Бизнес с форой:
как открыть свой продовольственный магазин по франшизе

Вместе с «Пятёрочкой» рассказываем, как стать предпринимателем без многолетнего опыта и с первой попытки открыть прибыльное дело.
Кто такие <br>франчайзи

Кто такие
франчайзи

Всё максимально просто: франчайзи — это покупатели франшизы. Эти предприниматели приобретают право на работу под товарным знаком уже существующего бренда. То есть ведут своё дело по бизнес-модели и под именем другой компании.

В России франчайзинг появился ещё в 1990-х. Тогда таким образом открывались в основном новые филиалы иностранных компаний.

Сейчас бизнесмены больше сотрудничают с российскими брендами — на их долю приходится 87,5% рынка франшиз. Почти половина предприятий открывается в сфере услуг для бизнеса и населения, а четверть — в общепите. В топ-5 индустрий входят также непродуктовый и продуктовый ретейл, а ещё производство. В основном франшизы развивают региональные компании, но популярны они и в Москве, и в Санкт-Петербурге.

Узнать больше о франшизе

Олег Тендит. С начала 2021 года открыл два магазина «Пятёрочка» по франшизе. До её покупки занимался розничной реализацией продуктов.

Олег Тендит
Олег Тендит

Если бренд известный, то как минимум не придётся вкладываться в продвижение. По сути, при покупке франшизы вам дают готовый бизнес, где не нужно ничего придумывать. К тому же «Пятёрочка» — один из самых посещаемых магазинов среди населения.

Дмитрий Кравченко. Открыл 26 франчайзинговых магазинов бренда. Ранее занимался девелопментом и рекламой.

Дмитрий Кравченко
Дмитрий Кравченко

У меня был выбор: открыть собственный магазин или работать по франшизе. Подумав, понял, что со вторым вариантом больше возможностей, поэтому решил работать с «Пятёрочкой» и ни разу об этом не пожалел. На данный момент мы с командой сотрудничаем с брендом уже три года. Бизнес развивается хорошо, и мы видим в «Пятёрочке» надёжного партнёра, который приходит на помощь в любой ситуации.

Инвестиции в продуктовый бизнес — одна из наименее рискованных стратегий для работы по франшизе. Эта отрасль стабильно развивается при любых экономических условиях, потому что продукты — базовая потребность, от которой люди не будут отказываться. Так, опрос холдинга Romir, проведённый в марте 2022 года, показал, что 47% потребителей в случае трудностей ограничат себя в отдыхе и развлечениях, а 45% пересмотрят бюджет в пользу покупки еды и других товаров повседневной необходимости.

Какие преимущества у&nbsp;бизнеса по&nbsp;франшизе

Какие преимущества у бизнеса по франшизе

Если вы пока не очень опытны в предпринимательстве или просто ищете стабильную нишу с прикрытым «тылом», работа по франшизе избавит вас от многих проблем и болей. Поиск поставщиков и логистических партнёров, долгосрочное прогнозирование, маркетинговая стратегия — головной бренд уже продумал всё это за вас.

При этом предпринимательская свобода при ведении бизнеса по франшизе всё равно присутствует: вы будете принимать решения и управлять своим делом. «Манёвренность» здесь ниже, чем в собственном бизнесе, зато рынок франшиз более предсказуемый. Головной бренд заинтересован, чтобы дела у партнёров шли успешно, потому подскажет, как избежать типичных ошибок.

Главное — выбрать надёжного франчайзера с хорошей репутацией. На сайте Роспатента можно проверить у компании количество франчайзи и наличие зарегистрированного товарного знака. А ещё нелишним будет попросить контакты других партнёров бренда и расспросить их, какую поддержку оказывает головной офис и как быстро окупается бизнес.

Торговая сеть «Пятёрочка» — один из лидеров рынка франчайзинга в России в сфере продовольственных товаров. На сегодня в стране действует более 220 магазинов сети суммарной площадью свыше 100 000 м². Строя бизнес вместе с «Пятёрочкой», вы становитесь частью большого сообщества предпринимателей. Вам нужно будет поддерживать качество обслуживания и активно участвовать в жизни бренда. Взамен вы получаете постоянное содействие и бизнес, который приносит доход уже с первых месяцев.


