1. Война Анны

Новая лента Алексея Федорченко («Овсянки», «Ангелы революции») уже получила восторженные отзывы европейских зрителей на кинофестивале в Роттердаме. В Сочи состоялась российская премьера картины и наша публика также не осталась равнодушной.

Сюжет фильма разворачивается во время Великой Отечественной войны и рассказывает историю о двухлетнем выживании девочки Ани в камине дома после того, как её семью расстреляли нацисты.

Игру восьмилетней дебютантки Марты Козловой на фестивале назвали настоящим откровением и наградили специальным дипломом жюри «За создание пронзительного образа войны глазами ребёнка». Да и сам фильм, благодаря своей камерности, оказался положительно непохож на традиционно пафосные ленты на военную тематику.

Прокат картины пока находится под вопросом.

2. История одного назначения

Рассказ о том, как Лев Толстой пытался спасти полкового писаря от произвола суда, — действительно случившийся факт в биографии знаменитого писателя. Однако в руках Авдотьи Смирновой, одной из лучших женщин-режиссёров в киноиндустрии, этот исторический сюжет приобрёл гораздо более актуальное и трагическое измерение: при просмотре в памяти не раз всплывут новостные сводки об аресте Олега Сенцова и Кирилла Серебренникова.

Показательно, что фильм не получил финансовой поддержки от Министерства культуры, хотя претендовал на неё. К счастью, на результат это не повлияло. На кинофестивале лента получила приз за лучший сценарий. Ей же досталось звание лучшего фильма, по мнению зрителей.

В прокате с 6 сентября.

3. Мира

Кинотавр-2018: «Мира»
Кадр из фильма «Мира»

По сюжету, словак Мира отправляется из Лондона в Луганскую народную республику со светлой миссией — отреставрировать помятые войной советские памятники. Однако дорогая герою идея мирного сосуществования братских народов быстро сдаётся под натиском суровой и раздираемой конфликтом действительности.

Картину снял выпускник знаменитой документальной мастерской Марины Разбежкиной (одной из её выпускниц является, например, Валерия Гай Германика). Потому кино у Дениса Шабаева, однажды уже побеждавшего на «Кинотавре» со своим дебютом, получилось на грани реального и игрового. Все актёры в фильме – непрофессионалы и играют самих себя, существуя в предлагаемых режиссёром обстоятельствах.

«Мира» ожидается в прокате в этом году.

4. Подбросы

Кинотавр-2018: «Подбросы»
Кадр из фильма «Подбросы»

Третья лента Ивана И. Твердовского оказалась пусть не столь провокационной, как его же «Зоология» (о женщине с хвостом) или «Класс коррекции» (о первой любви подростков с отклонениями), зато намного более зрелой. «Подбросы» рассказывают о взаимоотношениях матери и семнадцатилетнего сына, которого она когда-то оставила в подмосковном приюте, а теперь забрала обратно с целью использовать в криминальной схеме. Парень вырос с заниженным болевым порогом, и это на руку загулявшей мамаше, ласково называющей сына супергероем.

Как отмечают критики, визуально картина Твердовского не уступает хвалёным лентам Звягинцева и может похвастаться мощными актёрскими трансформациями. В итоге жюри наградило фильм за лучшую операторскую работу и лучшую женскую роль.

Российский прокатчик «Подбросов» пока не определён.

5. Сердце мира

В 2014 году сценарист Наталья Мещанинова (на её счету прошлогодний хит «Аритмия» и уже упомянутая «Война Анны») дебютировала на «Кинотавре» с жёсткой социальной драмой о безвременье российского Заполярья. Тогда «Комбинат “Надежду”» в итоге не выпустили в прокат из-за нежелания авторов убрать из фильма матерную лексику. В 2018 году она вернулась в конкурс фестиваля с «Сердцем мира» и получила сразу три награды, включая главный приз.

На этот раз режиссёр сфокусировалась на быте одной из притравочных станций, затерянной где-то в российской глуши. Там, среди лисов, оленей и барсуков живёт молодой ветеринар Егор. Когда-то он оставил пьющую мать, и теперь пытается найти новую семью в лице хозяина станции, его дочери и раненого алабая.

В прокате с 27 сентября.

6. Русский бес

Ставший за несколько лет одиозной фигурой российского кино Григорий Константинопольский привёз на «Кинотавр» свою самую смелую работу. Как пишут кинокритики, «Русский бес» рифмуется одновременно с Тарантино и «Американским психопатом», но душой и сердцем наследует вечные вопросы Достоевского.

Действие ленты происходит в современной Москве. Святослав (Иван Макаревич) – молодой художник. Он собирается жениться на дочке (Любовь Аксёнова) владельца крупного российского банка и, чтобы обеспечить будущую семью, решает открыть свой ресторан. Однако на пути Святослава встаёт ряд извечных бюрократических препятствий.

Фильм получил приз за лучшую режиссуру. Ожидается, что он выйдет в прокат в этом году.

7. Глубокие реки

Выпускники мастерской Александра Сокурова продолжают покорять российское кино. В 2017 году в Каннах взяла приз «Теснота» Кантемира Балагова. В этом году на «Кинотавре» призом «За лучший дебют» наградили Владимира Битокова.

«Глубокие реки» рассказывают о семье зажиточных лесорубов, живущих на отшибе, которые вступили в непримиримый конфликт с жителями близлежащей деревни. Пишут, что фильм получился мрачным, выразительным — словом, уникальным представителем редкого поджанра «Кавказский триллер».

Российский прокатчик ленты пока не определён.

8. Кислота

Вторым лауреатом фестивального приза «За лучший дебют» стала картина 26-летнего Александра Горчилина. Этого выпускника Школы-студии МХАТ вы могли видеть в самых диких образах у Кирилла Серебренникова («Ученик», «Лето») и Валерии Гай Германики («Да и да»). Однако его дебютная работа оказалась вполне выверенным манифестом о жизни молодого поколения.

На пару с театральным драматургом Валерием Печейкиным начинающий постановщик рассказывает о судьбе нынешних двадцатилетних. Два друга, Саша и Петя, ходят на тусовки, занимаются сексом, закидываются той самой кислотой. Что они не могут искоренить из своего беззаботного существования, так это кислоту потерянности и одиночества, которая с каждым шагом всё сильнее разъедает их изнутри.

В прокате с 4 октября.

9. Календарь

Кинотавр-2018: «Календарь
Кадр из фильма «Календарь»

Единственный участник нашего списка, которому прокат, увы, не светит. А жаль, ведь короткометражка Игоря Поплаухина уже наделала шуму в Каннах в этом году, взяв второй по значимости приз в конкурсе студенческих фильмов. Теперь же выпускника Московской школы нового кино наградили и в России: «Календарь» стал лучшим среди короткометражных участников сочинского кинофестиваля.

Сюжет его получасовой и тревожной ленты рассказывает о женщине средних лет, которая весь фильм куда-то едет. Она меняет автобус на попутку, недоговаривает знакомым по телефону о своём местонахождении. С какой целью героиня держит свой путь и куда — зритель узнает сам.

А пока есть возможность посмотреть предыдущую студенческую работу Поплаухина под названием «22».

Читайте также