Гид по составлению списков дел и сделанного

Вы когда-нибудь чувствовали себя виноватым, потому что вам не удалось сделать практически ничего из того, что вы запланировали?
Вам кажется, что вы весь день крутитесь как белка в колесе и вам не хватает времени на что-то очень важное? Например, вы не успеваете пообщаться с родными и близкими или заняться творчеством. Или просто воплотить в жизнь планы, которые вечно откладываете в долгий ящик.

Если вы будете постоянно концентрироваться на заданиях, до которых у вас не доходят руки, или на том, что сегодня вам снова ничего не удалось сделать, вы можете попасть в порочный круг, из которого очень тяжело выбраться. Всё это постепенно приведёт к стрессу и эмоциональному выгоранию. Картина окажется довольно печальной: задания в вашем списке дел никогда не закончатся, а работы будет только прибавляться.

Но есть способ вырваться из этого круга. Если вы на минутку остановитесь, посмотрите на ваш список дел и признаете, что сделали много действительно стоящих вещей, у вас появится достаточно мотивации, силы воли и целеустремлённости для дальнейшей работы. Вы увидите, в каком направлении вам двигаться дальше.

Когда вы научитесь грамотно составлять списки дел, то будете эффективнее работать и выкраивать достаточно времени на другие важные аспекты жизни, не теряя при этом сил и вдохновения.

Глава 1
Почему списки дел сначала очаровывают, а затем разочаровывают и порабощают
Каждый из нас когда-то составлял список дел. Это распространённый метод повышения продуктивности. Мы составляем списки дел в попытке внести порядок в беспорядочное течение жизни. Это чисто человеческая черта. Однако эффект от составления списка дел иногда расстраивает и откровенно разочаровывает.

Из списков, созданных пользователями приложения iDoneThis, 41% пунктов не был выполнен вообще, 50% завершённых пунктов было выполнено в течение одного дня, 18% завершённых пунктов — в течение часа, 10% — за минуту.
Какие из этого следуют выводы?
  1. У вас всегда будут оставаться незаконченные дела.
  2. Задания, которые мы доводим до конца, делаются быстро.
  3. То, что вам удаётся сделать, часто не связано с тем, что вы запланировали.

Так в чём же дело? Неужели списки дел бесполезны? Или проблема в нас самих и нашем стремлении взять всё под контроль? Возможно, мы просто неправильно пользуемся списками дел.

4 проблемы, связанные с неверным подходом к ведению списков дел
Проблема №1. Включаем в список слишком много пунктов
Так мы только перегружаем списки дел. В книге «Сила воли: открывая заново самую мощную способность человека» социальный психолог Рой Баумайстер и журналист Джон Тирни говорят о том, что один человек обычно ставит перед собой около 200 различных задач одновременно. На выполнение такого количества дел, запланированных на один день, понадобится как минимум неделя.

И это ещё не всё. Исследование, проведённое учёными Эми Далтон и Стивеном Спиллером, показывает, что чем длиннее ваш список задач и целей, тем менее действенным он становится.

Забивание списка дел чрезмерным количеством пунктов вызывает беспокойство, которое отвлекает нас от выполнения важных заданий. Психологи Роберт Эммонс и Лора Кинг обнаружили, что тревога от наличия чрезмерного количества конфликтующих друг с другом целей приводит к тому, что страдают продуктивность и духовное и физическое здоровье.

Списки дел помогают удержать в памяти всё, что предстоит сделать. В то же самое время использование этого метода может спровоцировать тревожность.
Проблема №2. Не понимаем реальной функции списков дел
Вы понимаете, как на самом деле работают списки дел? Кажется, всё довольно просто. Мы составляем список дел, чтобы зафиксировать определённые задачи. Это как своеобразное устройство внешней памяти, напоминающее о том, что нужно сделать.

В чём же проблема? Надоедливые мысли о незавершённных задачах и невыполненных планах порождают эффект Зейгарник. Он проявляется в том, что мы лучше запоминаем незаконченные действия. Может показаться, что логичным решением будет довести дела до конца и осуществить планируемое. Однако психологи обнаружили, что этот эффект проявляется так: ваше бессознательное просит сознание составить план, а не заставляет вас немедленно засесть за выполнение дел.

Был проведён эксперимент: одна группа студентов думала о предстоящем важном экзамене, а другая составляла подробный план подготовки, описывающий, что, где и когда они будут делать. Затем всех студентов попросили закончить определённые фразы. Первая группа по большей части использовала слова, связанные с экзаменами, чего не было замечено за второй. Но несмотря на то, что последняя не продвинулась в подготовке, студентам всё же удалось навести в голове порядок, составляя план.

Списки дел только вредят, когда мы не обдумываем деталей. Когда же они становятся слишком большими, планирование с их помощью становится неэффективным. Неудивительно, что мы не выполняем все пункты из такого списка.
Проблема №3. Даём себе слишком много времени
Большой план нужно разбивать на несколько частей. Нам требуется меньше усилий, энергии и времени на то, чтобы выполнить более мелкие задания и вычеркнуть их из списка.

