Юридическое администрирование: организация работы юридической службы
• Место и роль Юридической службы в организации.
• Организация договорной и судебной работы Юридической службы.
• Вопросы контроля и мотивации юристов.
• Психологический портрет юриста.
• Как выбирать юристов в команду.
• Отношения в коллективе.
• Повышение эффективности работы Юридической службы.
• Правовая аналитика в работе Юридической службы.
• Юридическое заключение.
• Бюджетирование Юридической службы.
Инструменты эффективной договорной работы
• Регламент договорной работы.
• Как писать юридическое заключение по сделкам и возможным договорам.
• Существенные условия договора.
• Регулирование и ответственность за переговоры при заключении договоров.
• Что нужно знать о заключении договоров. Заключение договоров дистанционно.
• Проблемы подписания договоров. Риски подписания договоров неуполномоченным лицом.
• Актуальные вопросы оформления закрывающих документов в договорной работе.
• Все, что нужно знать о соблюдении претенциозного порядка.
• Что написать в разделе «Заключительные и переходные положения».
• Приемы эффективной договорной работы.
Организация судебной работы в компании
• Регламент судебной работы.
• Мониторинг судебных дел, ведение электронного реестра судебных дел.
• Правила работы с информацией. Нюансы работы с системой «Мой арбитр».
• Судебная доверенность – формирование текста блоками, включение отдельных полномочий, их градация в зависимости от карьерной ступени доверенного лица, срок, наличие печати и пр. (представление готового текста доверенности).
• Особенности дел, касающихся снижения неустойки.
• Обязательные процессуальные действия судебного юриста.
• Государственная пошлина – приемы экономии.
• Принципы судебной работы.
• Кейс «Слабая сторона договора».
• Кейс «Электронная переписка в судебном процессе».
• Разбор кейсов по снижению неустоек – буквальное толкование условий договора, поиск и предъявление доказательств встречного неисполнения.
• Особенности предоставления документов в суд – приобщение к материалам дела наглядных схем, презентаций.
• Кейс «Неосновательное обогащение».
• Опыт судебных споров с ФАС.
• Примеры мошеннических схем на практике (в отношении физических и юридических лиц).
• Противодействие рейдерскому захвату имущества компании. Разбор реальной ситуации с формированием пула действий и выводов, касательно основных приемов рейдеров.
• Эффективное взыскание. Удержание неустойки зачетом, актуальная практика.
• Эффективное взыскание в рамках исполнительного производства – примеры из практики (вычисление банковских счетов должника, предоставление готовых текстов запросов, заявлений о предъявлении исполнительного листа и пр.).
• Инструменты судебной работы.
• Судебный PR.
• Работа с дебиторской задолженностью. GR.
• KPI судебного юриста.
• Речь судебного юриста.
Управление дебиторской задолженностью
• Современная ситуация в сфере управления дебиторской задолженностью.
• Система управления дебиторской задолженностью. Организационные аспекты работы с долгами.
• Кредитная политика организации. Профилактика возникновения дебиторской задолженности.
• Проверка и мониторинг контрагентов. Индикаторы долговых проблем, их выявление и оценка.
• Планирование эффективной работы с текущей задолженностью и проблемными долгами.
• Расширенная претензионная переписка в работе с долгами.
• Публичное информационное воздействие для возврата долгов.
• Исполнительное производство и уголовно-правовые аспекты взыскания долгов: возможности повышения эффективности.
• Банкротство и субсидиарная ответственность для решения долговых конфликтов.
• Эффективные переговоры о возврате долгов: подготовка и проведение. Психологические аспекты УДЗ.
Уголовно-правовые риски: понятие, выявление, снижение
• Современные тенденции уголовно-правовой политики государства в сфере бизнеса: совершенствование уголовно-правового регулирования в сфере экономических отношений, усиление борьбы с откатными схемами, создание равных условий налогового администрирования для всех налогоплательщиков.
• Виды рисков. Вероятность их наступления, причины и последствия.
