Сергей Слуцкий

Основатель и креативный директор студии презентаций «Метаформа». Ведёт блог о лайфхакерстве в презентациях.

Сергей, с чего всё началось? Как ты пришёл в презентационный бизнес?

Я занимаюсь презентациями последние семь лет.

Всё началось со студенческих бизнес-игр. Благодаря им я понял, что презентации — это конкурентное преимущество. Наша команда выигрывала за счёт хорошей визуализации идей и продуманной подачи. И в 2013 году мы поехали на Unilever Case Championship в Сингапуре. Много репетировали, работали над структурой и заботились о дизайне. В итоге вошли в тройку сильнейших.

После этого я начал работать в Unilever. Попав в корпоративный мир, я постоянно сталкивался с неэффективной визуальной коммуникацией. Начал брать заказы на создание презентаций и спустя семь лет основал собственную студию «Метаформа».

Мы помогаем компаниям строить эффективные коммуникации с помощью визуального языка. Особенность наших презентаций в том, что они похожи на фильмы или анимационные ролики. Один из последних проектов, которым гордимся, — визуализация стратегии Kia Motors.

Сергей Слуцкий, Метаформа: визуализация стратегии Kia Motors

Почему большинство презентаций скучные?

В России нет университета или предмета в школе, где целенаправленно учат делать хорошие презентации. Ученики и студенты делают слайды не потому, что их заинтересовала тема, а ради оценок. Ни докладчик, ни слушатели не понимают, что делать со всей этой информацией.

Враг хорошей презентации — отсутствие цели.

Чтобы вдохновлять, вовлекать и общаться со слушателями, нужно немного разбираться в драматургии, сторителлинге, дизайне слайдов. Но кто рассказывает об этом в наших школах и вузах?

Все дизайнеры презентаций, с которыми я работал в студиях и на фрилансе, пришли из совершенно разных профессий: от юристов до маркетологов. Так что нет единого эталона. У каждого свой стиль, который зависит от бэкграунда. Лучший учитель — это постоянная практика и желание быть услышанным.

Какие ещё ошибки совершают при подготовке презентаций?

Почти в каждой презентации не хватает смысловых заголовков. Основная мысль часто прячется где-то между строк или в самом низу слайда. Вверху же обычно ни о чём не говорящие слова: стратегия, наши заслуги и так далее.

Пишите заголовки так, чтобы всю презентацию можно было прочитать и понять только по ним, а контент слайда подтверждал и дополнял их смысл.

Не нужно корпеть над каждым слайдом до победного конца. Лучше идти небольшими итерациями. Сделайте простые белые слайды со стандартным шрифтом, а потом добавляйте картинки, выбирайте фон и шрифт, расставляйте акценты. Это называется методом прогрессивного джипега.

Сергей Слуцкий, Метаформа: Прогрессивный джипег

Секрет в том, чтобы презентация в любой момент была готова, просто в разной степени проработки. Ещё один плюс — возможность посмотреть на свой слайд больше одного раза и подметить ошибки, которые не заметил раньше.

Каковы составляющие хорошей презентации?

Я выделяю четыре этапа, которые помогут построить качественную коммуникацию. Следовать им поможет чек-лист.

  1. Цель. Честно ответьте себе на вопросы: «Зачем я делаю эту презентацию?» и «Нужно ли для решения задачи её делать?» Информирование — это не цель. Целью презентации должно быть изменение мнения или поведения людей, вдохновление их на действия.
  2. Сценарий. Продумайте логику изложения, нарисуйте простую раскадровку. Не надо просто копировать в PowerPoint и Keynote всё, что у вас есть в Word и Excel. Уберите всё лишнее и превратите контент презентации в историю, в которой будет развитие сюжета.
  3. Слайды. Делайте простые слайды и структуру. Не бойтесь пустого пространства, не стоит заполнять его ненужными картинками. Каждый элемент дизайна должен работать. Один слайд должен отражать только одну ключевую мысль, которая понятна из заголовка.
  4. Выступление. Отрепетируйте несколько раз и приезжайте на место выступления заранее, чтобы проверить оборудование и привыкнуть к площадке.

Сергей Слуцкий, Метаформа: составляющие хорошей презентации

Как выступать с презентациями?

Если вы сформулировали цель и не пропустили работу со структурой, то выступление не будет для вас проблемой. Как минимум — вы его не провалите.

Часто люди не хотят репетировать: им кажется, что они и так хорошо справятся, без подготовки получится более естественно и искренне. Это не так.

Не путайте импровизацию с отсутствием подготовки.

Репетируйте как можно больше. Стив Джобс устраивал долгие и изматывающие прогоны, заставлял сотрудников, которые выходили с ним на сцену, раз за разом повторять и отрабатывать выступление.

Лучше всего, если у вас будет слушатель для получения обратной связи: друг, коллега, жена или в крайнем случае видеокамера. Если вашим близким и вам самим после 5–10 минут уже неинтересно, значит, нужно что-то менять.

Секрет успешных выступлений раскрыла Нэнси Дуарте на TED Talks: создавайте контраст, переключайтесь с плюса на минус и по возможности до конца держите конфликт. Там, где выступающий видит блоки структуры, части и слайды, аудитория видит фильм, историю. Фильм без конфликта — это скука и зря потраченные деньги.

Как выглядит твоё рабочее место?

Чтобы оставаться креативным, мне важно переключать фокус.

Если работаю дома, то я не сижу весь день за компьютером. Часть времени использую другие инструменты: работаю на маркерной доске и в блокноте. Всегда держу у рабочего стола термос с горячей водой, чтобы в течение дня заваривать чай, не отвлекаясь на походы на кухню.