Однако мы часто ставим себе слишком щадящие дедлайны, увеличивая шансы на то, что задание не будет сделано вообще. Профессор поведенческой экономики Дэн Ариэли обнаружил, что студенты, которым дали больше времени на выполнение заданий, справились хуже, чем студенты, которым установили более жёсткие дедлайны.

Прокрастинаторам хорошо известно: чем больше времени ты себе даёшь, тем ниже вероятность того, что ты закончишь работу к нужному сроку.

Когда составление списка дел становится постоянным упражнением по откладыванию заданий на завтра или на следующий день, он не очень-то эффективен.
Проблема №4. Забываем, что будущее непредсказуемо
Мы часто активно работаем целый день, но так и не доходим до большинства заданий, включённых в список дел.

Выполненные дела никогда не будут соответствовать планируемым задачам, если вы не научитесь грамотно формулировать пункты списка. Когда вы не указываете конкретные действия в отношении каждой своей цели, но предпринимаете какие-то шаги на пути к её достижению, ваш прогресс трудно соотнести с изначальным планом. Вы не сможете поставить галочку рядом с каким-то пунктом.

Также мы не можем учесть перерывы при выполнении заданий, которые придётся сделать. Чаще всего нам не удаётся пройтись по всему списку из-за того, что в ходе работы появляются новые незапланированные дела (срочно позвонить, отправить письмо, поучаствовать в мероприятии). Кроме того, всегда могут возникнуть отвлекающие факторы, не связанные с работой: у подруги проблемы, а вы должны её утешить, или разговорчивый коллега никак не отстанет от вас со своими историями.

Мы не можем предсказывать будущее, поэтому наши списки дел часто не выдерживают испытания временем.
5 способов сделать списки дел более эффективными
1
Похвалите себя
Наше сознание часто бывает перегружено до такой степени, что мы не можем не отвлекаться. Простите себя за то, что вам не удалось выполнить все дела. Вместо этого честно оцените, сколько вы успеваете сделать за день, и напомните себе, что реальные свершения не всегда можно запланировать.

Вероятно, вы просто не отслеживаете, как много разных вещей вам удаётся сделать. Попробуйте регулярно записывать, что вы успели за день. Это очень вдохновляющая и полезная практика, которая поможет компенсировать недостатки списков дел.
2
Ставьте перед собой более реальные и конкретные цели
Облегчите себе продвижение к желаемым результатам, потратив чуть больше времени на планирование того, как будет проходить этот процесс. Если сформулировать задачу общими словами, то вероятность достижения цели будет гораздо меньше.
3
Используйте стратегию планирования «если, то»
В части «если» вам нужно описать конкретную ситуацию, а в части «то» — детали относительно того, как в ней действовать. Если вы хотите регулярно заниматься спортом, правильная формулировка будет звучать так: «Если я заканчиваю работать в шесть часов вечера, то я направляюсь в спортзал как минимум на полчаса». Так будет гораздо легче придерживаться плана.
4
Устанавливайте дедлайны и делайте их более жёсткими
Списки дел — всего лишь подборка разных пунктов. Попробуйте установить сроки выполнения для каждого задания или внести все дела в календарь. Затем просто возьмите и переставьте дедлайны на более раннее время.
5
Определитесь с приоритетами
Посмотрите на все задания, которые вы запланировали, и выберите из них три наиболее важных, срочных или интересных, чтобы заняться ими в течение дня. Гораздо легче сосредоточиться на трёх пунктах и расправиться с ними.
«Если чего-то нет в моём календаре, это не будет сделано. Но если дело попало в календарь, оно будет сделано. В моём графике расписаны каждые 15 минут каждого дня, чтобы проводить встречи, анонсировать материалы, писать или делать что-то ещё. Несмотря на то, что я устраиваю встречи со всеми, кто этого хочет, для этого занятия я оставляю всего час в неделю»
Дейв Керпен,
сооснователь двух успешных стартапов и самый продаваемый автор New York Times.

Глава 2
Как перестать чувствовать себя недостаточно продуктивным
Списки дел полезны для упорядочивания текущих задач. Но их составление не избавит от проблем, связанных с продуктивностью. Чувство удовлетворения от вычёркивания выполненных пунктов достаточно мимолётно: не так важно, сколько задач удалось выполнить, ведь впереди ждут новые.

Если вы рассматриваете выполнение дел как постоянное мучение, вы будете всегда страдать от чувства тревоги и подорвёте мотивацию.

Когда вы не уделяете достаточно внимания тому, что вам реально удаётся, вы перестаёте видеть перспективы, поддаётесь чувству вины, ощущаете себя неудачником и выгораете. Совсем иначе обстоят дела, когда вы даёте себе передышку и уделяете больше внимания своим достижениям, составляя список уже сделанного. Для вдохновения и мотивации достаточно просто записывать всё, что вы смогли сделать за день, и делать это регулярно.
Составляйте списки сделанного
Если вы сделали что-то, что считаете полезным для себя, запишите это в список. В конце дня оцените этот список. Подумайте обо всём, что вам удалось успеть, и похвалите себя за это.

Составляя список сделанного, вы сможете воздать должное всем своим достижениям, ничего не упустив. Этот список охватывает и то, что вы изначально не планировали сделать и не включили в список дел.