• Риски инициирования уголовного преследования.
• Вероятность возникновения рисков.
• Откатные схемы. Факты, свидетельствующие о сговоре.
• Мошенничество.
• Налоговые правонарушения и преступления.
• Причины реализации рисков.
• Инициирование уголовного преследования и проведение полицейской проверки.
• Этапы полицейской проверки. Сбор информации полицией.
• Алгоритм работы с полицейскими запросами.
• Анализ типовых оперативно-розыскных мероприятий.
• Последствия уголовного преследования.
• Практические рекомендации по минимизации рисков.
• План действий до и после прихода сотрудников полиции.
• Способы защиты от неправомерных действий.
• Профилактика рисков. Ценность профилактики.
Сделки, обязательства. Договор: как правильно составить, заключить и исполнить
• Понятие и виды сделок. Отличие сделки от юридического факта в договорной работе.
• Понятие и виды сделок.
• Соотношение сделки и иных действий и юридических фактов.
• Обзор общих принципов и положений, влияющих на правильную подготовку договора.
• Вопросы применения односторонних сделок. Обязанности по односторонней сделке.
• Актуальные вопросы недействительных сделок.
• Проблемы признания договора судом недействительным и незаключенным.
• Способы защиты от признания договора незаключенным и недействительным в суде.
• Оформление и подписание договора.
• Оспаривание сделок.
• Недействительные сделки. Оспоримые и ничтожные сделки. Мнимые и притворные сделки. Проблемы оспаривания сделок.
• Специальные основания для оспаривания сделок.
• Ограничения применения общих правил о последствиях недействительности сделок.
• Представительство. Доверенность.
• Сделки с нарушением полномочий представителя. Проблема подтверждения полномочий представителя при исполнении обязательств и подписании закрывающих документов.
• Подтверждение полномочий фактическими действиями.
• Заключение договора и актуальные вопросы исполнения обязательств.
• Обязательства. Альтернативное и факультативное обязательство.
• Способы обеспечения исполнения обязательств.
• Проблемы применения способов прекращения обязательств.
• Вопросы ограничения ответственности должника по обязательствам.
Исковое заявление. Арбитражный процесс. Работа над ошибками
• Исковое заявление: актуальные вопросы подготовки.
• Проблемы соблюдения досудебного претенциозного порядка.
• Тонкости определения подсудности. КАС или АПК.
• Содержание искового заявления по новым правилами АПК и ГПК.
• Общие правила написания искового заявления. Содержание вводной, описательной, мотивировочной и просительной части иска.
• Некоторые вопросы распределения бремя доказывания между сторонами при написании искового заявления. Случаи отступления от ст 65 АПК.
• Как правильно сформулировать просительную часть иска.
• Обзор Постановлений Пленумов ВАС и ВС, где сформулированы рекомендации относительно искового заявления.
• Как правильно оформить приложения к исковому заявлению и что приложить?
• Актуальные вопросы и правила подачи встречного искового заявления.
• Некоторые вопросы подготовки и подачи отзыва на исковое заявление.
• Особенности подготовки исковых заявлений по делам, рассматриваемым в упрощенном порядке. Заявление о выдаче судебного приказа.
• Особенности написания отдельных исковых заявлений.
• Исковые заявления по спорам, вытекающим из договоров аренды, поставки, подряда, услуг.
• Исковые заявления о признании договора незаключенным или сделки недействительной
• Исковые заявления о расторжении договора.
• Особые виды исковых заявлений: о признании зарегистрированного права отсутствующим, о признании отказа от договора ничтожным, о передаче прав на управление доменом, о защите чести и достоинства и компенсации морального вреда.
• Типичные ошибки при обращении с исковым заявлением в арбитражный суд.
• Состязательность не абсолютна.
• Тактика и стратегия судебного дела.
• Как противостоять злоупотреблениям в процессе.
• Спор с нотариусом.
• Готовим доказательства.
• Доверенность. Обманчивая простота.
