Зачем мы делаем подкасты

Подкасты — записанные аудиошоу — появились ещё в начале 2000‑х, но сегодня популярны как никогда.

Мы не всегда можем позволить себе погружаться в чтение статей, потому что постоянно куда‑то бежим, а некоторые люди просто лучше воспринимают информацию на слух. Подкасты запросто решают эту проблему, так как воспользоваться ими можно в любой момент: дома, в метро или во время прогулки в парке. Для этого нужно только скачать одно из приложений для Android или iOS и найти интересующее шоу. Аудиоформат, в отличие от видео, не потребует визуального внимания и не заберёт много интернет‑трафика. Единственное, что вам нужно сделать, — вставить наушники и нажать кнопку Play.

Родион Скрябин

Директор по развитию бизнеса.

Носимая электроника начала развиваться очень быстро, и музыки в повседневной жизни стало слишком много, поэтому люди всё чаще хотят послушать что‑то разговорное. Если на заре подкастинга для этого нужно было купить дорогущий iPod, который не каждый мог себе позволить, то теперь добраться до любимого шоу максимально просто: во всех современных мобильных телефонах есть приложение с подкастами.

Раньше на Лайфхакере выходила программа «42», но она умерла с третьей волной подкастинга, когда русскоязычные шоу стали слушать значительно меньше. Впрочем, даже на примере «42», который много лет не выходил, мы заметили позитивные изменения: люди снова стали обращаться к подкастам, и с каждым днём их становится больше. Мы решили: нам тоже есть что сказать — в прямом смысле этого слова!

У подкастов появляется всё больше поклонников: по данным Исследования «Яндекс.Музыки»: какие подкасты слушают россияне, когда и зачем сервиса «Яндекс.Музыка», такие передачи регулярно слушают 69% пользователей. Растущая популярность формата открывает новые возможности для маркетинга: всё чаще рекламодатели обращаются к создателям подкастов с предложением интегрировать свой продукт в программу. Такой опыт есть и у Лайфхакера. Мы начали записывать подкасты два года назад, а в 2019‑м запустили совместный проект «Жить в мегаполисе» с группой компаний ПИК. В нём рассказываем, как развиваются современные города и как люди в них живут: работают, отдыхают и растят детей.

В 2018 году американские компании потратили IAB FY 2018 Podcast Ad Revenue Study на рекламу в подкастах 479 миллионов долларов. По прогнозам, в этом году показатель приблизится к отметке в 680 миллионов долларов, а в 2021‑м превысит 1 миллиард. Опровергать эффективность формата как маркетингового инструмента уже бессмысленно: 80–90% пользователей дослушивают Podcast Listeners Really Are the Holy Grail Advertisers Hoped They’d Be выпуски до конца и не проматывают рекламу.

Кто делает подкасты Лайфхакера

Кто делает подкасты Лайфхакера

Голос подкастов Лайфхакера — Ирина Рогава. Она же продюсирует все шоу, подбирает самые интересные темы, режиссирует монтаж и организует встречи с ребятами, которые принимают участие в выпусках. Вместе с ней подкаст «Кто бы говорил» записывают директор по развитию бизнеса Родион Скрябин, шеф‑редактор Паша Федоров, главный редактор Полина Накрайникова и издатель Лайфхакера Алексей Пономарь.

Ирина Рогава

Ведущая, продюсер подкастов.

До Лайфхакера я два года работала на радио. Такое же прошлое есть у Родиона, но вдобавок ко всему у него ещё и мама радиоведущая — тут он всех нас сделал.

Остальные ребята никогда раньше не сидели в студии, но это обстоятельство не мешает им осваивать формат: Паша уже несколько лет ведёт собственный подкаст «Поредачим», а Лёша принимал активное участие в подкасте «42», который раньше выходил на нашей площадке. Опыта не было только у Полины, но она очень быстро освоилась, потому что тщательно готовится к выпускам и всегда имеет в запасе кучу классных историй.

Наша редакция рассредоточена по всей стране, поэтому запись подкастов происходит сразу из нескольких городов: Ульяновска, Самары, Москвы и Великого Новгорода. Благодаря этому нам проще обсуждать вопросы сразу с разных сторон и следить за обстановкой в регионах.

