Как Ozon исполняет мечты
Комикс про Колю, рыжего пёселя и большую команду помощников.


Это Коля из Челябинска, и у него есть пушистый друг Персик.
Пока хозяин на работе, щенок развлекает себя тапками, ковром и вообще всем, на что упадёт глаз. Недавно Коля решил наконец порадовать питомца игрушкой — резиновой косточкой. Нашёл такую на Ozon и оформил заказ. Парню повезло: косточка лежит на складе в Екатеринбурге, а значит, приедет в ПВЗ уже завтра-послезавтра! Но до этого заказу предстоит долгий путь.
У Ozon есть три формата логистики:
- realFBS — продавец берёт на себя и хранение, и доставку;
- FBS — хранение за продавцом, доставка за Ozon;
- FBO — всё делает Ozon: хранит товар на складе, собирает заказы и доставляет их в ПВЗ либо сразу покупателю.
Продавец косточек работает по схеме FBO.

Пункт назначения — склад

*Перевод с собачьего: «Ты много работаешь, а я тут один. Я просто хочу играть»
Путь резиновой косточки начался чуть раньше, когда продавец заключил договор с Ozon и отправил на склад свои товары. Вместе с косточкой приехали мячики, игрушки для перетягивания, лежанки и другие классные штуки для собак.
Вещи продавца встретили операторы склада. Они проверили каждый товар, просканировали оригинальные штрихкоды и наклеили Scan It — специальные штрихкоды, которые помогают добавить товары в базу данных для быстрого поиска. После косточка вместе со своими соседями отправилась на распределение по ячейкам.
При сортировке важна осторожность. Поэтому сотрудники складов Ozon во время смен даже снимают украшения — вдруг кольцо поцарапает упаковку.
У ячеек на складе тоже есть штрихкоды. После получения заказа оператор сразу поймёт, куда бежать! А ещё множество разных кодов помогает не запутаться: вероятность, что Коля получит вместо косточки мячик или какой-нибудь крем для бритья, стремится к нулю.
Идентификация косточки

Когда Коля оформил заказ в приложении Ozon, сотрудники склада получили уведомление и отправились на поиски той самой косточки. Это несложно — все товары и их «домики» указаны в базе. Нужно лишь найти правильный номер, добраться до него, отсканировать штрихкоды, сверить данные. И готово!
Знакомство с «попутчиками»

*Перевод с собачьего: «Где моя косточка?»
**Перевод с собачьего: «Ладно, тогда гладь пузико!»
*Перевод с собачьего: «Где моя косточка?»
**Перевод с собачьего: «Ладно, тогда гладь пузико!»
После идентификации косточка попала в ящик к другим заказам — все они едут в один город. Ждать долго заказ не будет: у Ozon многоуровневая сортировка — после распределения по городам, идёт деление на районы. Благодаря этому доставка проходит быстрее, ведь водителям грузовиков не нужно долго петлять по городу.
На каждом этапе сортировки товары повторно сканируют — это помогает сотрудникам ничего не перепутать.
Товары отсортированы и уезжают... нет, ещё не в ПВЗ, а в зону отгрузки. Там их ждёт встреча с курьерами.
Оформить заказ на OzonПо машинам!

К складу приехали курьеры: кто-то на небольших машинах, а кто-то на крупных грузовиках. Косточка попадёт в один из последних, потому что едет в другой регион.
Товаров в грузовике будет очень много. Чтобы маленькая косточка никуда не завалилась и не поцарапалась в дороге, её спрятали в специальный товарный ящик. В нём она будет лежать с другими небольшими заказами.

Перевалочный пункт

*Перевод с собачьего: «Ура, игрушка! Пошли отметим это дело печенькой?!»
Следующая точка на пути косточки — сортировочный центр. Он нужен для распределения товаров по конкретным ПВЗ и приёма возвратов. Тут косточку снова осмотрят, просканируют её штрихкод и сложат в новую ёмкость для перевозки. Встреча с Персиком уже близко!
Дорога до ПВЗ

Косточка едет в ПВЗ. Там её из рук курьера принимает сотрудник пункта. Дальше — снова сортировка: штрихкод на косточке и других прибывших товарах сканируют, а затем кладут на нужную полку стеллажа. Это ускоряет процессы: когда клиент придёт, сотрудник ПВЗ быстро поймёт, где искать его заказ.
Кстати, у Ozon есть не только ПВЗ, но и курьерская доставка до дома.
В это время Коля получил уведомление от приложения Ozon. Пора забирать посылку.

Встреча с покупателем

*Перевод с собачьего: «Коля, ты лучший! Но тапки я всё равно догрызу»
Коля добрался до ПВЗ. Ну как добрался — он был буквально в соседнем доме! Показал штрихкод, а сотрудник его отсканировал, посмотрел, где лежит заказ, по базе в компьютере и быстро нашёл косточку на стеллаже. Дело за малым: проверить, что товар правильный и с ним всё в порядке.
Пёс на седьмом небе от счастья, забывает о Коле и скорее бежит грызть игрушку. Конец!
Это лишь один пример исполнения маленькой мечты. В Ozon каждый день помогают воплотить в жизнь миллионы таких, ведь на маркетплейсе множество товаров из разных категорий — от гаджетов до экзотических снеков.
Чтобы всё успевать, компания регулярно расширяет свою логистическую инфраструктуру. Сегодня на территории России и стран СНГ у Ozon есть 46 фулфилмент-центров, более 150 сортировочных центров и более 50 тысяч пунктов выдачи заказов. Все вместе они занимают более 3 миллионов квадратных метров!
