Лайфхакер

5 важных правил, как давать ребёнку карманные деньги

Если вы даёте сыну или дочери деньги «на булочку» или «на проезд», вы всё делаете неправильно.

Большинство детей получают первые карманные средства в 7–8 лет, попадая в требующую относительной самостоятельности младшую школу. Но, вручая подрастающему чаду его первые «личные» рубли, родители нередко допускают ряд ошибок, практически полностью перечёркивающих ту пользу, которую могли бы нести в себе карманные деньги.

Лайфхакер разобрался, как именно надо выдавать «свою копеечку» ребёнку, чтобы сын или дочь научились ценить полученное и грамотно им распоряжаться.

1. Выдавайте деньги осознанно

Давать маленькую сумму со строгой оговоркой типа «На булочку в столовой!» так же вредно, как и вручать деньги без счёту. В обоих случаях у ребёнка почти не остаётся шанса самостоятельно прикинуть собственные потребности. И уж совершенно точно не возникает мотивации ранжировать эти потребности с точки зрения приоритетов. Ведь целевое назначение средств либо излишне жёстко определено (ни на какой другой вариант, кроме «булочки», денег уже не хватит), либо излишне размыто (условно говоря, хватит на всё).

Между тем ключевой смысл карманных денег заключается именно в том, чтобы научить ребёнка распоряжаться финансами — планировать траты, выбирая первоочередные и второстепенные, создавать накопления. Поэтому каждый транш — по крайней мере, в первое время, пока ребёнок не научится проводить подобные подсчёты самостоятельно, — должен сопровождаться словами: «Давай подсчитаем, сколько денег понадобится тебе завтра и на что».

В ходе обсуждения вы с ребёнком выясните, что карманные деньги включают в себя следующие статьи расходов:

Когда ребёнок осознает, какие статьи расходов заключены в тех 100 рублях, которые вы готовы выдать ему с собой, деньги станут для него прикладным инструментом, а не малопонятными фантиками.

2. Выдавайте карманные деньги раз в неделю или месяц

Один из лучших способов научить вести бюджет — давать карманные деньги не ежедневно, а еженедельно или даже (в случае подростков) ежемесячно. Естественно, к этому пункту надо переходить уже после того, как вы разобрались в структуре расходов, научившись делить траты на необходимые и дополнительные.

Получив определённую сумму на неделю вперёд, школьник должен будет самостоятельно расставить приоритеты, распределив деньги так, чтобы их хватило на основные потребности: и, скажем, на покупку проездного, и на оплату школьных обедов, и на мелкие радости.

Не нервничайте, если окажется, что ребёнок потратил бюджет слишком рано.

Так случается со многими: дети только учатся обращению с деньгами, поэтому не застрахованы от ошибок. Главное — не добавлять финансов сверх того, что уже было выделено. За пару безденежных дней ничего плохого не произойдёт, зато это станет хорошим уроком.

Если всё же у ребёнка остались необходимые расходы, денег на которые больше нет, можно поступить так: добавить сумму на неотложную покупку как бы «в долг». Не забудьте при этом предупредить, что вычтете эту сумму из следующего транша.

Всегда выдавайте карманные деньги в чётко оговорённый срок, не раньше и не позже. Если вы даёте деньги хаотично и разными суммами, это может запутать ребёнка.

Ребекка Шико, британский эксперт по детскому развитию и автор книги «Спокойный и счастливый малыш»

3. Демонстрируйте ценность денег

В первое время дети получают карманные деньги «просто так». Но чем старше становится ребёнок, тем важнее внушать ему мысль: финансирование — это не безусловное право, а скорее возможность, которая во многом зависит от самого ребёнка.

Например, ваш школьник может начинать каждую неделю с нулевым балансом и зарабатывать карманные деньги к выходным. «Заработком» может быть плата за помощь по дому — но только ту, что выходит за рамки стандартных детских обязанностей. Уборка в своей комнате не оплачивается, но если ребёнок наведёт порядок на кухне или в ванной, он заработает дополнительные 20–30 рублей. Другой вариант получения «зарплаты» — доплата за оценки выше оговорённого балла. Или прочтённую и пересказанную книгу. Или сочинённый стих длиной не менее 10 строк. Или помощь с младшими детьми.

