Почему не стоит отказываться от государственной медицины

Здесь лечат всех, у кого есть полис ОМС. Важно понимать, что бесплатность услуг в государственной поликлинике — понятие относительное. Ведь вы не считаете бесплатным ремонт машины со страховкой «Каско»?

Хорошая новость состоит в том, что, в отличие от автостраховки, медицинские страховые взносы в системе ОМС фиксированные, поэтому нет причин ходить в поликлинику редко, это не повлияет на налоговые отчисления в следующем году. Плохая — в том, что большинство из нас весьма расплывчато представляет себе перечень услуг, положенных в рамках страховой программы, поэтому по умолчанию считает поликлинику плохим вариантом для лечения и соглашается доплатить в государственной или в частной клинике за положенные бесплатно услуги.

Да, в поликлиниках бывают очереди, а у врачей крайне мало времени на общение с каждым пациентом. Но, во-первых, поликлиника поликлинике рознь, а лечебное учреждение всегда можно сменить Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ, ст. 21. Выбор врача и медицинской организации , выбрав менее загруженное (помогут отзывы в интернете и электронная регистратура, где можно оценить количество талонов к специалистам на ближайшие даты).

Во-вторых, важно помнить, что поликлиника — это самое очевидное место, где вам предоставят гарантированные государством медицинские услуги, в том числе дорогие и высокотехнологичные.

Если с умом сочетать их с услугами частной медицины, можно сэкономить без потерь в качестве медицинской помощи. Например, так. У Андрея сахарный диабет первого типа. Раз в пару месяцев он посещает эндокринолога в поликлинике, тот выписывает ему рецепт на бесплатный инсулин и тест-полоски для контроля уровня глюкозы в крови и моче. Медикаменты стоят дорого, поэтому Андрей не считает зазорным потратить несколько часов в очереди к врачу и на бюрократию с оформлением рецепта. Но на полноценный медосмотр к эндокринологу и другим врачам Андрей ходит в частный медицинский центр. Так ему спокойнее за своё здоровье.

Или так. У Алёны недавно родился ребёнок. Она ходит в детскую поликлинику, чтобы сделать малышу бесплатные прививки по нацкалендарю, в то время как за дополнительными прививками, которые официально положены только детям из группы риска (например, от ротавирусной инфекции), она обращается в частную педиатрическую клинику.

Иногда пациенты жалуются, что в поликлинике невозможно сразу попасть к узкому специалисту — нужно вначале посетить участкового терапевта. Во-первых, это не совсем верно: к ряду врачей, принимающих в рамках ОМС, можно попасть напрямую. Например, к гинекологу, стоматологу или хирургу. К тому же не стоит недооценивать роль терапевта: это диспетчер, который, в зависимости от серьёзности ситуации, отправляет вас на «следующий уровень» — к профильным врачам. Но он же может и сам поставить диагноз и назначить лечение.

Мне не раз доводилось слышать от знакомых, что терапевт в поликлинике по умолчанию посредственный врач, который знает почти всё, но не точно. На деле у таких врачей иногда бывают энциклопедические познания в медицине и огромный клинический опыт. Ведь невозможно набить руку и глаз и стать хорошим диагностом, если не обследовать день за днём десятки и сотни пациентов. Уж чего-чего, а пациентов у участковых терапевтов всегда в избытке.

Как извлечь максимум из приёма у врача

Как человек, которому доводилось носить белый халат и работать в поликлинике, дам вам несколько советов, которые помогут наладить контакт с терапевтом и оптимизировать скудное время консультации.

1. По возможности записывайтесь к доктору ближе к началу его рабочего дня

Во-первых, так меньше шансов просидеть в очереди (ведь она накапливается за счёт затянувшихся консультаций и больных, просочившихся в кабинет, чтобы «только спросить»). Во-вторых, доктор будет менее уставшим, а значит, более внимательным.

2. Продумайте свой гардероб, чтобы не тратить много времени на раздевание и одевание

Это кажется чепухой, но расстёгивание пуговиц на рубашке, разматывание шарфиков, развязывание завязок и прочие волнующие действия отнимают драгоценные минуты, которые полезнее провести в общении с доктором.

3. Сразу подготовьте все необходимые документы

Разыщите в регистратуре карточку (если в вашей поликлинике медсёстры не распределяют их по кабинетам заранее); если планируете показывать доктору какие-то анализы, достаньте их из сумки, разложите в порядке важности, а в идеале — уложите в скоросшиватель с файлами.

4. Заранее решите, на что будете жаловаться

Звучит досадно, но, скорее всего, доктор не успеет решить все ваши проблемы со здоровьем за одну короткую консультацию. Все второстепенные вопросы («А вот у меня ещё ухо болит с прошлой зимы, я его лечил у вашего коллеги, не помогло») отложите до конца встречи или до следующего визита. Да, по канонам пропедевтики внутренних болезней — раздела медицины, посвящённого обследованию больного, — врач должен узнать обо всех жалобах больного и самостоятельно решить, какие из них значимые, а какие — нет.

