Цены на вино в России — больная тема. Обидно, что приходится переплачивать, особенно когда переплачиваешь за не очень осязаемые штуки: бренд, историю или статусность вина, ну и жадность продавца. Похожая ситуация с одеждой и гаджетами, но тут уже как-то приспособился, знаешь, что делать. Аутлеты, распродажи, заграница, «Авито», малоизвестные и не переоценённые марки — у каждого свой список хитростей. С вином тоже есть свои хитрости, которые помогают покупать отличные бутылки до тысячи и закупаться со скидкой 40%.

Покупать в правильных местах

В магазинах, которые сами возят вино. Обычно магазины покупают вино у импортёра, поэтому в цену бутылки заложено две наценки: импортёра и магазина. А когда магазин сам себе импортёр, одной наценкой становится меньше. Свой импорт у «Азбуки вкуса» и у небезызвестной сети «Отдохни», поэтому там бюджетно, а не потому что это «винное Дикси» с подозрительным вином, как кажется на первый взгляд.

В магазинах и барах винных импортёров. Тут тоже нет двуслойной наценки: сам привёз, сам продаю или наливаю. Свои магазины и заведения держат Simple, МБГ, Grape. У импортёров «Алианта» и «Форт» свои винотеки. К российскому вину слово «импорт» не применимо, но суть там та же: больше посредников на пути к потребителю — больше наценок. «Фанагорию» выгоднее брать в бутике «Фанагории», а не в супермаркете. «Альму Вэлли» выгоднее пить в их собственном баре, а не в других заведениях.

В заведениях с демократичной ценовой политикой. Списком таких мест поможет обзавестись жизненный опыт и сарафанное радио. Вот несколько московских заведений с гуманными ценами на вино: «Винный Базар», «Винный бар 13», «Номер 15», «Веранда 32.05», «Практика», Barrel, «Цирк».

Не покупать самое известное и раскрученное

Вина из самых известных и наиболее модных регионов или производителей вроде как обещают больше и потому стоят дороже, но ожидания и расходы не всегда оправдываются. Поэтому такие вина лучше покупать целенаправленно: брать только конкретные бутылки, которые кто-то рекомендовал как хорошее вино за свои деньги.

Вина от больших брендов вроде Torres и Martini стоят дороже аналогов от менее раскрученных, потому что название бренда на этикетке — гарантия стабильного качества, одинакового вкуса из года в год. Но вкус этот нейтрально-усреднённый, как футболка из масс-маркета. Всегда есть что-то поинтереснее, за такие же деньги или дешевле. Вопрос только в том, готовы ли вы искать.

Вина из именитых регионов, Шампани или Бургундии могут быть очень интересными и впечатляющими, но если вы пока не чувствуете себя уверенно, не наработали определённую винную базу и не решили для себя, почему Правый берег Бордо вам нравится больше Левого, то, скорее всего, переплатите за то, что останется непонятным.

Вина со статусными словами на этикетке — Premier Cru, Millesime, Gran Reserva — обещают, что внутри будет нечто эксклюзивное. И там действительно вино, которое сделано по-особому, более сложное. Но это не гарантия, что удовольствие будет особым, плюс сложностей хочется не всегда. Даже людям, которые серьёзно увлечены вином.

Вина, которые сейчас на слуху могут стоить дороже, потому что Парфёнов одобрил или Афиша Daily назвала «хитом сезона». На вкус они не всегда восхитительные, иногда даже странные. В итоге — сидишь в заведении с бокалом модной биодинамики и гадаешь, нормально ли это, что вино похоже на капустный рассол. И, чтобы хоть как-то оправдать расходы, выкладываешь биодинамическое селфи.

Запомнить:

 

Большие бренды: Torres, Marques de Caceres, Codorniu, Freixenet, Concha y Toro, Undurraga, Michel Torino, Hardys, Yellow Tail, Beringer, Barefoot, Banfi, Antinori, Martini.

Элитные регионы: Шампань, Бургундия, Бордо, Тоскана, Пьемонт.

Статусные слова: Premier Cru, Grand Cru, Cuvee Prestige, Millesime, Gran Reserva.

Покупать нераскрученное

Вина из нераскрученных регионов стоят меньше, чем могли бы, будь они массово известны. Мы скорее возьмём бутылку со знакомым словом «Кьянти». А на бутылку с неизвестным словом «Апулия» обратим внимание, только если она стоит заметно дешевле соседей по полке.

Что брать, когда хочется отличного вина до 1 000

Франция. Самые доступные французские регионы — Лангедок, Юго-Запад и Гасконь. Там производят вина всех цветов и типов, элегантно-оптимистичные. А когда нужна бутылка шампанского, выгоднее брать креман. Это игристое, которое делают по шампанской технологии, просто не в регионе Шампань.

Италия. Тут самый выгодный регион — это уже упомянутая Апулия. За ярким понятным красным и белым — сюда.

Испания. Из испанских нераскрученных регионов пока возят ненадёжные вина, но всегда можно положиться на леденцовое белое из Вердехо.

Новый Свет. О чилийском совиньоне, кажется, все знают. Помимо этого самого совиньона, надежные новосветские вина — это пинотаж и шенен блан из ЮАР, каберне и карменер из Чили, мальбек и торронтес из Аргентины.

Искать на бутылках:

 

Франция: Languedoc, Sud-Ouest, Gascogne, Cremant.

Италия: Puglia.