С помощью списка сделанного вы сможете по достоинству оценить свои усилия. Если вы найдёте время на его составление, то получите заряд мотивации и вдохновения, который улучшит вашу самооценку. Как обнаружили профессор Гарвардской школы бизнеса Тереза Эмебайл и психолог Стивен Крамер, даже маленькие победы вносят вклад в будущий прогресс.

Когда вы записываете, что сделали, вы легко можете отследить свой прогресс. Кроме того, фокус вашего внимания смещается с тягостных незаконченных дел на реальные достижения. Мотивация гораздо полезнее бесполезных переживаний.

Списки сделанного развивают рефлексию и повышают осознанность. С их помощью вы понимаете, как и почему вы добрались туда, где вы сейчас находитесь, что даёт вам силы и терпение двигаться вперёд.
Воспользуйтесь методом Марка Андриссена, чтобы почувствовать себя необыкновенно продуктивным
Многие продуктивные люди не замечают своей продуктивности. Иногда эта ловушка мышления действует обратным образом: чем более вы продуктивны, тем выше вероятность того, что в конце дня вы не будете довольны своими достижениями. Амбициозные люди измеряют свой успех тем, насколько они приблизились к своим целям. Поэтому порой они не могут оценить маленькие ежедневные победы.
Кроме того, чем больше вы успеваете сделать за день, тем сложнее отследить все конкретные занятия. Задолго до того, как основать Netscape Communications, Марк Андриссен сделал значительный рывок в своей карьере, но и он не избежал этой ловушки.
«Вам знакомы эти дни, когда вы весь день бегаете как белка в колесе, чем-то занимаетесь, разговаривайте с людьми, звоните, отвечаете на письма, выполняете всю эту бумажную работу, а потом совершенно измотанным добираетесь домой и говорите себе: „Что я, чёрт возьми, вообще сделал за сегодня?"»
Марк Андриссен,
основатель корпорации Netscape Communications.
Чтобы справиться с этой пагубной тенденцией, Марк решил составлять список сделанного, который он иронично назвал своим антисписком дел. Каждый раз, когда в течение дня ему удавалось сделать что-то полезное, он записывал это в список, который располагался на пронумерованных карточках.
«Каждый раз, когда вам удаётся что-то сделать, вы записываете это и получаете маленький всплеск эндорфинов, как та мышка, которая получает еду, нажимая на кнопку в своей клетке. В конце дня просмотрите антисписок дел и восхититесь тем, сколько всего вы успели сделать за день»
Марк Андриссен,
основатель корпорации Netscape Communications.
Для Марка составление списка сделанного — возможность сделать зарубки и почувствовать себя максимально продуктивным. Проверьте этот метод на себе.

Исполнительный директор компании по видеомаркетингу Wistia Крис Саваж выразил похожий принцип в следующих графиках:
Достигать крупные и далёкие цели нелегко. Если вы слишком устаёте, чтобы каждый день оценивать свои успехи, вы рано или поздно впадёте в уныние.

Список сделанного даст вам необходимую энергию. Не нужно ждать великих свершений. Радуйтесь маленьким достижениям, цените эти крошечные ежедневные моменты триумфа. Пусть они станут для вас источником вдохновения и восстановления сил после тяжёлого рабочего дня.

Глава 3
Прогресс и мотивация
Ежедневно или раз в неделю выделять время на размышления о прогрессе — это хороший лайфхак для повышения продуктивности. Казалось бы, так вы тратите время ещё на одно задание, но отслеживание достижений даст вам достаточно энергии на все остальные дела.

Тереза Эмебайл и Стивен Крамер доказали, что даже небольшие достижения в работе, которая много для вас значит, сильно мотивируют. Поощрение себя за ежедневный прогресс — это позитивная внутренняя работа. Люди, выполняющие такую работу, вовлечены в то, чем занимаются. Негативная внутренняя работа отрицательно сказывается на продуктивности и ощущении себя в настоящем моменте.

Ведение списков сделанного и записывание ваших наблюдений и мыслей по мере выполнения заданий повышают осознанность и помогают добиться прогресса.
Почему опасно не замечать, сколько вы успели сделать
Профессор психологии и поведенческой экономики Дэн Ариэли провёл исследование, доказывающее, насколько сильно люди, чьи достижения получили признание, обогнали по продуктивности остальных, даже при условии, что их работа была не очень важной.

Три группы участников должны были выполнить простое задание на листе бумаги и получить за это 55 центов. После каждой исписанной страницы они могли продолжить задание, получая за следующую страницу на 5 центов меньше, или же перестать его выполнять.

Участники в группе, которая должна была получить признание, записали свои имена на листочках, перед тем как сдать их ведущему эксперимента, который посмотрел на них, кивнул и сложил в специальную папку. Работы группы игнорируемых участников ведущий сложил в общую кучу без какой-либо реакции. Участники из этой группы не написали на листочках свои имена. Испытуемые из третьей группы также не подписали свои работы, которые ведущий поместил прямо в шредер.

