Вдохновляющие комиксы про людей, которые получают доход на маркетплейсе
С Ozon можно прокачать заработок и карьеру разными способами — продавать товары, консультировать предпринимателей, вести пункты выдачи заказов и выводить новых продавцов на площадку. Мы поговорили с людьми, которые работают с маркетплейсом в разных ролях. Узнайте, как это происходит!
Зарабатывать с OzonВо время пандемии я скучал дома. Чтобы отвлечься, решил открыть магазин и попробовать себя в онлайн-продажах. Сначала мою идею никто не воспринял всерьёз. Но я быстро приступил к делу: предложил друзьям, которые почти 30 лет занимаются посудой, продавать их товары. Они согласились, так родился магазин SVK на Ozon.
Мне хотелось зайти на маркетплейс без промедлений, поэтому я сразу нашёл технологического партнёра: компания UPMARKET помогла разобраться со всем от регистрации до логистики. Подготовка заняла несколько месяцев. После запуска первый заказ пришёл буквально через пару дней.
Эмоции тут как на рыбалке. Подготовка к открытию — это сбор снастей, предвкушение. Когда запускаешь магазин, испытываешь азарт как при забросе удочки. Улов, то есть заказ от клиента, приносит удовлетворение и желание повторить успех.
Когда магазин стал расти, я нанял эксперта по ассортиментной матрице, специалиста по карточкам товаров, маркетолога и дизайнера. График у всех свободный, работают на фрилансе. С техпартнёрами я сотрудничаю до сих пор: они грамотно закрывают все вопросы по логистике, общению с ПВЗ и клиентами. Моя же задача — контроль финансов. Я бы и сам мог всё это сделать, но мне нравятся две вещи: рыбалка и смотреть, как процессы работают без меня.
Когда у меня была торговая точка, я платил большие деньги за аренду, ремонт, закупку, оформление витрин. В онлайн-магазине всё иначе, это про закрытие потребностей, а не впечатления.
У меня нет задачи стать самым большим продавцом посуды на Ozon, но хочется держать и повышать обороты. Для этого я обратился к озонологу — эти специалисты помогают с развитием и масштабированием бизнеса. Мы всегда на связи: еженедельно проводим летучки, чтобы проанализировать обстановку и наметить план действий.
Сейчас понимаю, что зря рассматривал идею с магазином как что-то несерьёзное. Да и знакомые, которые не верили, теперь обращаются за помощью с выходом на площадки. Рейтинги и оборот у моего магазина высокие, в планах расти дальше и даже запустить собственный бренд.
Стать продавцомЯ дипломированный философ, сначала строил академическую карьеру. Но хотелось увеличить доходы. Тогда я ушёл в маркетинг и устроился в компанию, которая только выходила на маркетплейсы. Спустя месяц на Ozon при минимальных усилиях команды оборот увеличился с одного до полутора миллионов. Тогда я понял: это то что нужно.
Когда в 2022 году сама платформа начала набирать озонологов, я решил поучаствовать. Новички могут пройти бесплатные курсы в Ozon-университете, но мне не пришлось — уже хорошо знал маркетплейс. Быстро сдал тест и приступил к работе. Формат здесь каждый выбирает сам. Некоторые коллеги оказывают разовые услуги, например добавляют карточки товаров. Я предпочитаю сотрудничать долго и заниматься комплексным продвижением магазинов. Считаю, так эффективнее. Времени уходит много: хоть и удалёнка, но загрузка не сильно отличается от офисной работы.
Озонологу важно быть всегда на связи. Однако о границах с клиентами забывать не стоит: далеко не все проблемы стоит бросаться решать ночью.
Один из моих клиентов — магазин SVK. Сергей начинал работу на маркетплейсе как хобби, а когда увидел перспективы, загорелся развитием. Мы создали оригинальный контент, поработали над SEO-оптимизацией и настроили рекламу. Продавец охотно шёл на эксперименты, и магазин начал расти: оборот с 200–300 тысяч рублей вырос до 2,5 миллиона. И кажется, это не предел.
Зарплата у озонологов разная — каждый сам оценивает свой труд. Часто коллеги работают за процент от оборота. Я на продажи не ориентируюсь: беру от 30 до 75 тысяч рублей в месяц с каждого клиента. Сейчас у меня их 10. Я считаю, что озонолог — перспективная профессия. Порог вхождения довольно низкий: за полгода любой сможет влиться, особенно если есть опыт в маркетинге или ведении соцсетей. И это хорошо: продавцов много и всем нужна помощь экспертов по продвижению.
