Знать
24 марта 2022

Как школьная учительница Джейн Эллиотт провела эксперимент над детьми, чтобы объяснить ужас расизма

Она показала, насколько люди не защищены от дискриминации.

Дарья Полещикова
Дарья Полещикова
Авторка «Горящей избы».
Джейн Эллиотт
1

Шестидесятые годы двадцатого века известны неоднозначными психологическими экспериментами. Один из них провела американская учительница младшей школы Джейн Эллиотт. Рассказываем, как из случайного маленького эксперимента вырос антирасистский тренинг. 

Как гибель Мартина Лютера Кинга вдохновила на необычный урок

Джейн Эллиотт работала учительницей в младшей школе небольшого города Рэнделл штата Айова в 60-х. Уже тогда она была активной противницей дискриминации. Убийство борца с расизмом Мартина Лютера Кинга в 1968 году произвело на Джейн неизгладимое впечатление. «Я смотрела этот ужас по телевизору и думала, насколько всё нелепо, бессмысленно, нелогично. Дети должны это понять, раз уж взрослых ситуация не волнует или волнует не настолько сильно, чтобы начать действовать», — вспоминала об этих событиях Эллиотт.

Все ученики третьего класса, в котором преподавала Джейн Эллиотт, были светлокожими. И в те времена в США многие считали естественным, что к темнокожим и индейцам относятся иначе.  Эллиотт решила, что мало просто сказать «расизм — это плохо». Она хотела, чтобы ребята почувствовали на себе, каково это — быть отверженными. Так родилась идея эксперимента.

Разделение по цвету глаз

5 апреля 1968 года Джейн Эллиотт предложила ученикам разделиться на две группы по цвету глаз. Учительница сказала, что голубоглазые дети лучше кареглазых. У неё самой голубые глаза. У Джорджа Вашингтона голубые глаза. Следовательно, голубоглазые люди умнее. Этот аргумент показался ребятам убедительным. 

Голубоглазые ученики получили определённые преимущества. Их пересадили на первые парты. Увеличили перемены на пять минут. Разрешили кататься на качелях во время перерыва. Кареглазым детям запретили играть с голубоглазыми товарищами и пить воду из общего фонтанчика. Они должны были носить специальную повязку на шее, чтобы быть заметными издалека.

Весь день учительница строго следила за соблюдением новых правил. Она подчёркивала сообразительность голубоглазых, а кареглазых ругала за малейшие промахи.

Как эксперимент повлиял на детей

Уже к концу учебного дня в классе начались ссоры. Под давлением нового порядка дети изменили своё поведение буквально за несколько часов.

«Я наблюдала как замечательные, дружелюбные, открытые к диалогу и сотрудничеству дети превращались в злых и жестоких»

Джейн Эллиотт

На следующий день Джейн Эллиотт сказала детям, что ошиблась. На самом деле всё наоборот: кареглазые люди лучше голубоглазых. Теперь все преимущества были у кареглазых, и учительница всячески это подчёркивала.

Ситуация в классе тут же перевернулась. Дети, которых обижали вчера, с готовностью принялись унижать других. Причём положение в этой вымышленной иерархии влияло не только на отношение ребят друг к другу, но и на успехи в учёбе. Дети, которых хвалили, справлялись с заданиями быстрее и лучше, чем те, кого по умолчанию считали людьми второго сорта.

По мнению Джейн Эллиот, эксперимент прошёл успешно. Дети на собственном опыте узнали, каково это — быть в изоляции. Они поняли, что о людях нельзя судить по цвету глаз или кожи. По мнению учительницы, такие занятия — прививка против расизма или любого другого вида дискриминации в будущем.

Почему маленький эксперимент превратился в психологический тренинг

Об эксперименте Джейн Эллиотт написали в газете. А спустя пару недель учительницу пригласили на «Вечернее Шоу с Джонни Карсоном». Эфир произвёл фурор. Сотни зрителей писали в студию, чтобы поделиться своими впечатлениями. «Как вы посмели провести этот жестокий эксперимент над светлокожими детьми», — говорили некоторые. Джейн Эллиотт удивлялась: «Почему мы так беспокоимся о хрупком эго светлокожих детей, которые всего пару часов подвергались расизму понарошку, в то время как темнокожие дети ежедневно сталкиваются с настоящим расизмом?»

Из случайного эксперимента вырос настоящий тренинг по обучению разнообразию. Джейн Эллиотт продолжала проводить его со своими учениками. В 1970 году об этом даже сняли документальный фильм «Око шторма».

В 1985 году Джейн Эллиот впервые провела это упражнение вне школы. Крупные компании, выступающие против дискриминации, приглашали Джейн поработать с сотрудниками. Во время однодневного семинара она делила их по цвету глаз и быстро формировала дискриминирующую среду. «Вы превратитесь из умных, ярких, сознательных и амбициозных людей в ленивых, тупых и заторможенных буквально за 15–20 минут», — обещала Джейн участникам тренинга. Как это ни печально, так обычно и происходило. Взрослые интеллигентные люди даже не пытались прекратить эксперимент и защитить друг друга от унижений.

«Сидеть в заднем ряду и молчать — значит, быть заодно с угнетателем. Именно поэтому расизм, эйджизм, сексизм и другие виды дискриминации до сих пор работают»

Джейн Эллиотт

После тренинга Джейн обсуждала с участниками их чувства. Они вместе искали, как противостоять дискриминации. «Обучение разнообразию должно быть постоянным. Вы не можете добиться результата за один раз», — говорила о своих тренингах Джейн.

Сегодня Джейн Эллиотт 88 лет. Она уже не ведёт тренинги, но продолжает давать интервью и консультировать специалистов. Она внесла большой вклад в борьбу с расизмом и другими видами дискриминации.

«Мы все представители одной расы — человеческой»

Джейн Эллиотт
Статья была отредактирована после вступления в силу закона № 478-ФЗ от 5 декабря 2022 года.
Комментарии
ColdCutlet
25.03.22 14:54
Похожий эксперимент поставил школьный учитель Рон Джонс в США в 1967 году, "третья волна". Тоже очень интересно. На основе этих событий Тод Штрассер написал роман "Волна", очень впечатлил меня при прочтении, рекомендую.