Роберт Майер

Web Design Lead в компании Wrike, дизайнер и фрилансер со стажем. В числе клиентов и партнёров — Adobe, Invision, Skoda, Electrolux, Webflow, «Музторг».

Люди склонны романтизировать образ фрилансера, представляя себе полную свободу от корпоративных условностей, постоянные путешествия и самореализацию. Действительно, у такой занятости есть множество преимуществ, но есть также недостатки и сложности.

Стать фрилансером со стабильным заработком не так просто, как кажется на первый взгляд. Не существует универсального подхода, есть масса подводных камней и неочевидных проблем.

За три года работы на себя я сделал некоторые важные выводы, которые оказали непосредственное влияние на мой доход и поиск клиентов. Хочу поделиться ими в этой статье. Надеюсь, они помогут вам быстрее освоиться, выйти на постоянный доход и стабильно развиваться. Неважно, чем именно вы занимаетесь, эти рекомендации универсальны и не зависят от специализации.

1. Учите английский

icons8.com

Первое и самое важное — учите английский. Все актуальные статьи и материалы появляются именно на английском языке, и далеко не всегда их переводят. Самые интересные глобальные проекты создаются в англоязычной сфере. Скорее всего, ваши кумиры также говорят именно на английском языке. Чтобы стать полноценным участником этой среды, знание английского — обязательный пункт.

Кроме того, свободное владение английским позволит вам сотрудничать с зарубежными клиентами, публиковать статьи в международных журналах, развиваться на специализированных фриланс-площадках и нишевых ресурсах.

2. Определите свою нишу

Любой специалист будет куда более востребованным, если сфокусируется на конкретных направлениях, вместо того чтобы пытаться делать всё. Если вам нужен интернет-магазин, вы с большей вероятностью обратитесь к разработчику, который специализируется на e-commerce, а не к тому, который делает «любые сайты». Никто не может быть экспертом одновременно во всём. Чтобы создать что-то выдающееся, нужна узкая специализация и глубокая экспертиза.

Определение вашей ниши также поможет понять, на чём вам делать акцент в презентации своих услуг и каков портрет вашего клиента.

Сосредоточьтесь на том, что у вас хорошо получается и чем вы действительно хотите заниматься. Остальное неважно.

В определённый момент я понял, что мне интереснее всего работать либо с продуктами, либо с комплексными приложениями. Промо и «фестивальные» сайты — это не моё. Несмотря на то, что поначалу было жаль отказываться и фактически терять деньги, в перспективе именно эта специализация позволила мне привлечь внимание таких компаний как Adobe и InVision.

Принимая все входящие проекты, мы рискуем пропустить самые важные, которые действительно способны поднять наш уровень экспертизы и дохода.

3. Организуйте рабочее место

icons8.com

Хорошо организованное рабочее пространство имеет огромное значение. Дома бывает нелегко перейти из режима отдыха в рабочий режим и наоборот, эта граница начинает стираться. Да, порой бывает здорово никуда не ездить и поработать в уютной домашней обстановке (эту статью я как раз пишу дома), но поддерживать стабильную производительность в течение месяцев или лет будет практически невозможно.

Подумайте об аренде офиса или рабочего места в коворкинге. Да, это лишние расходы, но если вы настроены серьёзно, они точно окупятся. Кроме того, в коворкинге вы сможете познакомиться с другими специалистами, что позволит избежать чувства изоляции и одиночества, которое возникает при продолжительной работе дома.

4. Работайте над своей репутацией

Всё больше и больше специалистов становятся частью рынка, начинают конкурировать за проекты и рабочие места. Согласно Nielsen Norman Group, количество UX-дизайнеров на рынке каждый год увеличивается более чем на миллион человек. Работая в интернете, вы конкурируете со всеми этими людьми. Ваша репутация поможет выделиться и сформировать свои конкурентные преимущества.

Личный бренд — это то, на что действительно стоит обратить внимание. По данной теме существует огромное количество статей и книг. Например, отличный чек-лист, который поможет работать с собственным брендом, можно найти в книге Игоря Манна «Номер 1. Как стать лучшим в том, что ты делаешь».

5. Наведите порядок в финансах

icons8.com

Доход на фрилансе нестабилен: бывает, что всё идёт замечательно, но случается и затишье. Если вы правильно распоряжаетесь деньгами и планируете бюджет, вам не придётся переживать по поводу возможного «низкого сезона».

Многие фрилансеры не копят деньги и не инвестируют, надеясь исключительно на будущую прибыль. Это огромная ошибка. Независимо от величины дохода, вам нужно считать деньги и планировать свой бюджет. Пройдите базовый онлайн-курс по личным финансам, этого будет достаточно, чтобы получить общее представление о том, как правильно распоряжаться деньгами.

6. Создайте сеть контактов

Да, знакомиться с новыми людьми бывает трудно, но это критически важно для вашей карьеры и бизнеса. Широкая сеть контактов является ключом к стабильному потоку клиентов. Мы все склонны покупать у того, кому доверяем.

