порче.

Объясните администрации, что готовы возместить убытки в судебном порядке, согласно статье 1 064 Гражданского кодекса РФ.

Продавец не вправе заставить вас платить на месте. Установить виновность и привлечь к ответственности может только суд.

Магазины, особенно крупные сетевые, не любят скандалов. Обычно об инциденте «забывают», как только покупатель спокойным тоном просит задокументировать порчу товара. До суда доходит редко.

Но если владельцам торговой точки не повезло с персоналом и назревает серьёзный конфликт, переходите к следующему пункту.

Шаг 3. Вызовите полицию

Охранники магазина превышают свои полномочия, если:

  • силой уводят вас в подсобное помещение;
  • вырывают из рук сумку, паспорт и другие личные вещи;
  • словами или действиями угрожают вашему здоровью.

В этом случае напомните охранникам про уголовную , включите видеокамеру на смартфоне и вызовите полицию.

Также на хамское обращение в магазине можно пожаловаться в прокуратуру и Роспотребнадзор.

Это упрощённая версия страницы.

Читать полную версию
Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Татьяна Любовская
29.08.19 22:50
Странно, я поняла статью по-другому. Если случится со мной оплошность, то не надо нервничать, можно отодвинуть даже сам процесс оплаты испорченного продукта.
Надежда Евсюкова
15.09.19 16:39
Для ловли преступников в магазине есть камеры, кстати, и для подтверждения невиновности. Сама недавно попала в подобную ситуацию. Администратор - адекват, разобрались "полюбовно", без ругани.
Надежда Евсюкова
15.09.19 16:43
Если выпало из рук покупателя, то оплачивает он. А если случайно задел по перечисленным в статье причинам, то увы. Закон для всех одинаков, просто реагируют на него все по-разному.
DKwA
13.03.21 00:13
Статья для тех, кто не хочет платить за идиотов выставивших дорогие алкогольные напитки таким образом, что их не реально не разбить, если есть хоть один человек в проходе кроме тебя. На все есть суд и прочее, если магазин не устраивает что-то, вперед в суд, докажет свою правоту, покупатель обязан будет все оплатить. А из-за дураков, которые не знают, что расставлять товар надо аккуратно и стеллажи должны быть не на расстоянии половины метра друг от друга, покупатель не должен оплачивать случайно разбившийся товар. Если покупатель не виноват, то с какого хрена он должен платить за чужой не профессионализм и глупость? Путь тот, кто это допустил и платит, а на покупателя не нужно все скидывать. На продавца тоже не нужно все скидывать, но пусть тогда продавец все нормально раскладывает, а магазин ставит камеры и покупает нормальные стеллажи. Все это дело магазина, а не покупателя и нечего с больной головы проблемы на здоровую перекладывать.
Читать все комментарии