Рассказываем, чем различаются эти популярные акции и как выжать максимум выгоды из каждой.
Конец осени — любимое время всех шопоголиков мира. Впереди настоящее раздолье скидок, а ещё две глобальные распродажи: 11.11 и «чёрная пятница». Кажется, что это одно и то же? А вот и нет. Корни второй стоит искать в Америке, в то время как первая пришла к нам из Китая. Вместе с Ozon разбираемся, почему обе акции проводят в ноябре, какие товары выгоднее присмотреть на 11.11, а что лучше отложить в корзину до «чёрной пятницы».
«Чёрная пятница» родом из США. Там сезон рождественских распродаж начинается после Дня благодарения, который отмечают в четвёртый четверг ноября. Так вышло, что самые крупные скидки в магазинах можно было застать именно в финальную пятницу месяца. Традиция сбрасывать цены перед главным праздником в году — Рождеством — зародилась ещё в XIX веке.
Однако привычное название «чёрная пятница» получила позже — в 60-х годах прошлого столетия. По самой популярной версии, так её окрестили полицейские из Филадельфии. Во время распродаж город буквально погружался в непроглядные пробки. Это ещё не всё — каждую последнюю субботу ноября здесь проходил футбольный матч, ради которого в Филадельфию стекались толпы туристов. В толпы вливались и местные жители: многие брали отгулы, чтобы пройтись по магазинам. А как часто случается на массовых скоплениях, среди покупателей прятались воры. В общем, заторы, кражи в маркетах и хаос — вот что обычно ждало полицейских. Так пятница стала «чёрной».
Чтобы избавить акцию от дурной репутации, владельцы магазинов придумывали новые названия для распродажи ко Дню благодарения. Например, «большая пятница». Но такой вариант не прижился. А чтобы люди не вспоминали об ужасах Филадельфии, продавцы придумали красивую легенду. Так появился слоган «От красного к чёрному». По задумке, первый цвет означал убыль магазинов, а второй — прибыль, которую те получали после распродажи. Выходит, что «чёрная пятница» — это день, благодаря которому выигрывают все: покупатели берут со скидкой то, что они давно хотели, и при этом помогают торговцам.
В наши дни акция, как и в 60-е, тоже порой связана с неразберихой и инцидентами, как шокирующими, так и забавными. Например, достоянием общественности становятся случаи, когда покупатели дерутся за последний товар на полке или уезжают из магазинов на велосипедах, не заплатив за них. После пандемии ситуация стала спокойнее. Часть покупателей ушла в онлайн-магазины, где нет условий для столпотворения. Кроме того, некоторые иностранные сети перестают проводить распродажи только по пятницам и порой выделяют под них несколько дней, чтобы как можно больше людей успели воспользоваться скидками.
По сравнению с американской, она появилась совсем недавно — в 2013 году. Первую «чёрную пятницу» в России провели всего 80 компаний. Тогда магазины и маркетплейсы пошли на определённый риск: объединились и представили свои товары на одном сайте. Эксперимент прошёл не без шероховатостей, но его признали успешным. Акция начала приживаться.
Магазины искали свой формат распродаж. Вместо «чёрной пятницы» можно было застать «счастливую». А потом в большинстве маркетов вернулись к прежней идее, но улучшили её. Вышло так, что в последние годы российская «чёрная пятница», как и зарубежная, обычно заканчивается в воскресенье или даже понедельник.
В этой распродаже, кажется, участвуют все: магазины электроники, онлайн-школы, продавцы билетов на концерты и спортивные мероприятия, кинотеатры, стриминговые сервисы, электронные библиотеки, даже журналы. Любопытно, что эксперты спорят о том, насколько хорошо прошла «чёрная пятница» в 2021 году. Одни считают, что она откровенно подкачала. Другие — что побила все рекорды последних пяти лет. Но, как бы то ни было, распродажа не потеряла популярности.
В последнее время в России акцию и вовсе любят больше, чем на её родине. Покупатели в Штатах получали заказы со значительным опозданием и из-за этого разочаровывались в распродаже. А вот отечественные продавцы быстро решали проблемы с доставкой, наблюдая за коллегами из-за рубежа, и не расстраивали клиентов.
Акция подходит тем, кто мечтает о роботе-пылесосе или мойщике окон. Скидки на технику позволят купить необходимое и не разориться. Например, стильный увлажнитель воздуха обойдётся всего в 1 642 рубля, а ручной капучинатор — в 219 рублей.
Если давно охотились за лимитированной палеткой теней или искали любимую уходовую косметику с выгодной скидкой — ловите момент. А ещё на распродаже можно выгодно пополнить базовую косметичку: матовая красная помада будет стоить 219 рублей, а большой флакон тонального средства — 382 рубля.
В обычное время такие покупки сложно назвать бюджетными. Но благодаря «чёрной пятнице» можно порадовать себя ценным подарком или подобрать что-то близкому человеку. Если тот любит необычные вещи — возьмите, скажем, браслет с оригинальными шармами. Не хочет выделяться и предпочитает классику — минималистичное кольцо или серебряную цепочку.
Обои, кафель, кухонные гарнитуры и даже наборы посуды — всё это также не остаётся без скидок. Если вы хотели освежить интерьер или сделать ремонт — не обходите акцию стороной. На распродажах вроде «чёрной пятницы» можно найти буквально всё. С хорошей скидкой, например, можно взять стильный белый плинтус или круглую ретро-розетку.