Голоса ведущие записывают с помощью программы Audacity и качественных микрофонов. Ирина Рогава и Родион Скрябин используют Rode Podcaster, Паша — Samson Q2U, а Полина — Shure Motiv MV5/A. За отсутствие шумов и слишком длинных пауз в итоговой аудиодорожке отвечает наш звукорежиссёр Владислав Мартынов.

Полина Накрайникова

Главный редактор.

До Лайфхакера я не была поклонницей подкастов: иногда слушала какие‑то образовательные шоу, но на этом всё. Когда меня позвали делать «Кто бы говорил», я страшно волновалась: у меня дрожал голос, и руки были мокрые, как на первом свидании. В итоге мне очень повезло с форматом: вместе со мной записывались Паша Федоров и Родион Скрябин, с которыми мне легко строить диалог и без микрофона. Темы были близкие, а разговор максимально дружеский, так что я быстро влилась.

Я записываюсь дома, и связанных с этим проблем не избежать. Однажды соседи устроили ремонт прямо в момент записи — и я каким‑то чудом успевала вставлять реплики, пока строитель останавливал дрель. Мне очень жаль нашего звукорежиссёра, потому что слышимость была, как будто этот парень пристроил сверло прямиком к моему компьютеру!

Коллеги тоже записываются из дома, и меня это очень забавляет: столько нового о них узнаёшь! У Паши Федорова постоянно что‑то происходит: именно в момент записи подкаста к нему приезжает курьер, на стол запрыгивает кошка, а в комнату участливо заглядывает тёща. Ещё он всё время делает смешные выражения лица, когда рассказывает историю, и мне ужасно жаль, что этим нельзя поделиться со слушателями.

А самым трогательным был момент, когда к Родиону приезжала мама. Во‑первых, сам Родион был непривычно добрым, а во‑вторых, по комнате носилась его любимая собака. Короче, очень уютно.

Какие подкасты мы выпускаем

Какие подкасты мы выпускаем

Сейчас Лайфхакер выпускает три подкаста.

1. Подкаст Лайфхакера

Это самые популярные статьи о продуктивности, финансах, мотивации, здоровье и всём, что может сделать вашу жизнь лучше, в аудиоформате. Ирина выбирает материалы, которые вам стоит услышать, а затем озвучивает их так, чтобы текст было удобно воспринимать на слух. Выпуски длятся от 5 до 15 минут и выходят по понедельникам, средам и пятницам.

Где можно послушать:

2. Кто бы говорил

В этом подкасте сотрудники Лайфхакера на протяжении часа обсуждают интересные события, статьи, фильмы и музыку, а ещё много шутят и очень громко смеются. Здесь можно услышать мнения обо всём, что актуально на данный момент, а также рассказы об интересных событиях из жизни ведущих. Шоу строится по принципу импровизации и представляет собой живой диалог трёх участников. Выходит каждый четверг.

Где можно послушать:

Ирина Рогава

Каждый раз после выхода подкаста «Кто бы говорил» в комментарии приходят поклонники Паши Федорова. В первых выпусках мы немножко посмеялись над тем, что он картавит, а Паша написал: «Лайк, если картавый затащил!» Люди сразу же начали его поддерживать, и сейчас эта фраза уже традиция. Каждый раз мы пишем её в комментариях под новым выпуском и она набирает кучу лайков. В общем, в плане популярности Паша из нас самый крутой: слушатели его очень любят.

А я обожаю шутки Родиона, потому что он умеет просто виртуозно каламбурить на ходу. Любая серьёзная тема с его подачи может превратиться в прикол, поэтому даже самый грустный повод для обсуждения часто становится практически невесомым и совсем не напрягает.

3. Аутодафе

Аудиоформат одноимённого проекта Лайфхакера. В нём мы объявляем войну всему, что мешает людям жить и становиться лучше: нарушению законов, вере в чушь, обману и мошенничеству. Лучшие материалы выходят в виде подкастов каждый вторник. Из них вы, например, узнаете, как онлайн‑гадалки обводят всех вокруг пальца или когда семье пора перестать лезть в вашу жизнь.

Где можно послушать:

Что дальше

Мы продолжаем искать для вас интересные темы каждый день и уже готовим новые шоу. Одно из них будет посвящено работе, а другое — отдыху. Кроме того, вы можете влиять на уже существующие подкасты: присылайте свои предложения и вопросы в Telegram‑бот @KtoGovorilBot.

Следите за обновлениями в рубрике «Подкасты» и рассказывайте в комментариях, каких выпусков вы ждёте от команды Лайфхакера.