Больше крутых историй о стартапах собрали здесь.
Арсений Ашомко
Директор по развитию рекламного агентства «Виноу».

Я учился на юриста, но быстро понял — это не моё. «Своим» ещё в университете я увидел креатив — поэтому пошёл играть в КВН и стремился попасть в рекламу. Из-за этого же в 2008 году вместо учёбы по обмену в Люксембурге пошёл работать в отдел спецпроектов большого издательского дома.

Далее была череда сложностей, удачных событий и упорства, которая привела меня на рынок социальных сетей. С 2009 года я придумывал и продавал рекламные инструменты, возглавлял медиакомпанию, даже чуть больше года был директором по развитию медиапродуктов социальной сети «ВКонтакте». А в январе 2020 года открыл собственное агентство «Виноу».

Мы продаём клиенту не дешёвые руки, а экспертность

Рекламных агентств не просто много, их очень много. И большинство работает одинаково. Порог входа на рынок низкий, для многих агентство становится первым местом работы (нередко сотрудники совмещают её с учёбой). Как результат, часто услуги рекламного агентства скатываются в перепродажу «дешёвой рабочей силы». Так их видят и сотрудники, и заказчики. Люди из-за такого подхода быстро выгорают и уходят, а их место вновь занимают молодые и неопытные.

Я тоже в своё время прошёл этот круг. Но уже попробовав себя в разных сферах, понял, что реклама мне всё-таки искренне нравится. И решил, что настало время создать своё агентство с новой, отличающейся от других концепцией.

«Виноу» продаёт клиентам не дешёвые руки, а экспертность и специфические умения, мозги.

Важный элемент нашей стратегии — разбираться в том, что мы делаем. Удивительно, но, перепродавая услуги, многие не стремятся понять, что и как работает. Отсюда и наше название «Виноу» от We Know (только в кириллице — так душевнее).

Основа нашей работы — SMM, работа с социальными сетями, которые мы отлично знаем. Но глобально мы занимаемся всей интернет-рекламой и стремимся быть для клиентов партнёрами в маркетинге вообще — в стратегическом развитии их бизнеса и продукта.

Чтобы стартап был успешным, важно трепетно относиться не только к идее и концепции, но и к управлению финансами. Начните с разделения личных и корпоративных средств. Сделать это просто с бизнес-картой Mastercard®, созданной специально для предпринимателей. Используйте её для всех финансовых операций компании — и никакой путаницы не будет. Бизнес-карта помогает контролировать все расходы компании: от канцелярии и командировок до госпошлин и налогов.

Узнайте больше о Mastercard BusinessCard®

Вдохновение и атмосфера значат очень многое. Даже если за них приходится платить

Как открыть рекламное агентство: опыт «Виноу»

Открыть агентство — не особо трудная задача. По сути, для этого не нужно ничего: объявил, что открылся, и в путь. Но сложности есть всегда. Конкретно в нашем случае вначале потребовалось финансировать небольшой оборотный капитал, пока к нам не пришли первые деньги: чтобы сотрудники получали зарплаты, чтобы был офис, чтобы почта работала и так далее. Капитал взяли из своих денег, то есть из денег основателей. А через какое-то время уже пошли оплаты от клиентов.

Не обошлось и без ошибок. Я считаю, что ошибки по большей части — результат недоработок, ведь в теории почти всё можно предвидеть. Но без них никак. Поэтому обычно стараюсь смотреть вперёд, а из уже совершённых просчётов просто делать выводы.

Нам нельзя превращаться в роботов, ведь сфера креативная — вдохновение и атмосфера значат очень многое. Даже если за них приходится платить.

В «Виноу» самым сложным было договориться обо всём со всеми на старте. Поделить доли, утвердить планы, сверить стрелки моральных компасов и всё такое. Но это важный этап, который теперь позволяет просто работать, а не спорить.

На старте специально за советом ни к кому не обращались. Я изучал многие истории успеха и провалов, поэтому в целом неплохо представляю, что и как работает. Также мне повезло в течение последних пятнадцати лет общаться со множеством людей, основавших свой бизнес и управляющих компаниями.

Год с небольшим, который я проработал «ВКонтакте», тоже был полезным. В первую очередь там я усвоил две вещи:

  1. Понял, как устроены большие платформы, социальные сети — как они думают, как развиваются, куда смотреть дальше.
  2. Разобрался в том, как строятся процессы в большой компании («ВКонтакте» относительно компактна, но рядом есть Mail.Ru Group — настоящий гигант).

В итоге я что-то взял на вооружение, а что-то положил в свой личный стоп-лист, чтобы не делать так никогда. Без этого опыта я был гораздо наивнее, даже несмотря на несколько лет руководства отделами и компаниями.

Чтобы о вас знали — рассказывайте о себе

На маленьких рынках, когда потенциальных клиентов буквально сотни, я считаю самым эффективным рассказ о себе, своей работе и профессиональных взглядах и подходах. Затем — о кейсах.