В «чёрную пятницу» выгодно покупать бытовую технику, одежду, гаджеты и новогодние подарки для близких, а также много других товаров разных категорий. Удобнее всего делать это онлайн — ассортимент интернет-магазинов всегда шире, чем в торговых центрах, а очередей и суеты нет. Чтобы получить реальные скидки, а не их имитацию, лучше отдавать предпочтение проверенным маркетплейсам.
Например, в подборках Ozon вы встретите только честные скидки. Сервис следит, чтобы продавцы не повышали цены до распродажи. В каталоге акции собраны миллионы товаров — от нижнего белья до игровых ноутбуков. «Чёрная пятница» продлится с 25 по 30 ноября 2022 года. А владельцы подписки Ozon Premium смогут начать шопинг даже раньше — с 23 ноября.
Купить подарки со скидкамиВ 2009 году основатель китайской корпорации Alibaba Джек Ма вдохновился популярной американской распродажей и решил запустить собственную. Он посвятил её локальному событию — Дню холостяка. В Китае его отмечают 11 ноября — отсюда и название 11.11. Дата праздника выбрана не случайно: четыре единицы символизируют людей без пары. А сама распродажа была призвана ободрить покупателей-холостяков — помочь им развеяться с помощью шопинга.
Девиз у акции такой: «Даже если сейчас вы одиноки, вы как минимум можете пройтись по магазинам».
Акция в честь 11.11 так понравилась китайцам, что всего через год она обогнала по популярности «чёрную пятницу». Суммарно люди тратили сотни миллионов, а затем и миллиардов долларов на покупки. Бывало так, что чековые аппараты у продавцов не выдерживали нагрузки и ломались. Со временем многие даже забыли о Дне холостяка, в честь которого затевалась акция, и просто ждали распродаж.
В 2014-м Alibaba провела IPO, то есть вышла на международную биржу. Так удалось привлечь 20 миллиардов долларов инвестиций из-за рубежа. Деньги вложили в развитие: компания выросла, а на маркетплейс вышло ещё больше продавцов. Таким образом локальная акция 11.11 стала Всемирным днём шопинга. С каждым годом всё больше крупных компаний участвуют в распродаже и делают щедрые скидки до сих пор.
Первая распродажа китайских интернет-магазинов 11.11 за пределами их страны — и в том числе в России — прошла в 2014 году. Покупатели сразу оценили День шопинга. Только за одни сутки китайские продавцы обработали почти семь миллионов заказов, и большинство из них сделали именно клиенты из России. Курс на глобализацию был взят успешно! Позже к зарубежным маркетплейсам подтянулись и российские. Они удлинили сроки акции: порой она длится не один день, а несколько.
В России любят День шопинга до сих пор. До такой степени, что готовы тратить во время распродажи огромные деньги. В прошлом году один пользователь Ozon из Стерлитамака купил техники для дома на 1,6 миллиона рублей. А другой, из Шадринска, совершил 57 заказов.
Как говорит статистика, 11.11 идеально подходит для того, чтобы пополнить запасы товаров для дома. Главными любимцами пользователей маркетплейсов внезапно стали тонометры, тушь для ресниц, средства для педикюра, продукты, бытовая химия. Среди фаворитов притаились и заварочные чайники. А ещё День шопинга любят за то, что в это время можно выгодно приобрести одежду, книги, украшения, бытовую технику, товары для взрослых и даже запчасти для авто.
Дети быстро растут, поэтому не стоит упускать возможность обновить гардероб за разумные деньги. Например, на Ozon вы можете найти школьную форму, кроссовки, пижамы-кигуруми с любимыми героями ребёнка. Вроде всё есть, но чего-то не хватает? Возьмите хваталку-манипулятор: с ней вы расслабитесь после работы, пока дети будут играть.
11 ноября можно сэкономить не только на новых лежанках и лотках, но даже на кормах для питомцев. Ещё распродажи подходят для покупки странных штук, на которые обычно жалко денег. Например, на игрушку с кошачьей мятой. С ней питомец не только развлечётся, но и поточит зубы.
Стиральные порошки, зубные щётки, презервативы — на распродаже получится пополнить запасы любых расходников. Скидки на каждую категорию товаров разные, но вряд ли они вас разочаруют. Например, литр экосредства для посудомоечных машин сейчас можно взять за 259 рублей.
Иногда продавцы могут предлагать их едва ли не по себестоимости. Чтобы выгодно купить новенький смартфон или планшет, мониторьте предложения. А ещё лучше — добавляйте понравившиеся товары в корзину заранее. Так вы точно не пропустите выгоду, особенно если нужны флагманские девайсы.
Для выгодных покупок во Всемирный день шопинга не нужно самостоятельно выискивать новые цены. Ozon помогает покупателям планировать бюджет задолго до распродажи. Вы можете посмотреть, сколько будет стоить тот или иной товар на 11.11 и продумать свои траты. Для этого достаточно перейти на страницу акции на сайте и найти желанную вещь.
Бытовая техника, одежда, товары для животных и много других категорий: в специальном каталоге 11.11 вы найдёте всё, что нужно. Для тех, у кого есть подписка Ozon Premium, акция начнётся на день раньше — с 10 ноября. Для всех покупателей выгодный шопинг продлится до 14 ноября. Предложения ждут вас на странице распродажи. Здесь сразу указаны новые цены и процент скидки, так что вы сможете заранее распределить бюджет.
Начать шопинг!