будущеена зарядкеЧто нужно знать об электрокарах

Медленные, дорогие и быстро разряжаются? Всё это мифы. Разбираемся, как обстоят дела в реальности, и лично тестируем электрокар ORA 03 в комплектации Premium.

Кто проводиттест-драйв

Маша Пчёлкина
Исполнительный директор Лайфхакера.
Расписание Маши:
  • утро — офис
  • обед — йога в парке
  • вечер — ужин с клиентами
От машины ждёт:
комфортного управления, лёгкой парковки, багажника, в который поместятся коврик для йоги и туфли
Катя Миронычева
Директор по продажам Лайфхакера.
Расписание Кати:
  • утро — встреча с клиентом
  • обед — созвон с командой
  • вечер — ещё одна встреча
От машины ждёт:
стильного дизайна, комфортного салона, в котором легко провести весь день

Что такое электрокары и когда они появились

Электрокаром, или электромобилем, называют автомобиль, который работает на электродвигателе. Идея создать такие машины родилась ещё в XIX веке, но в массовое производство они были выпущены в 1996 году. С тех пор интерес к электрокарам как экологичному и экономичному транспорту растёт.

Например, с 2015 до 2023-го количество зарегистрированных в России электромобилей ежегодно увеличивалось почти на 135%. Предполагается, что дальше их будет больше: по прогнозу аналитического агентства «Б1», в 2035 году электромобили могут занять четверть рынка.

Преимуществаэлектромобилей

Экономия
на топливе
Например, в Москве 1 кВт стоит порядка 17 рублей, а 1 л бензина — от 50 рублей. При расчёте топлива на 100 км выгода сохраняется: владельцу электрокара нужно будет отдать около 300 рублей, а водителю авто с ДВС (при базовой норме расхода топлива 8,2 л) — больше 400 рублей.
Техобслуживание дешевле
Техническое устройство электрокаров гораздо проще, чем у автомобилей с двигателем внутреннего сгорания. Регулярный контроль за узлами и агрегатами, конечно, нужен, но их меньше, поэтому и цена будет приятнее. Также износ некоторых составляющих электромобилей ниже. Например, благодаря системе рекуперативного торможения, тормозные колодки будут стираться медленнее, чем на авто с ДВС.
Нет шума, меньше вибрация
Электродвигатель ни при запуске, ни во время движения вы слышать не будете. Плюс на холостых оборотах машина не вибрирует. Это комфортно!
Быстрый
разгон
В пятёрке самых скоростных суперкаров четыре места, в том числе первое, занимают машины на электродвигателях. У городских моделей проблем с этим тоже нет, например ORA 03 в версии Premium разгоняется до 100 км/ч за 8,6 секунды, а в версии GT — за 8,3.

Какие мифы об электрокарах существуют

Электрокары всё ещё остаются относительной новинкой на рынке и потому окружены множеством мифов. Наш тест-драйв помог с ними разобраться.

МИФ № 1

В электромобилях нет ничего особенного

Как и автомобили на бензиновом двигателе, электрокары бывают разные. В том числе со стильным и оригинальным дизайном.

Например, ORA 03 вдохновлён ретроэстетикой, при этом у него современная светодиодная оптика и большие легкосплавные диски низкого профиля.

Версия ORA 03 в комплектации GT сохранила классический образ и приобрела спортивные элементы: на переднем и заднем бамперах появился красный декор, который можно комбинировать с цветом кузова — от чёрного металлика до маренгового синего. Версия Premium модели ORA 03 также доступна в разных цветах, в том числе необычных вроде мятного.

Маша
Пчёлкина

Я люблю водить и сидела за рулём десятков разных авто — от крошечных купе до больших внедорожников и спорткаров. В ORA 03 уютно и удобно. Внешне машина сразу приковывает внимание: плавные линии, компактный размер, задний спойлер, дизайн в стиле неоретро. Похожа на машинку из подарочной коробки! Первым делом я подключила телефон по Bluetooth, чтобы слушать любимые песни, пока ехала в парк на йогу. Звук для небольшого авто отличный!

Катя
Миронычева

Дизайн машины навеял ассоциации с побережьем и горным серпантином — хочется ехать на ней в таких пейзажах. Но и для перемещений со встречи на встречу по городу она очень хороша. Внутри просторного салона обратила внимание на отделку из искусственной замши на передней панели. По опыту использования, материал износостойкий и прочный.

