1. Замените списки задач списком того, что делать не нужно

Списки задач подходят далеко не всем. Откажитесь от них, если вы записываете по 20 дел на день, а потом расстраиваетесь, что выполнили только три. Или если сама необходимость структурировать дела на вас давит.

Некоторые действия вообще лучше не превращать в задачи. Например, если внести «сходить на прогулку» в список, приятное занятие превратится в обязанность.

Лучше напоминайте себе о том, чего делать не нужно. Запишите, что не приносит вам радости и не помогает достичь ваших целей. С таким списком вы не станете тратить время на дела, которые только отнимают силы и ничего не дают взамен.

2. Замените работу с таймером перерывами на прокрастинацию

«Помидорный» метод для многих слишком жёсткий. Невозможно всегда работать по 20–25 минут и делать пятиминутные перерывы. Иногда вы так погружаетесь в состояние потока, что перерыв только помешает. В другой раз концентрации хватит всего на 10 минут, а потом нужно будет час восстанавливаться.

Поэкспериментируйте с перерывами. Когда закончили одно дело, разрешите себе прокрастинировать столько, сколько захочется. Как только вам станет скучно, переходите к следующему делу.

3. Замените график тематическими блоками

Многие составляют график: делят день на временные отрезки и на каждый отрезок определяют задачу. В теории это очень удобно. Но большинство недооценивает, сколько времени у них уйдёт на каждое дело. В конце дня они расстраиваются и ругают себя за то, что не придерживались графика.

Попробуйте разбить дни недели по темам. Например, в понедельник — управленческие задачи, во вторник — работа над продуктом. Если не можете посвятить одной теме целый день, разделите его на несколько тем.

С утра сосредоточьтесь на одной сфере, после обеда — на другой, а к вечеру — на третьей.

Такой подход более гибкий. Вы избавитесь от жёстких временных рамок графика. Просто делайте все дела, которые помогут продвинуться в каждой из сфер.

4. Замените сложные задачи с утра на то, что заряжает уверенностью

Некоторым действительно помогает первым делом «съесть лягушку» — сделать самое трудное дело. Другие после этого больше не могут сделать ничего как следует. Сложные дела нужно дольше обдумывать. Значит, вы будете зацикливаться на деталях, потратите больше времени и сил. Неудивительно, что потом не останется энергии на другие дела.

Начинайте день с простых мелких задач. Закончив их, вы испытаете прилив уверенности в себе. Тогда и остальной день пройдёт продуктивнее. О таком подходе упоминалMark Zuckerberg: Ten Lessons in Leadership Марк Цукерберг: «В бизнесе есть простое правило: если сначала сделать самое лёгкое, потом можно многого добиться».

5. Замените автоматизацию на однозадачность

Для повышения эффективности обычно советуют автоматизировать все процессы. Вроде бы это полезно, но не всё пока можно так упростить. Например, написание статьи. Вы можете систематизировать процесс, но не факт, что это сэкономит вам время.

Лучше вернитесь к однозадачности. Вспомните, как часто на работе вы отвлекались на что-то, не связанное с делом. Наверняка такое случалось не раз. По словам учёныхA Wandering Mind Is an Unhappy Mind , мы чувствуем себя счастливее, когда полностью концентрируемся на одной задаче.

Наше сознание так устроено, что мы постоянно отвлекаемся. От этого мы чувствуем себя несчастными.

Попробуйте сосредотачиваться на чём-то одном. В спокойном счастливом состоянии вы быстрее справитесь с делами.