Каков же был итог? Первая группа выполнила больший объём работ и получила больше денег, чем остальные. Продуктивность группы игнорируемых была очень близка к продуктивности третьей группы. Это показывает, что отсутствие признания практически равносильно уничтожению результатов труда. Поэтому так важно ценить то, что вы делаете.

Проблема заключается в том, что иногда прогресс очень сложно отследить. Другое исследование Ариэли показывает, как планирование рабочего процесса важно для того, чтобы заметить все свои достижения.

Студентам платили за то, что они собирали фигурки из конструктора LEGO Bionicle. За каждую новую фигурку студенты получали меньшее количество денег. Первая группа видела, как их творения разбирали сразу после того, как они были построены. Участники другой группы ставили каждую игрушку на отдельный стол, прежде чем приступать к следующей. Им сказали, что фигурки разберут после окончания работы. В итоге вторая группа сделала больше.

Возможность отслеживать свой прогресс позволила второй группе и дальше делать фигурки, даже несмотря на уменьшающийся заработок и перспективу их скорой разборки.

Вы тоже можете отследить свой прогресс. Для этого нужно лишь сделать паузу и оценить собственные достижения.
Как отследить прогресс с помощью составления группового списка сделанного
Групповое признание прогресса положительно сказывается на коллективах и организациях. Групповые списки сделанного составляют целую систему повышения продуктивности, которой пользуется множество успешных компаний, начиная с Google и заканчивая Buzzfeed.
Когда появился Google, Ларри Швиммер, один из первых разработчиков компании, обнаружил простое, но эффективное решение проблемы продуктивности, используемое по сей день на просторах Кремниевой долины.

В рамках этой системы под названием Snippets работники еженедельно получают на почту сообщение. В нём содержится напоминание о том, что сотрудники должны записать, что они делали на прошлой неделе и что планируют сделать на следующей. Ответы собирались в одном общедоступном месте и на следующий день автоматически распределялись в нужные отделы.

Snippets — мощное решение для повышения и отслеживания продуктивности, им воспользовалось множество компаний. Этот казалось бы рутинный процесс помогает работникам прикинуть и набросать план будущих действий. В то же время это требует минимальных затрат времени и не мешает рабочему процессу.

Каждую неделю сотрудники Buzzfeed присылают сообщения президенту и главному операционному директору Джону Стейнбергу. В этих сообщениях они описывают, над чем работали и какая им требуется помощь. Любой сотрудник также может подписаться на чьи-либо сниппеты. Что касается Джона, на выходных он ознакамливается с подборкой сниппетов, а затем присылает отправителю свои вопросы и отзывы.

Эта система помогает увидеть общую картину того, что происходит в компании, и в то же время оценить вклад каждого работника в её развитие. Она заставляет сотрудника отслеживать свой прогресс, чтобы поделиться им со всеми коллегами. Да, иногда работники довольны собой, а иногда они разочарованы своей продуктивностью, но это ещё больше мотивирует их правильно расставлять приоритеты и распределять усилия. Такая прозрачность может показать, что действительно работает, а что — нет.
«Если вы не выделяете время на планирование проактивности, вы всё больше и больше будете замечать, что не меняете обстоятельства, а подстраиваетесь под них»
Джефф Вайнер,
исполнительный директор LinkedIn.
На работе мы часто выделяем мало времени на рефлексию и самоорганизацию. Мы боимся, что это будет выглядеть так, будто мы ничего не делаем. Возможно, поэтому люди никак не могут взять здоровую рефлексию в привычку. Однако это мнимое безделье развивает продуктивность и креативность.

Как объясняет профессор психиатрии Бирам Карасу, оно необходимо для того, чтобы связать между собой мысли и чувства, навести в них порядок и добиться гармонии сознания. Отчёты перед коллективом помогают выстроить связи, лучше спланировать свою деятельность, повысить креативность и получить достаточно вдохновения для работы.

Глава 4
Как эмоции влияют на работу мозга
Эмоции сильно влияют на то, как мы думаем и решаем проблемы. Как вы представляете себе свою реакцию, которая идеально сказалась бы на вашей продуктивности? Большинство полагает, что в плане работоспособности лучшие эмоции — это их отсутствие. Всем нам советуют сохранять холодный рассудок, мыслить рационально и не позволять чувствам управлять нами. Однако эмоции оказывают воздействие на уровень вашей продуктивности и мотивированности.

Части мозга, которые отвечают за эмоции, также связаны с восприятием и познанием. Считалось, что определённые части лимбической системы мозга — это обособленные эмоциональные центры. Однако на самом деле они также связаны с формированием воспоминаний, обучаемостью и концентрацией внимания.

В книге «Ошибка Декарта: эмоции, разум и человеческий мозг» нейробиолог Антонио Дамасио описывает своего пациента Эллиота. У него была повреждена префронтальная кора головного мозга, поэтому он не мог испытывать эмоции. Он также потерял способность принимать решения.