Но мы в обычной поликлинике, здесь рассчитывать на обстоятельную консультацию, увы, не приходится. Поэтому определитесь с целью визита заранее и, как только врач оторвёт глаза от груды бумаг и вымолвит традиционное: «На что жалуетесь?» — сразу чётко и максимально коротко отвечайте на его вопрос.

5. Если вы сто лет не были в поликлинике или вообще впервые оказались у этого врача, будьте готовы к сбору Anamnesis vitae, то есть рассказу о себе

Но это не значит, что нужно перечислять все болезни и подробности своей биографии с рождения до сегодняшнего дня, это слишком долго и едва ли в должной мере ценно для постановки диагноза. Будьте готовы быстро вспомнить про хронические заболевания и перенесённые операции, наследственную предрасположенность к тем или иным болячкам, дату последней консультации с врачом (если вы прежде уже лечили то, с чем пришли к доктору).

6. Хорошая идея — взять с собой диктофон

Конечно, нужно вежливо уточнить у доктора, не против ли он, если вы запишете его рекомендации в аудиоформате. Кстати, есть некоторый шанс, что такое действие мобилизует врача и станет стимулом подробнее и аккуратнее формулировать свои предписания. Например, не выписывать вам биологически активные добавки (БАД) в дополнение к фармацевтическим препаратам: они не входят в стандарты оказания медицинской помощи в России и в подавляющем большинстве случаев не обладают доказанной эффективностью в лечении заболеваний.

7. Не стесняйтесь задавать врачу вопросы

Даже если вам они кажутся глупыми. Как принимать таблетки, которые назначили пить «трижды в день перед едой», если вы никогда не завтракаете, а только обедаете и ужинаете? Как записаться на обследование, если результат нужен на следующей неделе, а специалист в отпуске? Что предпринять, если вам внезапно станет плохо? Например, если вы обратились в поликлинику из-за проблем с сердцем.

Терапевт может попросту забыть в суете плотного рабочего графика рассказать вам что-то важное, а спросить потом будет не у кого. Можете делать пометки в блокноте прямо в процессе разговора, чтобы не растеряться, когда врач даст понять, что консультация окончена.

8. Если вам предстоит снова вернуться к врачу в ближайшие дни (например, чтобы закрыть больничный лист), попросите выдать вам талончик прямо в кабинете

Тогда у вас получится записаться на удобное время, а также исключить ситуацию, когда талонов на нужное число в регистратуре не окажется.

9. Запомните, как зовут ваших врача и медсестру, и всегда начинайте общение именно с личного обращения по имени-отчеству

Казалось бы, это сущий пустяк, но, по некоторым данным, 68% пациентов упускают Should general practitioners call patients by their first names? эту опцию. Обращение по имени-отчеству обладает волшебным свойством: превращает вас из случайного пациента в пациента знакомого. Наверное, этот приём работает именно потому, что большинство пациентов им не пользуются и между ними и медиками сохраняется безликая дистанция.

Здоровайтесь с врачом и медсестрой по имени-отчеству при случайной встрече в коридоре поликлиники и при телефонном разговоре — это приятно, это запоминается, это выделяет вас среди других пациентов и однажды может сослужить вам хорошую службу. О прочих способах наладить отношения с врачом поговорим в четвёртой части книги.

Понимаю скепсис тех читателей, которые испытывают к поликлиникам устойчивую антипатию: сложно поверить, что визит в государственное учреждение может быть если не комфортным, то хотя бы не унизительным.

Однако всё потихоньку меняется: сейчас даже в небольших городах есть возможность записаться в поликлинику через интернет, федеральное и региональное финансирование часто позволяет закупать в кабинеты новое диагностическое оборудование. Всё реже встречаются убогие советские интерьеры и откровенное хамство со стороны сотрудников регистратуры: руководство многих больниц ведёт контроль качества обслуживания и открыто к замечаниям и предложениям пациентов.

Если сомневаетесь, попробуйте ради интереса как-нибудь сходить на диспансеризацию (бесплатный медосмотр, положенный каждому владельцу полиса ОМС раз в три года или даже чаще). И если выяснится, что в поликлинике всё по-прежнему беспросветно, доставайте кошелёк и идите на платную консультацию к частникам.

«Как болел бы врач», Ольга Кашубина

Нужно ли читать о здоровье в интернете? Как выбирать лекарства? Как отстаивать свои права в больнице? Медицинский журналист Ольга Кашубина научит быть продвинутыми пациентами. Такими, с которыми доктору приходится считаться. Такими, которые чувствуют себя уверенно в негостеприимных больничных коридорах, потому что знают свои права. Пациентами, которые умеют выздоравливать.

Купить