• Проблемы проведения экспертизы. Экспертиза давности.
• Исключительная подсудность «забыта». Вопросы смены подсудности.
• Типичные случаи злоупотреблений в практике арбитражных судов.
• Способы борьбы с недобросовестным процессуальным поведением
Серые схемы договорной и судебной работы
• Примеры злоупотребления договорной работой, решаемые при помощи толкования договора.
• Наименование разделов.
• Правила буквального толкования договора.
• Как избежать невыгодного толкования договора судом.
• Третий способ толкования договора, не предусмотренный ГК РФ.
• Доктрина защиты слабой стороны.
• Добросовестное поведение и злоупотребление правом.
• Как бороться со злоупотреблениями.
• Злоупотребления путем смены подсудности.
Актуальные вопросы договорного права в практике арбитражных судов
• Оспоримые сделки.
• Ничтожные сделки. Применение последствий недействительности.
• Злоупотребление правом.
• Иные вопросы сделок.
• Обусловленное и встречное исполнение обязательств.
• Альтернативные и факультативные обязательства. Новация и отступное: сходство и различия.
• Заверения об обстоятельствах. Возмещение потерь. Ответственность за недобросовестное ведение переговоров.
• Исполнение и расторжение договора.
• Некоторые вопросы прекращения обязательств.
• Обеспечение исполнения обязательств.
Заключение договоров и договорная работа в сети Интернет
• Особенности заключения договоров в сети Интернет.
• Дистанционное заключение договоров через Интернет.
• Способы навязывания условий в договорах, заключаемых онлайн.
• Способы противодействия навязыванию невыгодных условий в договорах, заключаемых онлайн.
• Актуальные вопросы электронной переписки.
• Особенности договора на создание интернет-сайта.
• Особенности договора на создание программ для ЭВМ.
• Облачные договоры.
• Оговорки и ограничения ответственности на сайте.
• Пользовательское соглашение об использовании мобильного приложения.
• Договор о передаче прав на управление доменом.
• Договор дистанционной продажи и особенности дистанционной торговли.
Интеллектуальные права в коммерческой и маркетинговой деятельности
• Актуальные вопросы охраны интеллектуальной деятельности в компании.
• Сайт компании.
• Право на копирование. Служебные произведения.
• Доменное имя. Способы борьбы с порочащими сведениями о компании в Интернете.
• Правовое регулирование рекламной деятельности. Недобросовестная реклама.
Договорно-правовая работа в области права интеллектуальной собственности и права информационных технологий
• Обзор последних изменений ГК РФ, влияющих на договорную работу в интеллектуальной и информационной сфере
• Обзор краткая характеристика договоров, заключаемых в праве интеллектуальной собственности и информационном праве: особенности и специфика
• Публичный договор и договор присоединения в праве интеллектуальной собственности и праве информационных технологий
• Особенности недействительных сделок в праве интеллектуальной собственности и праве информационных технологий
• Использование непоименованных договоров в праве интеллектуальной собственности и праве информационных технологий на примере судебной практики
• Специфика толкования договоров в праве интеллектуальной собственности и праве информационных технологий
• Исполнение и закрытие договоров в праве интеллектуальной собственности и праве информационных технологий
• Особенности составления, заключения и выполнения договоров через мобильные приложения
• Лицензионное соглашение об использовании ПО
• Пользовательское соглашение и клиентами (пользователями мобильного приложения)
• Правовое положение и вопросы ограничения ответственности обладателя мобильного приложения
• Момент и способ заключения договора
• Договоры и документы в электронном формате
• Договор об отчуждении прав на управление доменным именем: специфика и содержание договора, переход прав на доменное имя и регистрация нового владельца у провайдера, оформление иных документов для провайдера
• Дистанционные продажи. Договоры в сфере дистанционной торговле (торговля через Интернет)
• Правовое регулирование дистанционных продаж
• Особенности заключения и расторжения договора, заключаемого дистанционным способом
• Особенности защиты прав потребителя при дистанционном способе продажи