МИФ № 2

Электрокары вредят экологии больше, чем авто на бензиновом двигателе

При производстве электромобиля выбросы углекислого газа могут быть больше, чем у его бензинового собрата. Зато первые сами не выделяют выхлопные газы, а потому с учётом срока эксплуатации экологичнее.

Выбросы от электростанций также не приводят к такому загрязнению, как бензиновые двигатели. Классические авто выделяют из выхлопной трубы около 1 300 г углекислого газа за каждый кВт⋅ч производимой полезной энергии — на 30% больше, чем угольные электростанции.

МИФ № 3

Сложно разобраться в управлении

На селекторе четыре привычных позиции: D — движение, R — задний ход, N — нейтраль и P — паркинг, так что до старта особой разницы водитель не почувствует. А вот после начала движения ощущения будут другие. В электрокарах одна передача, которая обеспечивает плавный переход от большой скорости до полной остановки. Чтобы привести машину в движение или включить задний ход, достаточно повернуть шайбу.

В ORA 03 есть площадка беспроводной зарядки под правой рукой и два монолитных дисплея: цифровая приборная панель и экран мультимедийной системы. Меню простое и понятное с первого касания.

Маша
Пчёлкина

Я уже водила машину с шайбой — привыкаешь к ней быстро. Интерфейс меню тоже несложный — почти всё управление на руле. Понравилась функция Welcome: сиденье чуть отодвигается назад, чтобы было удобнее выйти из машины, и само возвращается в нужное положение, когда садишься за руль. Кстати, у сидений есть массажные ролики: стоя в пробке, можно размять спину.

МИФ № 4

Батарею придётся часто менять

Тяговые батареи в электрокарах рассчитаны на весь срок службы автомобиля, а замена их из-за поломки происходит крайне редко. Да и технологии постоянно улучшаются: с 2016 года процент отказа двигателя — менее 0,5%.

Со временем аккумулятор в электрокарах может разряжаться чуть быстрее, но это не особо сказывается на характеристиках и опыте вождения. Если же необходимость в замене батареи возникнет, переживать не стоит: многие производители дают гарантию, чтобы клиент мог установить новую бесплатно.

МИФ № 5

Будет негде заряжать машину

Зарядное устройство можно подключить даже к бытовой сети 220 В — правда, процесс будет небыстрый. В дороге можно воспользоваться общедоступной зарядной станцией — в России таких почти 7,5 тысячи. «Заправку» рядом удобно искать на карте. Кроме того, свою личную станцию можно держать на крытом паркинге или в гараже.

В ORA 03 установлены стандартные разъёмы Type 2 и CCS Combo. Чтобы наполнить батарею от 15 до 80%, понадобится около 5,5 часа. А ещё электрокары поддерживают функцию быстрой зарядки — такая поднимет запас энергии с 15 до 80% примерно за 42 минуты.

Катя
Миронычева

Я тестировала машину в центре Москвы, на Пречистенке, и заметила, что там много зарядок. Чтобы не стоять в очереди, можно забронировать место через специальное приложение за 10–15 минут до «заправки». Суперудобная опция для людей с загруженным расписанием! Кстати, я выезжала из салона на 99% заряда, а через километров 30 он опустился всего до 94%.

МИФ № 6

Батарея быстро разряжается

Некоторые электрокары могут проехать на одном заряде до 500 км. Этого хватит и для передвижения по городу, и для небольшого путешествия на природу. У ORA 03 как раз такие показатели: на полной батарее он способен выдержать до 500 км. Кроме того, в электрокарах ORA используется система рекуперации энергии — она заряжает авто во время торможения.

На ёмкость батареи может повлиять холодная погода. По возможности не оставляйте машину на морозе надолго и не держите авто в полностью разряженном состоянии. Это поможет продлить срок службы батареи. Аккумуляторы электрокаров ORA адаптированы под российский климат — готовы к низким температурам.

МИФ № 7

Батарея электрокара может взорваться

Риск крайне низкий — подобное происходит лишь с 0,0012% батарей. У авто с двигателем внутреннего сгорания вероятность пожара в 20 раз выше.