Наш мозг работает таким образом, что мы не можем помешать эмоциям влиять на нашу оценку происходящего. Все эти чувства необходимы нам, чтобы размышлять и принимать решения.
Разрушительный эффект негативных эмоций
Если вы испытываете негативные эмоции, ваша мотивация может пойти на спад. Страх, тревога, печаль влияют на нашу продуктивность и творческие способности. Они заставляют нас мыслить ограниченно и ослабляют нашу память, способность к планированию и принятию решений. Кроме того, стресс не помогает лучше работать. Благодаря исследованиям Тереза Эмебайл и Стивен Крамер также доказали, что страдания не помогают добиться лучшего результата.

Эмебайл и Крамер проанализировали дневники, в которых около 12 000 сотрудников записывали о своём прогрессе и регрессе в работе. Эти работники также описали, какие эмоции они испытывали в ходе эксперимента. Учёные соотнесли уровни их счастья или фрустрации с данными о прогрессе и регрессе. Результаты заставили их задуматься.

Оказалось, негативное влияние регресса на то, что происходит в вашем внутреннем мире, действует на мотивацию в три раза сильнее, чем позитивная сила прогресса. Вероятно, из собственного жизненного опыта вы знаете, что плохие события запоминаются гораздо легче и удерживаются в голове дольше, чем радостные.

Почему так происходит? Это естественный механизм, сформировавшийся у человека в ходе эволюции. Мы по-прежнему сканируем окружающую действительность на наличие угрозы, что было необходимо для защиты. В связи с этим наш мозг хорошо работает в ситуациях кратковременного стресса.

Что же касается долговременного стресса, то он негативно сказывается на мозге, снижает умственные способности и ухудшает когнитивные функции. Это влияет на скорость обработки информации, память, внимание, способность усваивать языки и выполнять математические операции. В то же время начинает сильнее работать негативное эмоциональное подкрепление, мы становимся подвержены страху.

Доктор Эми Эрнстен, профессор нейробиологии в Йельском университете, назвала это «перенастройкой мозга с медленной осмысленной регуляции на неустойчивые эмоциональные реакции». Другими словами, из разумных существ мы превращаемся в беспокойных кошек, гоняющихся за огоньком лазерной указки. Вы не можете сосредоточиться на задании, которое необходимо выполнить. Вы легко отвлекаетесь на малейшие раздражители, а беспокойство мешает сосредоточиться.

Стресс, который мы испытываем из-за концентрации на неудачах и постоянного давления извне, убивает в нас продуктивность, творческое начало и возможность принимать здравые решения. И только осознание того, что происходит с нашими эмоциями, что воздействует на нашу мотивацию, может помочь выйти из этого порочного круга.
Долговременный эффект позитивных эмоций
Позитивные эмоции, наоборот, оказывают положительное воздействие на наши умственные способности. Они упрощают процесс принятия решений, делают ум более гибким, повышают мотивацию. Кроме того, позитивные эмоции имеют долговременный эффект.
«Чем более позитивный настрой у человека сегодня, тем больше он задействует творческое мышление завтра, возможно, и послезавтра, даже если учесть смену его настроения в последующие дни»
Тереза Эмебайл и Стивен Крамер
Когда, используя список сделанного, вы сосредотачиваетесь на своих достижениях и уделяете достаточно внимания своему внутреннему состоянию, вы замечаете закономерности и находите нетривиальные решения задач, возникающих в вашей профессиональной и личной жизни. Это позволяет вам не только более осознанно подходить к работе, которую вы выполняете, но и регулировать своё эмоциональное состояние.
Как бороться с негативными эмоциями
Если ваш день прошёл удачно, вы ощутите всплеск мотивации. Но как насчёт не самых удачных дней? Как не попасть в порочный круг, в который нас загоняют негативные эмоции? Неудачи и препятствия демотивируют и лишают энергии даже самых уверенных в себе людей. Особенно если они не получают никакой позитивной обратной связи.

Если вы ложитесь спать с негативными мыслями, вероятно, проснётесь вы с ними же. Так вы загоните себя в тупик. Чтобы этого избежать, выделите время и сосредоточьтесь на позитивном. В итоге вы станете более мотивированным, готовым работать продуктивно и справляться со всеми сложностями.


Выделите время на то, чтобы проанализировать свои неудачи

Негативные эмоции действуют на нас разрушительно, но это не значит, что мы должны всеми силами избегать плохих мыслей и не задаваться вопросом, что пошло не так. Размышляйте о своих ошибках и неудачах, не забывая при этом о своём прогрессе.

Ошибки — это следствия неправильных решений, которые вы бы изменили, будь у вас второй шанс. Кроме того, бывают ситуации, когда верные решения и конструктивные действия приводят к разочаровывающим результатам. В таких случаях, если бы вам дали второй шанс, вы бы, скорее всего, поступили также. Но наш мозг всё равно оценивает подобные неудачи как ошибки.

Если вы потерпели неудачу, дайте себе передышку, чтобы справиться со стрессом, а затем сосредоточьтесь на позитивном.


Создайте позитивное подкрепление

Вы можете извлечь пользу из своих неудач, изменив своё отношение к ним. Так вы создадите эффективное позитивное подкрепление.

Отдайте должное негативным событиям, которые происходят с вами. Отдайте должное своим ошибкам, потому что они помогают вам учиться и двигаться вперёд. Проанализировав их причину, в будущем вы сможете добиться лучших результатов.