• Применение к дистанционному способу розничной продажи товара положений Федерального закона
• Доказательства приобретения товара в розницу дистанционным способом
• Особенности договоров SaaS (Software as a Service) – программное обеспечение, как услуга
• Особенности договоров SaaS и отличие от других моделей ASP
• Распределение прав на ПО между сторонами договора
• Обязанности сторон, предполагаемые моделью SaaS
• Преимущества для разработчиков и заказчиков, вытекающие из модели SaaS
• Обзор иных видов договоров в информационном праве
• Договоры на сопровождение программ для ЭВМ, автоматизированных и информационных систем
• Договоры о предоставлении услуг облачного сервиса
• Интеллектуальная собственность.Договор об отчуждении исключительных прав: лицензионный и сублицензионных договоры, договор авторского заказа и договор на создание произведения, договоры на создание программ для ЭВМ, договоры на разработку и обслуживание WEB -сайтов
• Особенности защиты нарушенных прав, вытекающих из Договоров права информационных технологий и права интеллектуальной собственности
• Доменное имя (понятие, соотношение с товарным знаком). Необходимость регистрации сайта в качестве СМИ. Захват доменных имен/товарных знаков: проблемы, способы борьбы. Недобросовестная конкурентная борьба в Интернете. Распространение данных, порочащих производителя/продавца или товар в Интернет
Актуальные вопросы построения группы компаний
• Понятие и значение группы компаний
• Аффилированность
• Зачем создается группа компаний?
• Что учесть при построении группы?
• Понятие корпоративного контроля с точки зрения закона
• Использование некоммерческих компаний в холдинге
• Трастовые фонды
• Оффшорные компании
• Виды и типы международных компаний и способы их использования в холдинге
Новеллы корпоративного законодательства РФ и правоприменительной практики
• Понятие корпоративного права.
• Виды юридических лиц. Новая классификация. Особенности регистрации.
• Корпорации.
• Унитарные юридические лица.
• Последние новости регистрации.
• Бенефециары.
• Процедура и способы проверки благонадежности контрагента. Стороны правоотношений.
• Сделки с заинтересованностью – порядок совершения.
• Условия заинтересованности.
• Когда сделка является крупной. Необходимость одобрения.
• Аффилированность.
• Заинтересованность.
• Контролирующие лица.
• Документы для проверки благонадежности контрагента. Использование интернет-сервисов.
• Риски привлечения к субсидиарной ответственности.
• Должная осмотрительность при заключении договоров.
• Новеллы в проведении эмиссии акций при учреждении АО с 1 января 2020 года.
• Как зарегистрировать выпуск акций при учреждении АО.
Лучшие практики корпоративного управления
• Понятие и роль корпоративного управления. Основные теории, концепции и модели корпоративного управления. Теория фирмы и транзакционные издержки. Агентская теория. Менеджерская теория. Фидуциарные обязанности директоров и их отражение в законодательстве.
• Источники регулирования корпоративного управления. «Мягкое право» и его роль в повышении эффективности корпоративного управления. Внутренние документы корпорации: понятие и правовая природа. Кодекс Корпоративного управления РФ. Международные документы в сфере корпоративного управления. Основные направления повышения эффективности корпоративного управления.
• Ключевые факторы повышения эффективности работы общего собрания акционеров. Роль и функции совета директоров в системе корпоративного управления. Ключевые факторы повышения эффективности работы и качества решений совета директоров. Комитеты совета директоров. Основные формы и способы мотивации членов Совета директоров. Оценка деятельности совета директоров: определение критериев выбора ключевых показателей эффективности деятельности совета директоров и его членов. Вознаграждение членов совета директоров: основные модели и практика их реализации в российских компаниях. Корпоративный секретарь и его роль в системе корпоративного управления.
• Риск-менеджмент. Система внутреннего и внешнего аудита. Информационное обеспечение корпоративного управления и информационная политика корпорации. Дивидендная политика корпорации. Существенные корпоративные действия: основные правила и процедуры.