Батарея электрокара ORA 03 имеет многоступенчатую защиту от производителя — шанс столкнуться с проблемами минимальный. Кроме того, автомобиль может похвастаться и другими фишками для безопасности. Он построен на платформе L.E.M.O.N, имеет прочный стальной каркас и шесть подушек безопасности, получил пять звёзд по международному стандарту Euro NCAP*. Также автомобиль умеет предотвращать столкновение с другими машинами и пешеходами и обладает множеством других систем помощи водителю.

Маша
Пчёлкина

Я успела протестировать две функции. Первая — круиз-контроль. Лепесток находится под поворотником слева, во включённом режиме им же можно регулировать скорость. Вторая — удержание в центре полосы. Крайне интересная: стоит немного зазеваться, и машина сама поправляет траекторию.

МИФ № 8

Электромобили очень дорогие

Это миф лишь отчасти. На старте электрокар действительно может стоить дороже, но не всегда — есть и конкурентоспособные по цене модели. Зато электромобиль будет бюджетнее в обслуживании, в частности в заправке. И для владельцев таких машин есть много бонусов: водители могут бесплатно пользоваться федеральными платными дорогами, а в Москве, Санкт-Петербурге и Новороссийске — не платить за парковку.

Есть и налоговые льготы — они зависят от региона. Например, в Красноярском крае транспортный налог на электрокары вообще отменён, а в Тюменской области от него освобождены владельцы машин мощностью до 150 л. с.

Катя
Миронычева

Перед тест-драйвом было ощущение, что авто как смартфон — обязательно разрядится в самый неподходящий момент. Но в ORA 03 в режиме реального времени можно следить не только за процентом аккумулятора, но и за оставшимся пробегом до подзарядки. А ещё у ORA 03 очень быстрый разгон. Пару раз даже стало грустно, что в центре города такие строгие скоростные ограничения. И маневрировать комфортно: я часто перестраивалась из ряда в ряд — всегда это получалось легко и быстро.

Между встречами я сделала пару звонков в машине, в том числе на заднем сиденье. Была приятно удивлена: места хватило, чтобы комфортно работать, — и это несмотря на мой рост и сумку в ногах.

Маша
Пчёлкина

У меня не было предубеждений относительно электрокаров. И по итогу тест-драйва могу сказать, что ORA 03 — приятный партнёр для городских улиц. Он напоминает сумку Гермионы: припарковать можно на небольшом пространстве, а внутри при этом комфортно разместятся пять человек. Багажник небольшой, но это не недостаток — ORA 03 не из тех авто, в которые стоит грузить картину, корзину, картонку. Это пятидверный хетчбэк для повседневного использования.

На что обратить внимание при выборе электрокара

Чтобы электромобиль отвечал вашим потребностям и служил долго, нужно тщательно проверить его характеристики и несколько других факторов.

Ёмкость батареи.
Некоторые электрокары могут выдержать без подзарядки 200 км, другие — 500–600. Если любите дальние поездки, лучше выбирать модель с батареей побольше.
Доступность зарядных станций
В идеале они должны быть недалеко от дома, по пути на работу или в другие места, которые вы часто посещаете. Если рядом станции нет, узнайте, как её можно установить.
Наличие сервисных центров
Хоть техобслуживание электрокаров и менее масштабное, проходить его всё равно нужно регулярно. Поэтому желательно заранее узнать, где находится ближайшая СТО.
Ощущения от вождения
Неудобное управление, тесный салон и другие факторы могут повлиять на решение о покупке. Проведите тест-драйв, чтобы убедиться, что находиться за рулём комфортно и приятно.

Если ищете стильный, надёжный и комфортный электрокар, присмотритесь к ORA 03 в версии Premium или версии GT.

Необычный ретродизайн с винтажным интерьером будет приковывать взгляды всех участников движения. При этом автомобили отвечают современным требованиям. Они могут проехать на одном заряде до 500 км — хватит как для повседневных поездок по городу, так и для коротких путешествий. И даже в холодные сезоны — батарея во всех версиях ORA 03 адаптирована под российский климат.


Модель получила два монолитных дисплея 10,25″, интеллектуальные системы помощи водителю — например, полностью автоматическую парковку и удержание авто в центре полосы. А ещё, несмотря на компактные размеры, у ORA 03 просторный салон, в котором легко разместятся пять человек.

Записаться на тест-драйв