
Как продавать
модуОпыт джинсового бренда, покорившего Ozon, и советы для новичков


На маркетплейсах покупают масс-маркет и премиум-товары, авторские изделия и даже свадебные платья и шубы. Узнали, как выбрать нишу для бизнеса и не набить шишек в онлайн-продажах.


«Джинсы нельзя просто сшить — их нужно ещё и сварить»

До того как создать бренд, я работала продукт-менеджером на джинсовой швейной фабрике. Моя мама там же трудилась химиком-технологом. Она знала всё о варке джинсов, а я умела находить клиентов, общаться с ними, контролировать сроки и качество пошива. Когда фабрика пришла в упадок, заказчики продолжили мне писать, потому что им где-то нужно было шить одежду. Поначалу я продолжила курировать их, сотрудничая с другими фабриками, а после решила создать свой бренд. Мы с мамой взяли кредит, купили оборудование, и я пригласила коллег со швейной фабрики.
В России мало брендов джинсов, которые имеют собственное производство и варку. Ведь их недостаточно сшить. Изначально ткань очень жёсткая, и изделие стоит колом. После пошива его необходимо несколько раз постирать в специальной машинке — сварить, чтобы размягчить ткань. И тут сразу появляются нюансы, как сделать так, чтобы ткань и особенно фурнитура не пострадали.
И конечно, важны правильные лекала: вещь должна садиться идеально и подходить по росту, не маломерить. После пошива необходимо проверить 3–4 образца.
У нас была история, когда мы протестировали один образец и всё было хорошо. А после варки вся партия из брюк превратилась в бриджи — ткань подскочила на 15 сантиметров.

Но самое сложное в работе с джинсами — найти хороших швей. Поначалу у нас была своя мини-лаборатория, где мы обучали специалистов с нуля. Недавно мы продали производство, потому что было тяжело заниматься и пошивом, и продажами. Решили сосредоточиться на втором, а джинсы по нашим лекалам отшиваем за границей.

На Ozon Fashion можно продавать всё что хотите: от тапочек до свадебных платьев. Есть три основных сценария:
- Выбрать нишу, в которой разбираетесь
Как и Анастасия, многие сначала работают с производством, а потом создают свой бренд. В этом случае преимуществом будет экспертиза: вы хорошо понимаете свой товар и целевую аудиторию.- Выбрать нишу, которая вам интересна
Раньше мир моды казался недосягаемым. Сейчас любой человек может создать бренд одежды и продавать её по всей стране.- Выбрать нишу, исходя из аналитики
Есть специальная аналитика «Что продавать на Ozon» — она доступна до регистрации на площадке. Там можно посмотреть данные по категориям, а также увидеть, каких товаров на площадке не хватает: они пользуются спросом на других маркетплейсах, но не представлены на Ozon.
«На маркетплейсы у нас приходится 99% оборота»


В конце 2016-го, когда я только начала своё дело, сразу подумала о продаже на маркетплейсах. Это была огромная растущая ниша, хотя десять лет назад они ещё не стали мейнстримом. Сегодня на маркетплейсы у нас приходится 99% оборота. Мы продаём в соцсетях и офлайн, но это совсем другие цифры и скорее имиджевая история.
Ozon был не первым нашим маркетплейсом, но я предпочитаю работать на разных площадках, потому что, если вдруг условия продажи поменяются, это отразится на бизнесе. С Ozon работать очень легко, не нужно проходить какое-то дополнительное обучение.
Одежду, обувь и аксессуары на Ozon покупают 35,7 миллиона человек, а продают — 274 тысяч предпринимателей и брендов. Fashion — самая быстрорастущая категория на площадке в 2024 году: за год продажи увеличились почти вдвое.Чтобы начать зарабатывать на Ozon, нужно лишь зарегистрироваться на Ozon Seller, заключить договор и выбрать форму сотрудничества. У площадки выгодные условия для продавцов направления Fashion. Сейчас Ozon предлагает один из самых низких тарифов за продажу: 11% на одежду, 8% на обувь до 31 мая. Тариф на остальные категории — 13%. С 1 июня комиссия на одежду и обувь — также 13%.Каждую поставку можно хранить на складах Ozon в течение года бесплатно. Также маркетплейс активно продвигает категорию среди клиентов: предлагает скидки за свой счёт, коллаборируется с модными брендами и привлекает фешен-амбассадоров.



Чтобы начать работать на Ozon, нужно только зарегистрировать, создать карточки товаров и назначить цены. При ценообразовании важно заложить сумму на продвижение, потому что выйти на маркетплейс не равно продавать на маркетплейсе.