Будьте благодарны за то, что происходит в вашей жизни. Вы можете каждый день записывать слова благодарности. Это помогает чувствовать себя счастливее, расти как личность и справляться с жизненными невзгодами.

Исследование, проведённое психологом Мартином Селигманом, показало: те, кто ежедневно в течение недели записывал по три хороших момента, которые произошли с ними за день, чувствовали себя более счастливыми и испытывали меньше негативных эмоций даже через месяц после окончания эксперимента. А через полгода самыми счастливыми оказались те, кто продолжил использовать этот метод.

Создавая позитивное подкрепление, вы также развиваете в себе терпение и стрессоустойчивость. Используя списки сделанного, вы всегда можете заглянуть в прошлое и убедиться, что у вас были и дни похуже, которые вы, впрочем, успешно пережили. А воспоминания об удачных днях дадут вам вдохновение и силы.

Если вы переносите неудачи из сегодняшнего дня в следующий, вы затягиваете себя в трясину непродуктивности. Поэтому в конце дня убедитесь в том, что не считаете его потраченным зря. Выделите время на то, чтобы поблагодарить себя за выученные уроки, которые помогут достичь большего.

Глава 5
Вдохновляющая сила рефлексии
Зачастую мы уделяем мало внимания рефлексии. Когда мы рефлексируем, это часто выглядит так, будто мы ничем не заняты. Однако это необходимо для того, чтобы хорошо справляться со всеми делами.

Исследование, проведённое Мэри Элен Иммордино-Янг, показало, что состояние, когда наше сознание ничем не загружено и мысли текут свободно, крайне важно для самоанализа. Современная жизнь требует от нас постоянно быть занятыми работой и сосредотачивать внимание на внешнем мире, но такой режим постепенно истощает человека. Он не оставляет нам времени на то, что Иммордино-Янг называет конструктивной внутренней рефлексией, которая позволяет привести в порядок и гармонию все наши противоречивые мысли и чувства.
Откройте для себя то, что вы упускаете
Список сделанного — это простой способ осуществить конструктивную внутреннюю рефлексию. Он позволяет проанализировать те мысли, детали, показатели вашего прогресса, которые вы можете упустить в потоке работы. Иногда мы занимаемся таким количеством разных вещей, что не можем вспомнить, что делали даже вчера.

Известный эксперимент с невидимой гориллой замечательно иллюстрирует данный эффект. Участники эксперимента смотрели видео, в котором две команды играли в мяч. Одна из них была одета в чёрное, другая — в белое. Участникам велели внимательно следить за тем, сколько передач сделала команда в белом. Где-то в середине видео среди игроков появляется женщина в костюме гориллы, барабанит по груди и затем уходит. Около половины испытуемых не заметило её появления. Но если бы они не были так сосредоточены на подсчёте передач, увидеть гориллу было бы совсем просто.

Участники были очень удивлены результатами эксперимента. Они были уверены, что уж с ними-то такого точно не случится. То же самое происходит с нами и в обычной жизни.

Как же заметить то, что не замечаешь? Как узнать, на что стоит тратить больше времени, а на что — меньше? Именно для этого и нужно каждый день делать записи и анализировать их.
Найдите взаимосвязи
Чтобы пролить свет на детали, ускользающие от вас, сделайте шаг назад. Регулярный самоанализ поможет вам ближе познакомиться с самим собой. Так вы будете лучше подготовлены для того, чтобы узнавать что-то новое, расти и самосовершенствоваться. Рефлексия поможет вам достичь внутреннего баланса и прояснить, где вы находитесь сейчас и куда направляетесь.
«Взгляд назад позволяет увидеть, как связаны разные составляющие вашей жизни, как одно решение приводит к другому, как один поворот судьбы, счастливый или неудачный, открывает перед вами дверь, ведущую к следующей двери через неожиданно возникающие коридоры и лестничные пролёты, и в конце концов приводит вас к тому месту, где вы стоите сейчас»
Энн Пэтчетт,
писатель
Проанализируйте свои успехи и неудачи и найдите взаимосвязи. Можете ли вы проследить закономерность в своих реакциях и поведении? Работаете ли вы более продуктивно, когда ложитесь спать пораньше? Вы реже занимаетесь спортом во время загруженной рабочей недели?

Когда вам удастся самостоятельно вычислить шаблоны поведения, ведущие к провалу, вы приобретёте достаточно энергии и мотивации на то, чтобы скорректировать своё поведение в будущем. Так вы обнаружите, на каком именно этапе всё пошло не так, и поймёте, как это исправить. И списки сделанного помогут в этом как нельзя лучше.
Задайте себе главный рефлексивный вопрос
Политик, дипломат, изобретатель, музыкант, автор книг, один из отцов-основателей США Бенджамин Франклин явно был человеком, который многое успевал. Но прежде чем достичь успеха, Франклин был обычным парнем, которому тяжело давался тайм-менеджмент.