Сеть регулярно оказывается в топе-3 любимых продуктовых магазинов у россиян. А в 2020 году «Пятёрочка» стала самым узнаваемым ретейлером: 95% респондентов опроса исследовательского холдинга Romir ответили, что знакомы с брендом. Такое положение на рынке позволит не тратить кучу денег на рекламу и не зарабатывать имидж с нуля.


Партнёры компании «Пятёрочка», которая входит в X5 Group, могут вести дело под известным торговым именем. Но это не только вопрос репутации: бренд предоставляет консалтинговую и IT-поддержку, технологию ведения розничного бизнеса под ключ, налаженные поставки товаров и рекламные кампании.


При этом франчайзи «Пятёрочки» не покупают товары, а берут на реализацию, за которую после получают агентское вознаграждение. Здесь всё прозрачно — в среднем получается 20% от месячной выручки магазина. Такая схема называется обратным франчайзингом и на российском продуктовом рынке пока эксклюзивна. Предлагать изменения в ассортименте вы всё равно можете — ретейлер проанализирует, будет ли новый товар востребован, при необходимости добавит его и определит цену. Также «Пятёрочка» сделает прогноз товарооборота и доходности, договорится о поставках продуктов и, если нужно, подскажет, где открыть магазин.

Олег Тендит
Олег Тендит

В России не так много продуктовых франшиз. В основном это маленькие магазинчики. Это здорово, но не тот уровень, который есть у «Пятёрочки». Поэтому я решил обратиться к ним. Помню, попал на выставку франшизы, увидел, что «Пятёрочка» предлагает такой формат. Пообщался с представителями, мне понравилось, и с тех пор начался мой профессиональный путь с брендом.


До работы с «Пятёрочкой» я ничего не знал про обратный франчайзинг и у меня не было опыта построения бизнеса в продовольственном ретейле. Я занимался поставками продуктов. Представители бренда подробно рассказали мне, как работает обратная франшиза и в чём её выгода для меня. Это, конечно, преимущество бренда: я не встречал на российском рынке других программ, в которых головная организация поставляет товары сама, а доход я получаю в форме агентского вознаграждения.


Кроме того, для меня важны партнёрские взаимоотношения. С этим у бренда тоже полный порядок. Сотрудничество с крупной компанией, которая в трудные времена всегда помогает и идёт навстречу, даёт ощущение стабильности. На сегодняшний день у меня уже два магазина, и я планирую открыть ещё.

Дмитрий Кравченко
Дмитрий Кравченко

До покупки франшизы я с партнёрами занимался девелопментом: мы строили, продавали и сдавали в аренду коммерческие помещения крупным ретейлерам, в том числе «Пятёрочке». Опыта работы в ретейле у нас не было. Со временем зданий стало много — и мы задумались о собственном бизнесе. Но мы понимали, что на создание и раскрутку собственной торговой сети уйдёт много времени и денег.


Тогда мы решили окунуться в мир франчайзинга. Благодаря работе с разными крупными ретейлерами мы могли оценить их подходы к сотрудничеству и бизнесу в целом. У «Пятёрочки» самый лучший сервис, порядок в магазинах и, на мой взгляд, самый качественный подход к работе с персоналом. Ещё одно неоспоримое преимущество — обратная франчайзинговая модель, при которой все основные операционные задачи по поставке товара в магазин берёт на себя головной бренд. Также подкупило, что «Пятёрочка» — крупнейшая и, пожалуй, самая известная в России сеть магазинов у дома с огромной лояльной базой покупателей. Поэтому при правильном выборе локации будущего магазина за посещаемость можно было не переживать.

Как стать франчайзи «Пятёрочки»

Технические требования к помещению
  • Площадь для открытия магазина — не менее 350 м².
  • Ко входу предполагаемого магазина должен быть оборудован удобный подъезд.
  • В помещении должны быть предусмотрены достаточные электрические мощности (от 50 кВт) и соблюдены требования пожарной безопасности.
  • Точка разгрузки должна подходить для работы с палетами.
  • Помещение должно находиться в регионе, где уже есть магазины сети X5 Group, а также в радиусе до 600 км от распределительных центров.
Олег Тендит
Олег Тендит

Первую локацию я нашёл за месяц ещё на этапе её строительства. В случае со второй локацией месяца три-четыре я ждал, когда подвернётся хороший объект. На ремонт первого магазина ушло 2,5 месяца, второго — намного меньше. «Пятёрочка» даёт подробное техническое задание по обустройству помещения. Два раза в неделю приезжает менеджер и проверяет, как идёт ремонт.