Кроме того:

  • Нетворкинг — это способ укрепить свою репутацию в профессиональном сообществе, причём не только по специализации, но и в интересующей вас индустрии.
  • Благодаря личным связям вы можете узнавать о проектах и новых решениях раньше, чем они станут известны широкой публике.
  • Вы можете поделиться своим опытом и знаниями с другими людьми.

На эту тему есть отличная книга Кейта Феррацци «Никогда не ешьте в одиночку». Кроме того, советую вам участвовать в профессиональных встречах и конференциях в вашем городе. Они не проводятся? Попробуйте организовать встречи сами. Существует большое количество активных интернет-сообществ, где вы можете найти единомышленников: Nomad List, Meetup, Indie Hackers.

7. Не перенапрягайтесь

Если к вам обратился клиент с потенциальным заказом, это вовсе не означает, что вы обязаны взяться за его выполнение. Выбирайте те проекты, в которых действительно заинтересованы, и не заваливайте себя работой. Если вы будете работать одновременно над несколькими проектами, высок риск выполнить работу не так хорошо, как вы могли бы. А это может стать серьёзным препятствием в вашем росте и создании сильного портфолио.

Проекты чаще всего длятся дольше, чем запланировано, поэтому всегда резервируйте время для срочных правок, дополнительной работы и подготовки кейса в портфолио. Считайте это частью проекта и закладывайте такие временные затраты в свой рабочий план. Он ведь у вас есть, правда?

Не забывайте отдыхать. Фрилансеры особенно нуждаются в качественном отпуске. Главное — предупредить клиентов заранее.

Между усердием и работой на износ очень тонкая грань. Будьте внимательны к себе.

8. Найдите партнёров

icons8.com

Работа на фрилансе вовсе не означает, что вы должны всё делать в одиночку. Делегируйте и отдавайте на аутсорс непрофильные задачи: имейл-рассылки, переводы статей или разработку личного сайта.

Подумайте о взаимовыгодном партнёрстве со специалистами из других сфер деятельности. Вы можете делать то, что у вас получается лучше всего, отдавая остальное на аутсорс. Например, если вы дизайнер и работаете с интерфейсами, хорошей идеей будет передавать иллюстрации или брендинг другим. Подобное сотрудничество наверняка не будет гладким, но окажется выгодным в долгосрочной перспективе.

9. Поддерживайте портфолио в актуальном состоянии

Все знают, как сложно заставить себя обновлять портфолио, особенно когда в работе куча клиентских задач. Но нельзя не учитывать, насколько это важно для вашего бренда и бизнеса. Ваши идеальные клиенты могут не написать вам только потому, что у них не было возможности увидеть ваши лучшие свежие работы! После каждого проекта выделяйте время на подготовку презентации и промо.

Ещё один очень важный совет: удалите из портфолио все проекты, которые не похожи на то, чем вы хотите заниматься, и не отражают ваших сильных качеств. Например, вы позиционируете себя в качестве дизайнера продукта, но в вашем портфолио есть плакаты среднего качества. Это может смутить вашего клиента или, наоборот, вам закажут дизайн таких же плакатов.

Вы никогда не узнаете, сколько предложений упустили из-за вашего устаревшего или небрежно составленного портфолио.

10. Работайте эффективнее

icons8.com

Мало кто из дизайнеров считает важным структурировать рабочий процесс. Мы же креативщики, не так ли? Но построить успешный фриланс-бизнес, не обращая внимания на собственные рабочие процессы и документы, почти невозможно.

Ваша способность выполнять задачи быстро и качественно напрямую связана с доходом.

Если клиент не удовлетворён конечным результатом, ему всё равно, сколько времени вы работали над дизайном или сколько вариантов выбросили в корзину. А если вы решите его проблему быстро и эффективно, он обязательно это оценит.

В работе дизайнера есть большое количество операций, которые можно автоматизировать или выполнять по шаблону. Возьмём, к примеру, работу дизайнера пользовательского интерфейса: вы можете использовать UI-киты, инструменты быстрого прототипирования и собственные компоненты. Нет необходимости каждый раз создавать пустые арт-борды, тратя впустую своё время и деньги клиента.

Оптимизировав работу, вы сможете за то же время выполнять больший объём задач. Это приведёт к увеличению дохода даже без изменения почасовой ставки. Или вы сможете, наконец, посвятить больше времени себе и своему портфолио.

11. Развивайте универсальные навыки (soft skills)

Последний, но критически важный совет: самое лучшее, что вы можете сделать для себя и своего бизнеса, — это быть приятным в общении человеком. Многие хорошие специалисты оказываются зазнавшимися снобами, с которыми сложно иметь дело. Зачастую именно ваши личные качества имеют определяющее значение в выборе.


Надеюсь, это небольшое руководство было полезным для вас, и вы нашли в нём актуальные советы. Многие из них довольно очевидны, но вряд ли есть какой-то секрет успеха, кроме усердной работы.

Лайфхакер может получать комиссию от покупки товаров, представленных в публикации.