Второй способ — это смена локации. Мне продуктивно работается из чайной или кофейни. По дороге можно найти новые идеи для дизайна на плакатах или граффити.

Сергей Слуцкий, Метаформа: рабочее место

Я сторонник аналогового метода: люблю рисовать, клеить стикеры и делать заметки от руки. С доски начинаются все сценарии и концепты презентаций, которые мы делаем в «Метаформе».

Любимые приложения и сервисы

  • Evernote и «Google Календарь». Установил их на всех устройствах — помогают синхронизировать контент между телефоном, ноутбуком и стационарным компьютером.
  • Telegram-бот от Gmail. Присылает сообщения в мессенджер, когда приходят новые письма. Можно не проверять почту и заходить туда, только когда есть письмо, на которое нужно ответить.
  • Backblaze. Для сохранности данных. Несмотря на то что проекты я синхронизирую с «Google Диском», если ноутбук сломается, все файлы можно будет восстановить из облака.
  • Приложение Focus Keeper на iPhone. С ним я работаю по «помидоркам» и устраиваю перерывы, так как перешёл к регулярному учёту времени. Каждый вечер подвожу итоги и обязательно планирую следующий день. У меня есть дневные и недельные приоритеты, которые я формирую на основе долгосрочного плана развития себя и студии.

Программы для презентаций

Моя любимая программа для подготовки презентаций — Keynote. Она удобная и стильная. Интерфейс намного проще, чем у PowerPoint.

Недавно сделал крупный клиентский проект в «Google Презентациях». Удобный вариант, когда над презентацией работает команда, а не один человек. Можно быстро писать и отвечать на комментарии, давать доступ к просмотру или редактированию и сразу видеть изменения.

В последнее время стал рассматривать Tilda и Readymag как альтернативу для стандартных презентаций. Веб-публикации вполне могут заменить отправку PDF по почте, а возможности анимации намного шире, чем в обычном софте для презентаций.

У тебя есть хобби?

Невозможно заряжать людей вокруг и делать классные проекты, когда у тебя нет энергии.

Сергей Слуцкий, Метаформа

Суставная разминка и йога — обязательная часть утренних ритуалов у нас с женой Юлей, моим партнёром по жизни и «Метаформе». Стараемся практиковать каждый день и медитируем вместе по вечерам.

Спорт вообще лучший источник энергии. Я увлекаюсь плаванием. Прошёл обучение в школе I Love Swimming и прошлым летом проплыл 1,93 км по реке Казанке. Отлично справился благодаря регулярным тренировкам и мощной поддержке жены. Сейчас начал заниматься сноубордом, скалолазанием и прошёл онлайн-курс интенсивного йога-воркаута.

Сергей Слуцкий, Метаформа
Сергей с женой Юлей

Лайфхакерство от Сергея Слуцкого

Книги о презентациях

У меня в блоге есть полная версия списка профессиональной литературы для искушённых презентаторов. А вот — топ-5 для тех, кто только начал знакомство с презентациями.

  • «Презентация в стиле дзен», Гарр Рейнольдс. Учебник по простым и ясным слайдам — больше воздуха, меньше текста и ненужного украшательства. В книге собрано много примеров и советов, как создать гармонию в слайдах.
  • «Мастерство презентаций», Алексей Каптерев. Специализированный учебник по всем трём этапам разработки презентации: истории, дизайну, подаче. Отлично подходит для знакомства с миром презентаций.
  • «Точка контакта: презентация», Алексей Каптерев и Алексей Бурба. Мини-учебник по презентациям. 56 страниц-слайдов можно прочитать за час и взять на вооружение.
  • «Говори на языке диаграмм», Джин Желязны. Как визуализировать цифры и выбирать оптимальную форму для сложных данных. Если в ваших презентациях много графиков и диаграмм, смело покупайте эту книгу.
  • «Исповедь оратора», Скотт Беркун. Советы, как вести себя на сцене. Они не сделают из вас Стива Джобса, но помогут чувствовать себя намного комфортнее во время выступлений.

Книги для саморазвития

Подкасты и видео

  • Подкаст «Будет сделано» с Никитой Маклаховым. Профессиональный рассказ обо всём, что нужно знать о личной эффективности. В гостях у автора всегда очень интересные личности, а читать описание выпусков — одно удовольствие: все книги и ресурсы, на которые ссылается гость, всегда под рукой.
  • YouTube-канал университета «Синергия». Там регулярно выкладывают выступления ведущих бизнес-тренеров. Можно послушать Стивена Кови, Гая Кавасаки или Нассима Талеба.
  • TED Talks. Советую посмотреть выступление Кена Робинсона, Эла Гора, Джил Тейлор, Саймона Синека.

Блоги и сайты

  • Блог Игоря Будникова о йоге и медитации. Игорь пишет классные тексты и мотивирует практиковать каждый день.
  • Блог Игоря Штанга. Чтобы быть в курсе правил и вариантов работы с типографикой и вёрсткой. Планирую пройти его курс, даты проведения есть на сайте.
  • Недельный дизайнерский дайджест от Awdee. Чтобы быть в тренде и не собирать по крупицам новости мира дизайна.

Читаю Telegram-канал студии Sila Sveta. Нравятся их шоу, и за работой интересно наблюдать. А на канале студии «Метаформа» мы с главным редактором проекта Юлей рассказываем про лайфхакерство при подготовке презентаций.

Хочу презентацию