Во время своего морского путешествия из Лондона в Филадельфию в июле 1726 года 20-летний Бен размышлял о том, какое значение имеет продуктивность и как её достичь. Он не гнался за славой или деньгами. Ему было важно, каким он станет человеком. Так Франклин разработал свой план по достижению морального идеала. Он хотел развить в себе 13 различных добродетелей: от справедливости до чистоплотности. Как и большинство из нас, Бенджамин ощутил, насколько тяжело следовать этим принципам на практике.

Вопрос, который Франклин задавал себе ежедневно, звучал так: «Что хорошего я сделал сегодня?» Именно он помогал Бенджамину концентироваться на хорошем и развивать свои положительные качества, а когда всё шло не так, как он хотел, исправляться. Конечно, Франклин не достиг идеала. Но в этом и не было нужды, ведь он изменился в лучшую сторону. Вот так ретроспективный взгляд помогает развить новые положительные привычки и стать более продуктивным.

Глава 6
Как правильно составить список сделанного
Не забывайте о следующих правилах:
1
Если вы делаете что-то, что кажется вам полезным, запишите это в список, каким бы незначительным ни было дело.
2
В конце дня просмотрите полученный список. Оцените его и похвалите себя за то, что вам удалось сделать.
3
Просматривайте списки сделанного: по утрам, чтобы дать себе заряд энергии на весь день или просто в любой момент, когда вам нужно будет вдохновение или напоминание о том, что вы сделали.
Ответьте на несколько простых вопросов
Если вы не сможете понять, что именно записать в список сделанного и как им пользоваться, ответьте на следующие вопросы:
1
Что вам удалось сделать сегодня?
Просто посмотрите на свой день через призму достижений. Ответив на этот вопрос, вы уже похвалите себя за сделанное.
2
В каком деле сегодня я продвинулся вперёд?
Даже в самые непродуктивные дни вы можете обнаружить хотя бы одно дело, в котором вы достигли какого-то прогресса.
3
Что оказало влияние на ваш прогресс?
Вы как-то можете повлиять на эти факторы или взять их под контроль, чтобы облегчить ваше продвижение вперёд, а не мешать ему? Вы замечаете какие-то закономерности, связанные с вашим окружением или распорядком дня, которые воздействуют на вашу продуктивность?
4
Какие особенные события произошли сегодня и как они отразились на вашем настроении?
Что особо примечательного произошло за сегодняшний день? Ваш коллега сделал вам комплимент или ваш ребёнок сказал что-то уморительное? Вам подбросили жутко сложное задание? Произошло ли что-то, за что вы особенно горды собой?
5
Что из того, что вы делали сегодня, вам захочется вспомнить в будущем?
Вы можете брать и большие промежутки времени. Этот вопрос хорошо задавать себе накануне дня рождения или новогодних праздников. В своих списках сделанного вы можете найти зафиксированные данные о том, чего реально удалось добиться, а что пошло не так, и, исходя из этого, построить планы на будущий год.
6
Как я могу превратить сегодняшние неудачи в завтрашние достижения?
Учитесь на своих ошибках и неудачах. Подумайте, какие действия помогли бы вам исправить то, что пошло не так. Превратите негативные эмоции в позитивные для будущей работы над собой.

Помните, что все мы неидеальны. Каждый день не будет удачным. Но, извлекая уроки из прошлого, мы можем сделать будущее лучше.
7
Что хорошего я сделал сегодня?
Рассмотрите свои достижения и с позитивной стороны. В удачные дни этот вопрос поможет вам признать свои победы и противопоставить их негативным предубеждениям. В менее удачные дни этот вопрос заставит вас поразмышлять о том, что действительно важно и как можно вернуться обратно на верный путь.
8
Какие три положительных момента можно найти в сегодняшнем дне?
Обязательно просканируйте свой день на наличие хотя бы трёх положительных моментов. Покопайтесь в деталях и подумайте о том, что позволило этим моментам произойти. Если вы будете делать это ежедневно, вы разовьёте в себе благодарность за всё, что подбрасывает вам жизнь. Это поможет поддерживать позитивный настрой даже при не самых благоприятных обстоятельствах.
Разберитесь, какой режим составления списка работает лучше именно для вас
Некоторые люди предпочитают вносить в список сделанного все пункты одновременно перед сном или когда рабочий день подходит к концу. Другие делают записи по мере выполнения заданий. Если вы придерживаетесь последней стратегии, не забудьте в конце дня заглянуть в финальный список и оценить, насколько он вырос.

Эффективность обоих способов индивидуальна, поэтому поэкспериментируйте и определите, что подходит именно вам. Возможно, если вы будете вспоминать в конце дня все свои достижения, то ещё и улучшите память.
Превратите составление списков сделанного в привычку
В этом деле важна регулярность. Только так вы получите необходимый заряд энергии, вдохновения и мотивации.

На формирование любой хорошей привычки требуется время. Это относится и к составлению списков сделанного. Постарайтесь не пропускать ни одного дня, особенно сначала. Как только составление списка станет частью рутины, вам будет легче придерживаться этого ежедневного ритуала.