Испания: Verdejo.

ЮАР: Pinotage, Chenin Blanc.

Чили: Cabernet Sauvignon, Carmenere.

Аргентина: Malbec, Torrontes.

Пользоваться акциями и скидками

Акции в магазинах — способ купить вино почти без переплаты. Причем вино нормальное, так как акции — это не всегда сливание плохого. Иногда их устраивают, чтобы подсадить покупателя на какое-нибудь розе за 599, чтобы он потом брал его за 999. Иногда — потому что у партии бутылок повредились этикетки, а само вино при этом в порядке.

Главное во время акций — проверять внешний вид и возраст вина, чтобы не купить испорченное или старое. Небольшая царапина на этикетке вкусу не вредит, а вот если бутылка совсем потрепанная — значит, партию хранили как попало и вино могло пострадать. А чтобы убедиться в свежести, смотрите год урожая или дату розлива. Белое и розовое в ценнике до 1 000 с небольшим живет год–полтора, красное — три–четыре. Если вино старше, то пить его всё ещё можно, но не всегда приятно: во вкусе и аромате пролезает что-то странное, спирт, лишняя кислота и терпкость.

Помимо акций, в магазине можно поживиться скидками за крупную покупку. «Азбука вкуса», например, обещает скидку 40%, если купить сразу 12 бутылок и больше. Если нравится какое-то вино и вы наведываетесь за ним регулярно — стоит уточнить, практикуют ли скидки за объёмы там, где вы его берёте.

Ходить на проливы и дегустации

Проливы — выгодный вариант для походов в ресторан или бар. Там в среду льют просекко по 300 рублей за бокал, а там в пятницу отдают за 600 клешню краба с бокалом шардоне. Делают это заведения не только из любви к человечеству, иногда с помощью проливов они элегантно решают свои задачи: побыстрее распродать сезонное вино или «пролить» старую винную карту перед запуском новой. Но если вино приятное или грамотно подобрано к той самой клешне, почему бы и нет. Добросовестные и регулярные проливы устраивает «Веранда 32.05».

Дегустации — тоже выгодный вариант. Заплатил фиксированную сумму в пару тысяч, посидел в красивом месте, выпил несколько бокалов хорошего вина, послушал рассказы умных людей. Заодно отснял понравившиеся бутылки и знаешь, что потом брать. Но есть небольшой минус: будут обсуждения кислотности и ароматов в бокале, что не всем интересно.

Следить за проливами и дегустациями можно в Telegram-каналах GoWine и idrinkwine. Хорошие дегустации проводит сообщество «Нет, только вино»: дегустируют в «новых вкусных» местах города, с критиком Антоном Обрезчиковым, он рассказывает о вине по-человечески и с юмором.

Ходить в заведения со своим

В некоторые рестораны можно приносить свое вино (или другой алкоголь), если заплатил пробковый сбор. В среднем по Москве это рублей 500–1000 за бутылку. Где-то сбор вообще платить не нужно, только сделать заказ на определенную сумму, где-то достаточно показать чек на вино. Но даже при ощутимом сборе приходить со своим вином часто выгоднее. Бутылка за тысячу плюс тысяча рублей сбора — это все равно дешевле, чем вино из ресторанной карты, где цены обычно начинаются тысяч от трех. И это всегда надёжнее: можно принести любимый, проверенный в бою шираз.

Заведения не афишируют наличие пробкового сбора, пользуются тем, что о такой практике мало кто знает. Поэтому лучше звонить в интересующие места и расспрашивать.

Пользоваться людьми

Самый простой совет — не стесняться и консультироваться с друзьями и знакомыми, которые интересуются вином. Вам полезная информация, им — статус эксперта. Будет полезно подписаться на них в соцсетях — лента увлеченных вином часто превращается почти в винный блог. Ещё через таких знакомых можно добыть контакт менеджера виноторговой компании и покупать вино через него по ценам для своих.

Если часто ходите в одну и ту же винотеку, стоит разобщаться с винным консультантом. Обсудить пару раз шардоне, погоду и новости — и всё, консультант начнёт испытывать личную симпатию и не подсунет Францию за две, убеждая, что дешевле ничего хорошего нет. А ещё расскажет, на что сейчас акция, что классного-нового скоро появится, что сам брал и оценил.

И интровертский вариант — читать блоги и каналы винных профи и энтузиастов, вот несколько полезных:

  • Ежедневный винный телеграф. Блог известного критика Дениса Руденко на «Яндекс Дзене». Часто публикуются практичные подборки: что брать в «Ароматном Мире» или обзор бюджетных совиньонов.
  • Doctor Wine (@doctorwine). Telegram-канал винного консультанта. Много постов в стиле «в Азбуке отличный мальбек за 700, называется так».
  • Drink tank (@drinktank). Telegram-канал энтузиаста, который активно пьет вино (и не только) в заведениях Москвы и пишет, куда стоит ходить и по какому сценарию там пить и есть.

С вином как: когда знаешь, как действовать и что брать, чаще всего удаётся добыть хорошую бутылку за адекватные деньги. Но провалы иногда случаются, и чтобы их не было совсем — вино стоит брать в надёжных местах. Одно из таких мест — винный сервис Invisible. Там лучшие в своём ценнике вина, только 10 бутылок из 100 проходят отбор. Всем нашим московским читателям Invisible дарит пару правильных бокалов с первым заказом.

Получить бокалы