Дмитрий Кравченко
Дмитрий Кравченко

После открытия 26 точек мы выстроили процессы так, что сейчас команда завершает ремонтно-отделочные работы за 25–30 дней. В будущем планируем побить собственный рекорд и делать ремонт за 18–20 дней. Поиск локаций у нас сегодня ведут отдельные специалисты, так что этот этап практически не замедляет процесс — локации у нас есть всегда. Время занимают оснащение помещения торговым оборудованием и набор персонала. К слову, по запросу «Пятёрочка» предоставляет оборудование для магазинов в лизинг.


Следующий и самый важный этап — прохождение проверочной комиссии «Пятёрочки» на готовность будущей торговой точки к работе. Если головной офис даёт зелёный свет, то ещё неделя уйдёт на доставку товара и его выкладку на полки.

Открыть магазин
Документы
  • Свидетельство индивидуального предпринимателя или общества с ограниченной ответственностью.
  • Подтверждение «чистой» кредитной истории.
Олег Тендит
Олег Тендит

Подготовка пакета документов, включающего в себя основной договор, агентский договор с «Пятёрочкой» и их регистрацию, заняла около двух месяцев. С этим помогает юридическая служба головной организации. По факту они сами подготовили все документы и договоры — от аренды до поставок.


Все процессы, связанные с документами и ремонтом, идут параллельно. Главное — решить вопросы с собственником помещения, чтобы он не передумал. После урегулирования вопроса аренды можно спокойно переходить к заключению договоров с «Пятёрочкой» и началу ремонтных работ.

Дмитрий Кравченко
Дмитрий Кравченко

На сбор документов у нас в среднем уходит 2–3 недели. Самый важный этап — получение согласования от инвестиционного комитета бренда. Все остальные этапы обычно проходят быстрее: урегулирование условий и заключение договора аренды помещения с собственником, изучение и подписание основного франчайзингового договора, подача документов на алкогольную лицензию и заключение договора на вывоз мусора и отходов.

Открыть магазин
Вложения
  • Паушальный взнос — он же покупка франшизы.
  • Поставка и устройство оборудования, в том числе — торговой и холодильной техники.
  • Ремонт помещения по стандарту «Пятёрочки». Франчайзер предоставит подробное ТЗ на ремонтно-строительные работы и поможет заключить договоры с поставщиками торгового и складского оборудования.
  • Арендная плата и другие ежемесячные расходы на содержание помещения.
Олег Тендит
Олег Тендит

По моим расчётам, предполагаемая окупаемость магазина составляла три года, но на деле получилось быстрее. Первый магазин окупится за два года — по текущему прогнозу, до окупаемости осталось всего 4 месяца. Второй — ещё быстрее.

Дмитрий Кравченко
Дмитрий Кравченко

Модель обратного франчайзинга предполагает большую вовлечённость со стороны головного бренда во все ключевые бизнес-процессы. К тому же «Пятёрочка» предоставляет франчайзи, открывающим больше одной торговой точки, хорошие преференции. К примеру, как владельцы 26 франчайзинговых магазинов, мы сейчас платим минимальный паушальный взнос за каждую новую торговую точку. Это даёт нам возможность более эффективно реинвестировать деньги в бизнес, в реконструкцию и открытие новых магазинов.


«Пятёрочка» поддерживает франчайзи в решении ежедневных проблем. К примеру, в одном из городов мы не могли набрать нужное количество персонала — и в этом вопросе «Пятёрочка» подключилась и помогла отыскать сотрудников.


Окупаемость на наших проектах в среднем составляет от двух лет. Это хороший темп — в России эффективным считается бизнес, окупившийся за 4–5 лет. Скорость окупаемости зависит от множества факторов, например от правильно выбранной локации, в равной степени удобной для покупателя и удалённой от прямых конкурентов, от наличия профессиональной команды. В этом случае окупиться можно и за два года.

Важно понимать, что, какой бы ни была поддержка от головной компании, многое зависит от самого инвестора. Спустя рукава работать не получится. Нужны результаты, эффективность. Необходимо усердно трудиться, учиться и ежедневно постигать тонкости сферы продовольственного ретейла.

Открыть магазин