Вы можете выбрать любые устраивающие вас с сыном или дочерью варианты дополнительного заработка, установив его размеры и пересматривая в зависимости от старательности выполнения или иных факторов. Всё это научит ребёнка тому, что деньги зарабатываются трудом и изобретательностью, а уровень оплаты можно обговаривать.

4. Показывайте личный пример

Не воспитывайте детей, всё равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя.

Старая британская поговорка

Личный пример — один из лучших способов научить ребёнка управлять деньгами. Пусть сын или дочь видят, как вы распределяете зарплату по статьям расходов: оплачиваете коммуналку, выделяете определённую сумму на продукты и одежду. Можно приобщить ребёнка к планированию семейного отдыха: «Если мы хотим поехать на море летом, нам понадобится каждый месяц откладывать вот такую сумму». Также объясняйте ему механизм покупки дорогих вещей и техники — через кредитование или сбережения.

5. Поощряйте благотворительность

Часть своих денег ребёнок может пожертвовать, куда посчитает нужным. Со стороны родителей важно лишь обратить внимание на эту возможность, ведь зачастую дети считают, что слишком малы, чтобы кому-то помогать или участвовать в неких общегородских или общегосударственных проектах.

Благотворительность помогает воспитать социальную ответственность, а она, в свою очередь, повышает уровень ответственности у ребёнка в целом. В будущем это позитивно скажется и на отношениях повзрослевшего сына или дочери с деньгами, и на его жизни вообще.

Комментарии

Dastan Kabylov
2018-02-17 17:09:44
А вам не кажется что оплачивать рублями работу, которую он сделал это слишком? Он станет меркантильным и будет делать всё ради денег. Как насчёт моральных ценностей? Мне кажется что платить за то, что он обычно не делает сделает его слишком меркантильным.
Andrey Gaishin
2018-02-17 17:30:36
Напротив, в статье четко показан механизм взаимодействия мораль и финансы. Любая "работа" должна оплачивается деньги как стимул и мотивация. Главное не переборщить и не ограничиваться этим методом.
Jane Rude
2018-02-18 02:01:54
Товарищи, вы вообще о чем? Приучать ребёнка к тому, что дорогую технику надо покупать в кредит или копить на неё = вырастить очередного раба, который будет зависеть от всех и каждого. Это вообще худшее, что можно сделать с ребёнком, который ещё не понимает принципов распоряжения средствами. Если учить его накопительству и займу, то он привыкнет жить в режиме нищеброда, который раз в год покупает новый айфон на деньги, сэкономленные с дошиков. Да и зачем вообще ограничивать дитё? Оно и так после школы будет находится в режиме постоянной нужды, так зачем создавать ее искусственно с самых пелёнок?
Добрый Ви
2018-02-18 06:08:05
Ребенок должен знать что любой труд оплачивается. Убрался в комнате, поощрил, помыл посуду и т.п. а то в нашей стране любят бесплатный труд начальство. Только и слышишь, кризис в стране, нет у организации денег. Мы должны работать за деньги, а не за идею. Остальное хобби. Интересно сколько из вас работает по специальности и
Edward North
2018-02-19 19:37:32
В детстве у меня был сосед, который платил сыновьям за помощь. За любую. Маме помог суп сварить, отцу мусор вынести - денежка. Мы, малые, очень им завидовали. Парни подрастали. Начал отец строить дом, 17-летние парни не помогали, лежа на диване сообщали, что им деньги не нужны, а помощь родителям бесплатно невозможно представить. Прошло время, отец уже умер, парни дом пропили, мать выгнали (она же не источник финансов, какой в ней смысл!), сейчас бомжуют. Прочитал статью, вспомнил соседа, как он моего отца учил уму-разуму, пока мне прививали любовь и уважение к членам семьи бесплатно.
Андрей Маслов
2018-04-06 07:49:55
"Всегда выдавайте карманные деньги в чётко оговорённый срок, не раньше и не позже. Если вы даёте деньги хаотично и разными суммами, это может запутать ребёнка." зря, у нас на работе постоянно то задерживают, то раньше выдают. И если все делать четко, ребенок не будет готов к такой х**не)