Идея открыть ПВЗ появилась ещё в 2018 году. Увидел пункт выдачи в магазинчике канцтоваров неподалёку от дома, захотел открыть такой же. На запуск решился во время пандемии. Выбрал Ozon, потому что они предлагали лояльные и понятные условия по франшизе: карта открытия, финансовая поддержка, обучение, брендбук.
Сложностей не было, потому что я сразу собрал команду единомышленников. Эти ребята могут уболтать почти любого арендодателя и знают район как свои пять пальцев. За первые полгода работы с Ozon мы открыли пять ПВЗ и быстро отбили вложения — попали на Новый год и 8 Марта. Сейчас у меня 23 пункта, но останавливаться на этом не планирую.
Число сотрудников постоянно меняется: кто-то уходит, кто-то приходит — без текучки в этом бизнесе не обойтись. Сейчас у меня работает около 60 человек. В среднем плачу каждому за смену от двух тысяч рублей плюс премии, в зависимости от нагрузки. А она у пунктов разная: кому-то приходит 70 посылок, а кому-то — 450.
Туда, где большой поток, ставим дополнительного сотрудника или зовём на помощь управляющего. А во время крупных распродаж трудимся и выдаём товары всем коллективом.
В обычные дни я занимаюсь организационными задачами: их много, этот бизнес далеко не пассивный источник дохода. В ПВЗ периодически заглядываю: всегда радует качество сервиса и высокий уровень общения моих сотрудников с клиентами. Иногда встречаюсь и с продавцами — когда они сами привозят товары в ПВЗ, все приятные и ответственные люди.
Пока пунктов не стало 15, я параллельно работал управляющим ювелирной сетью. Сейчас необходимости в этом нет: в среднем одна точка приносит 50–100 тысяч рублей в месяц. Постепенно сами начинаем торговать на Ozon. ПВЗ используем как склад. Это удобно: клиент сделал заказ моего товара на маркетплейсе, а дальше остаётся только переложить вещь с одной полки на другую и отправить груз по системе.
Открыть ПВЗЯ руковожу технологическим направлением в фулфилмент-центре. Мы помогаем продавцам работать с маркетплейсами на всех этапах — от маркировки и отгрузки товара до продвижения. У нас два склада — в Москве и Санкт-Петербурге — и команда из 100 человек.
C Ozon стали сотрудничать в 2021 году, чтобы расширить список клиентов и увеличить доход. Для старта нужно было пройти три месяца «испытательного срока». За это время мы должны были привлечь 10 новых клиентов, а каждый из них — сделать 10 продаж.
Такой «онбординг» раньше был обязательным, чтобы стать официальным технологическим партнёром. Сейчас правила изменились: техпартнёры и продавцы сотрудничают сами по рыночным договорённостям.
В начале мы упустили из виду дедлайн в три месяца, поэтому не торопились. А потом нашли эту вводную и поняли, что, кажется, не успеваем. Тогда мы мощно ускорились. Все 10 продавцов были закрыты в последний месяц испытательного срока. Мы справились!
Одним из наших первых клиентов на Ozon стал магазин SVK — Сергей обратился в ноябре 2021 года. Запрос был простой — выйти на маркетплейсы. До этого клиент не работал в таком формате. Мы подробно разобрали все комиссии, дополнительные затраты, подобрали подходящую схему логистики, просчитали экономику магазина.
Параллельно решили обеспечить клиенту фулфилмент: магазин SVK работал со складом Ozon, но нуждался в дополнительных. Так мы закрыли две потребности — склад и всю техническую работу в личном кабинете. После совместного запуска магазин начал быстро расти и увеличивать обороты от месяца к месяцу.
Мы работаем с каждым селлером индивидуально. Ведь многое зависит от самого человека: с кем-то надо глубоко и подробно разбирать все нюансы, кто-то уже имеет знания о маркетплейсах. За всё время работы мы вывели более 600 магазинов в продажу.
Запуск магазина — хорошая возможность зарабатывать на Ozon, но не единственная. Например, озонолог — эксперт в электронной коммерции — помогает другим освоиться в личном кабинете, научиться рекламным стратегиям, аналитике и контролю финансов. Прокачавшись в этой специальности, можно перейти на следующую ступень — открыть собственную компанию и стать технологическим партнёром Ozon.
А если работа с каталогами, рекламными кабинетами и аналитикой вам не по душе, можно открыть пункт выдачи заказов. Кроме того, Ozon даёт до трёх миллионов рублей на развитие ПВЗ и необходимые материалы: плакаты, таблички, стикеры. В ПВЗ можно подключить дополнительные источники дохода: курьерскую доставку, сотрудничество с другими логистическими компаниями и обслуживание клиентов Ozon Банка.
Узнать больше