Расходы на продвижение зависят от цены и категории товара, конкуренции в нише, а также ресурсов самого продавца. Оценить эффективность в динамике поможет показатель ДРР — это соотношение расходов на продвижение к доходам от него. В процентах вы можете видеть, как окупается ваша кампания. Оптимальный ДРР должен быть в пределах 10–15%, но каждый продавец определяет необходимую долю для себя, исходя из собственных возможностей и задач.
Мы стараемся пользоваться всеми возможностями, которые даёт Ozon.
Для каждого товара нужна своя стратегия, и на её разработку и тестирование мы тратим много времени.
Из всех инструментов могу однозначно отметить, что вау-эффект дают «хаммеры» — баннерная реклама больших скидок на главной странице Ozon. Мы сильно снизили цену на джинсовую юбку и с её помощью привлекли огромное количество трафика. Юбка не принесла прибыли, но люди смотрели и другие товары, на которых мы зарабатывали. Благодаря «хаммеру» трафик распылился по всему нашему бренду, и мы хорошо поднялись в выдаче.

Для продвижения важно заполнить все характеристики и атрибуты карточки, добавить фото и видео, размерную сетку. Мы дадим продавцу охват, но, если товар плохо сфотографирован или в описании не указано важное, покупатель уйдёт к конкурентам. Когда вы уверены, что использовали все бесплатные возможности, начинайте продвигать товар платно. В зависимости от задач бизнеса можно выбрать свой набор инструментов — товарное продвижение или медийную рекламу.
Понятно, что ни один продавец не обходится без трудностей и ошибок. Например, нужно очень строго проверять, как заводится карточка и маркируется товар. Если на складе выяснится, что маркировка не читается, то вещь вернут продавцу, и за это придётся заплатить. Возвраты могут сильно бить по карману, особенно если вы отправили целую паллету товара. Также опытным путём мы выяснили, что не стоит класть маленькие товары в большие пакеты, потому что будут переплаты за логистику и хранение.
Сейчас мы расширили ассортимент: шьём юбки, платья и шорты из денима. А ещё по просьбе покупателей добавили вещи, которые удобно сочетать с джинсовым низом: футболки, куртки, трикотаж. Кроме того, джинсы — это сезонный товар, в основном их покупают осенью и зимой. А летом объём заказов настолько маленький по сравнению с другими сезонами, что нам невыгодно продавать, например, белые и голубые модели. Поэтому шорты и смежная продукция помогают нам поддерживать бизнес и радовать покупателей красивой одеждой круглый год.

Я фанат маркетплейсов, уверена — за ними будущее. Люди привыкли покупать онлайн, они уже не тратят время на поездки в торговые центры. При этом Ozon — очень простая площадка, брендам-новичкам легко заходить на неё. Достаточно понять свою целевую аудиторию и разобраться в ценообразовании. И конечно, важно выбрать хороший, достойный товар — продвигать его в разы легче, чем некачественные изделия.

Перед выходом на маркетплейс нужно изучить аналитику: количество конкурентов, объём продаж или заказов в нише, средние цены. Посчитайте юнит-экономику с учётом всех расходов и продвижения на площадке. Для этого мы разработали специальный калькулятор, который помогает оценить затраты и прибыль с продажи товаров на Ozon.

Как продавать на Ozon: 6 советов для начинающих предпринимателей
- Хорошие цены не всегда низкие
Более 70% покупателей Ozon имеют доход средний и выше, поэтому главное — быть в рынке и обосновать клиенту ценность товара. Сравните ваше предложение с конкурентами, выделите свои основные преимущества и укажите их в карточке товара. - Максимально заполните карточки товара
Пусть вещь будет хорошо видна со всех сторон, а описание — исчерпывающим. Приложите размерную сетку или инструкцию, если требуется. - Используйте инструменты товарного продвижения, чтобы продукт занял лучшее место в выдаче
Например, «Трафареты» и «Вывод в топ». Такие инструменты помогут увеличить охват среди целевой аудитории. - Подбирайте свою стратегию продвижения и инструменты под каждый товар
То, что сработало в одном случае, может не сработать в другом. - Уделяйте внимание аналитике
Ozon даёт продавцам доступ к инструментам, которые помогают работать на любом этапе воронки: от поиска товара до увеличения конверсии на его покупку. - Стимулируйте покупателей писать отзывы
Товары с ними покупают в 1,7 раза чаще. Используйте инструмент «Отзывы за баллы». Покупатель получит вознаграждение в виде баллов маркетплейса, а вы — обратную связь.
Доля российских производителей одежды, обуви и аксессуаров на Ozon стремительно растёт.Сегодня две трети оборота 100 крупнейших продавцов фешен-товаров на маркетплейсе приходится на отечественных производителей. Ozon занимает второе место в России среди розничных площадок (онлайн и офлайн), продающих одежду, обувь и аксессуары, и планирует наращивать свою долю на этом рынке.