Ну и, конечно, проделанная работа, её результаты, да и комфортность самого процесса — это то, что заставляет клиентов возвращаться и рекомендовать вас другим.

У нас был весомый бонус: рынок рекламы небольшой, а у нас есть кое-какие имена и связи. Поэтому на старте нам помогли наработанные раньше контакты. Затем пошло сарафанное радио. Конечно, дальше будем активнее продвигать себя — внутренний ресурс не безграничен.

В подборе команды важны фильтры совместимости

Можно сказать много красивых слов о подборе команды, но на практике, конечно, сперва работают накопленные социальные связи. Из знакомых собирается костяк. Затем знакомые приводят своих знакомых. И так далее. На всех этапах — от собеседований до ежедневной работы — мы применяем фильтры совместимости. Всегда проверяем друг друга, задаёмся вопросами, комфортно ли нам вместе. Так и кристаллизуется основной состав.

Сейчас в агентстве около 20 человек. У небольшой команды есть большие плюсы: та самая атмосферность (если её правильно поддерживать), гибкость, относительное единство. Хочется не терять это и по мере роста.

Хотя на самом деле 20 человек — это уже не так мало людей. Особенно с учётом того, что многих узких специалистов мы не держим в штате, а привлекаем под конкретные проекты.

Нанять полный штат крутых сотрудников на старте бизнеса практически нереально: вывезти финансовую нагрузку будет сложно. Чтобы оптимизировать расходы, нанимайте специалистов на проектную работу. С программой Бизнес‑Бонус от Mastercard это будет особенно выгодно. Её участники за каждую транзакцию стоимостью выше 500 рублей получают бонусы, которые можно обменять на предложения от партнёров. Например, всего двух бонусов будет достаточно, чтобы заказать у Superjob подбор кадров за полцены или получить скидку 30% на ведение бухучёта и кадровое администрирование от «СберРешений».

Для кого-то хороший кофе в офисе — важный элемент успеха, а кому-то и офис не нужен

Экономить можно на всём, что не снижает существенно работоспособность и эффективность. И тут граница по-настоящему зыбкая: для кого-то хороший кофе в офисе важный элемент успеха, а кому-то и офис не нужен.

Прелесть бизнеса в том, что свою компанию и её культуру вы строите сами — и ищете людей, которые будут это всё разделять. Например, мы ещё летом решили: до июня 2021 никакого выхода с удалёнки не будет — теперь работаем прежде всего онлайн.

Как открыть рекламное агентство: «Виноу» онлайн

Это потребовало перестройки процессов, и не всем такое наверняка подходит. Зато теперь у нас часть команды находится в других городах и даже странах: раньше бы им пришлось уволиться, а теперь они выбирают, где жить, но продолжают работать с нами — и эта свобода наверняка оставляет отпечаток. Хочется верить, что хороший.

Хотите открыть своё дело? Хорошенько подумайте, но не бойтесь

Мне кажется, важно подходить к открытию своего дела с горячим сердцем и холодной головой. Не верю в большой успех без искреннего желания, но знаю, что без рассудительности и разумности любой бизнес может погибнуть тысячи раз в течение первых же месяцев. Поэтому перед стартом хорошенько подумайте, но не бойтесь.

Изучайте чужой опыт, инвестируйте в себя и знания, но помните, что ваша история — это только ваша история, не отдавайте ключевые решения на аутсорс.

Конкуренты, которые раздражают — мотивируют

К конкурентам я отношусь хорошо. Даже те, кто раздражает, — мотивируют. В целом мы работаем на таком рынке, где пространства для роста ещё очень много и ни один даже самый сильный конкурент никогда не будет иметь доминирующей доли и власти. Так что нам в этом плане комфортно.

Агентский бизнес должен приносить прибыль буквально с первого дня. Проблема только в кассовых разрывах, которые нужно закрывать (сначала из своих денег, затем из прибыли прежних периодов). Мы сразу были нацелены на плюс — и получилось. Хотя по мере роста всё больше инвестируем в будущее и проекты, которые отбиваются не сразу.

Сейчас планируем быстро расти. Преодолеть все связанные с этим проблемы. Не потеряться. Не забыть наши идеи и принципы. Стать сильным брендом и по-хорошему сектой — чтобы оказывать влияние на развитие рынка и его стандартов. Ну и много зарабатывать — без этого у нас не будет инструментов для всего остального.

До выхода бизнеса в ноль каждый ваш день будет состоять в основном из трат. К счастью, на некоторых вещах можно и нужно экономить. Ряд важных услуг вы можете получить бесплатно или с очень приятной скидкой благодаря программе Бизнес‑Бонус. Так, за одну лишь регистрацию в ней, не потратив ничего, вы получите 30 бонусов. Этого хватит, например, на запуск сайта от InSales, активацию и настройку онлайн-кассы от МТС, юридическую консультацию от Simple Protect, и у вас ещё останется 24 бонуса. Их вы можете потратить на другие полезные для вашего бизнеса предложения партнёров: бухгалтерские услуги, обучение, планирование командировок, переезд.

Воспользуйтесь Бизнес‑Бонусом