Не используйте отсутствие времени как оправдание, чтобы ничего не делать. Вам потребуется лишь 5–10 минут в день. Вероятно, вы гораздо больше тратите на зависание в социальных сетях. Но список сделанного, в отличие от последних, принесёт вам огромную пользу.
Учитывайте даже самые маленькие победы
Засчитывайте все достижения. Не ждите момента, когда вы достигнете каких-то крупных целей. Это случается далеко не каждый день и мешает вам оценить другие полезные свершения. Помните, что эти мелочи суммируются и в долгосрочной перспективе дают заметные результаты. Поэтому не пренебрегайте ими.
Ориентируйтесь на то, что действительно имеет значение
Позаботьтесь о том, чтобы действия, которые вы вносите в список, представляли какую-то реальную пользу. Только так вы сможете получить удовлетворение от составления подобных списков.

В отличие от списков дел, которые включают в себя задания разных типов, из списков сделанного можно извлечь максимум пользы тогда, когда их сопровождают поясняющие заметки. Кроме того, вы должны сами понять, что при оценке составленного списка будет иметь для вас ценность. Кто-то не будет включать в список домашние хлопоты, а для кого-то эти пункты будут хорошим подспорьем для дальнейшей работы над собой.
Добавляйте любые детали, уточняйте контекст и экспериментируйте прямо в процессе составления списков
В отличие от списков дел, при составлении списков сделанного у вас есть большая свобода в формулировках. А ещё вы можете составлять их по мере выполнения заданий.

Вы можете записать любые детали, которые кажутся вам интересными и значимыми, в том числе ваши мысли и замечания. Списки сделанного напоминают дневник, поэтому не бойтесь добавлять подробности и выражать своё мнение. Эмоциональный контекст и комментарии добавят вашему списку ценности на этапе анализа и размышлений. Возможно, вы испытаете особое чувство удовлетворения, выяснив, что именно помешало вашей продуктивности после обеда, и после исправив это.

Используйте стиль, который вам нравится. Это могут быть короткие фрагменты текста, список с ключевыми моментами задания, целые абзацы или даже стихи.

Главное, чтобы форма, которую вы выберете, была максимально полезна для вас.
Регулярно анализируйте свой прогресс, чтобы повысить осознанность
Чтобы извлечь из списков сделанного максимальную пользу, регулярно анализируйте их. Это не отнимет у вас много времени, но вы будете лучше понимать, чего вам удаётся достичь. Список сделанного помогает оценить, как вы справляетесь со всеми задачами и трудностями.

Выявите собственные секреты продуктивности, её влияние на ваше настроение и самочувствие, степень вашей вовлечённости в работу. Письменные отчёты — хорошая база для самосовершенствования. Благодаря ним вы поймёте, что надо изменить и насколько вы сейчас продуктивны.

Много ли времени вы тратите на занятия, не включённые в ваш список дел? В какой период дня или недели вы наиболее продуктивны? Если ваш список сделанного поможет ответить на эти вопросы, вы сможете более грамотно планировать своё время.

В итоге вы сможете оценить, тратите ли вы силы и энергию на то, что действительно важно, не путаете ли вы постоянную занятость с реальным прогрессом, как хорошо вы расставляете приоритеты. Узнайте больше о себе, о том, куда уходит ваша энергия, научитесь правильно составлять планы и почувствуйте себя более счастливым от того, что вы смогли сделать и что сделаете в будущем.
Совмещайте составление списков дел и списков сделанного
Пусть список сделанного не будет прямым отражением вашего списка дел. Ценность списка сделанного заключается в том, что он адаптируется под вас и события, которые с вами происходят, а не подстраивается под какие-то заранее придуманные задания. Вы контролируете список, а не список вас.

Необязательно отказываться от использования списков дел. С их помощью вы можете проследить, сколько из намеченного вам удаётся сделать. Возможно, со временем ваши списки будут соответствовать друг другу.
Используйте списки сделанного, чтобы повысить продуктивность в коллективе
Показывайте и рассказывайте, чего вам удалось добиться вместе с вашей командой. Другие люди могут не знать о том, какую огромную работу вы проделали, пока вы не найдёте способ рассказать о ней. Кроме того, любому сотруднику будет легче выполнять свою работу, если он будет знать, что происходит в компании.

Групповые списки сделанного — это ещё и форма коммуникации. Чтобы использовать их максимально эффективно, задайте себе следующие вопросы:
1
Вы можете проанализировать, что мешает вашему прогрессу или прогрессу других людей, и обратиться к ним со своими замечаниями?
2
Вы можете определить, что помогает вам двигаться вперёд?
3
Нужна ли вам какая-то помощь?
4
Как вы можете помочь своим коллегам?
5
Есть ли такое индивидуальное достижение или достижение на уровне всей компании, на которое вы бы хотели обратить всеобщее внимание?
6
Хотели бы вы поблагодарить или поддержать кого-то за то, что он помог вам или сделал очень хорошую работу?
Благодаря составлению списков сделанного вы перестанете переживать о том, что вам не удалось сделать. Вместо этого вы сконцентрируетесь на том, чего уже удалось достичь.

Сохраняйте позитивный настрой, несмотря на усталость, бешеный ритм жизни, возможное неодобрение и отсутствие внешней мотивации. Пусть маленькие победы станут вашей движущей силой, которая поможет достичь действительно значимых целей и почувствовать себя счастливым уже сейчас.