• Правовые средства повышения эффективности деятельности членов органов управления: понятие и система. Вознаграждение, бонусы и компенсации, «золотые парашюты»: проблемы правового оформления.
• Опционные программы: понятие, цели, правовое регулирование. Виды опционных программ. Варианты структурирования опционной программы в РФ.
• Конфликт интересов в корпорации: понятие, формы и особенности. Правовые средства предотвращения конфликта интересов. Способы ограничения прав членов органов управления. Подотчетность и контроль в системе корпоративного управления.
• Ответственность членов органов управления: понятие, виды, особенности. Страхование ответственности как правовое средство повышения эффективности деятельности членов органов управления.
Лидер и сотрудники
• Что нужно Лидеру для эффективного управления.
• Целеустремлённость и ориентация на результат.
• Прогнозирование и планирование.
• Контроль и самоконтроль.
• Принятие решений.
• Решение проблем.
• Делегирование.
• Коммуникация с сотрудниками.
• Развитие потенциала сотрудников.
Лидер и команда
• В чём смысл Лидерства.
• Путь Лидера.
• Как развивать Лидерские качества.
• Власть и влияние Лидера.
• Личная эффективность Лидера.
• Как не свернуть с пути.
• Лидер и команда.
• Системный взгляд на команду.
• Стили управления командами.
• Повышение эффективности работы команд.
• Мотивация сотрудников и команд.
Бизнес-система
• Управление вниманием.
• Управление интеллектуальным капиталом.
• Баланс ресурса.
• Стратегия.
• Современный дизайн компаний.
• VUCA мир и требования к компаниям.
• Системы и структуры.
• Ресурсно-целевое моделирование.
• Менеджмент.
• Разумный менеджмент в цифровом мире.
• Неопределенность и ее влияние на управление.
Конструирование систем
• Инструменты управления сложностью.
• 3 полезных инструмента анализа.
• Метод научного поиска решения проблем.
• Матрица инструментов для конструирования систем управления.
• Разработка ценностного предложения.
• Цифровая трансформация бизнеса.
• Команда цифровой трансформации.
• Шкала цифровой зрелости.
• Компетенции топ-менеджеров.
• Технологии цифровой трансформации.
Система маркетинга и поиск возможностей
• Функции маркетинга. Эволюция маркетинговой мысли. Формирование ценности.
• Современный маркетинг: стратегия, тактика, тренды.
• Управление маркетингом.
• Работа с маркетинговой информацией. Расчет емкости рынка.
• Индекс концентрации. Экспертные методы. Малобюджетные способы анализа рынка.
• Маркетинговые исследования. Цели задачи. Специфика реализации.
• WEB-аналитика. Сквозная аналитика.
• Сценарий маркетингового исследования. Построение CJM.
• Алгоритм разработки нового продукта. Генерация идей. Дизайн-мышление.
• Стратегия голубого океана. Инновация ценности. Инновационные бизнес-модели.
Создание и продвижение ценности
• Позиционирование. Точки дифференциации. Ниши позиционирования.
• Позиционирование: алгоритм формирования и построение карты.
• Брендинг: алгоритм разработки и айдентика.
• Нейминг. Разработка названия. Регистрация товарных знаков в РФ.
• Бренд-дизайн. Упаковка – стратегия дифференциации бренда. KPIs бренда.
• Стратегия бренда. Рост значения СТМ (private label). Оптимизация портфеля брендов.
• Способы установления цены. Психология цены. Динамическое ценообразование.
• Стратегия и тактика в коммуникациях. Алгоритм разработки креативной и медийной стратегии.
• Комплексный интернет-маркетинг. Инструменты интернет-маркетинга.
Стратегия управления человеческими ресурсами
• Человеческий капитал компании. Аудит функции HR.
• Стратегия HR.
• HR аналитика.
• Управление затратами на персонал: формирование бюджета.
• Управление затратами на персонал: методы оптимизации затрат.
• Корпоративная культура компании.
• Управление организационными изменениями: разработка / подготовка к внедрению.
• Управление организационными изменениями: работа с сопротивлением / поддержание изменений.
• Маркетинг персонала. Ценностное предложение работодателя.
• Продвижение HR бренда при работе с разными поколениями сотрудников.
Ключевые технологии в области управления человеческими ресурсами
• Модель компетенций.
• Оценка персонала.
• Подбор персонала.
• Адаптация персонала. Наставничество.
• Обучение и развитие персонала.
• Теории мотивации.
• Система материальной мотивации.
• Фиксированная часть оплаты труда. Грейдирование.
• Переменная часть оплаты труда. Управление по целям.
• Внутренние исследования состояния человеческого ресурса.
Построение системы финансового управления. Анализ инвестиционных проектов и риск-менеджмент
• Практическое применение существующих систем отчетности для задач управления компанией.
• Фундаментальный анализ компании. Дашборд оперативного анализа компании.
• Ключевые методы диагностики финансового состояния бизнеса: исторический, вертикальный, план-факт.
• Повышение эффективности через выявление иммобилизованных активов. Оборачиваемость активов.
• Методика принятия управленческих решений на основе анализа показателей модели денежного цикла.
• Анализ эффективности деятельности на основе отчета о финансовых результатах.
• Методика комплексного анализа факторов, виляющих на эффективность операционной деятельности.
• Ключевые факторы успеха при анализе внутренних и внешних инвестиционных проектов.
• Риск-менеджмент, как основа системы управления бизнесом. Создание матрицы рисков. Методы управления рисками.
• Анализ чувствительности инвестиционных проектов на основе риск-менеджмента и разработка сценариев реализации проектов.
Финансовые инструменты повышения эффективности
• Бюджетирование как эффективная технология управления компанией.
• Юнит-экономика как основа финансового моделирования.
• Определение зоны прибыли при масштабировании бизнеса.
• Выявление инфраструктурных ограничений бизнес-модели развития.
• Прогнозирование эффективности деятельности бизнеса н основе бюджета доходов и расходов.
• Формирование плана сбалансированного развития бизнеса на основе бюджета движения денежных средств.
• Формирование инвестиционной политики на основе показателей CFS.
• Прогнозирование потребности в ресурсах и возможных источниках финансирования бизнеса на основе прогнозного баланса.
• Внутренняя оценка бизнеса на основе трех ключевых методик. Применение терминальная стоимости для повышения стоимости бизнеса.
• Оценка бизнеса на основе экономической добавленной стоимости.
Гибкое управление проектами в бизнесе
• Место гибких проектных подходов в бизнесе. Product Development, Сustomer Development и Lean Startup.
• Бизнес-модель проекта и бизнеса.
• MVP. Минимально работающий продукт для поиска решения.
• Разворот (вираж): когда и как следует менять решение или стратегию.
• Agile в проектном управлении. Популярность разных Agile подходов.
• Scrum. Понятие Спринта. Роли в Scrum.
• Участники команды. Функции и требуемые навыки.
• Документы в проекте: Продакт бэклог. Бэклог спринта. Burndown chart.
• Процессы: Планирование, обзор и ретроспектива Спринта. Скрам-митинг.
• Внедрение Scrum. Проблемы и решения.
Классический или “плановый” подход к проектам
• 5-фазный жизненный цикл проекта. Участники и их роли по PMBoK.
• Эффективный запуск проекта. Требования стейкхолдеров и Устав.
• Содержание проекта. Иерархическая структура работ (ИСР).
• Расчет длительности задач и расписания проекта.
• Расчет стоимости работ и бюджета проекта.
• Определение рисков и их снижение.
• Руководство исполнением проекта.
• Контроль сроков, бюджета и содержания проекта.
• Система управления изменениями.
• Отчетность по проекту. Закрытие и выученные уроки проекта.