Минутное воздержание

Минутное

воздержание

По оценке аналитиков, 8% россиян звонят через мессенджеры чаще, чем по телефону. Вместе с Yota мы предложили четырём людям разных профессий проверить, сколько дней можно не звонить по телефону и пользоваться только мессенджерами.

People
Cat
Николай Белоусов
Директор и основатель магазина Madrobots
Я Николай Белоусов. Пять лет назад основал интернет-магазин экспериментальных гаджетов Madrobots.ru. Я занимаюсь тем, что привожу в Россию технологические новинки вроде умных весов и антикражных рюкзаков.
По телефону я практически не говорю. С коллегами и родственниками общаюсь в мессенджерах, созваниваемся тоже через них.
Поэтому отказ от звонков не кажется мне чем-то сложным. Проверим.
Я Николай Белоусов. Пять лет назад основал интернет-магазин экспериментальных гаджетов Madrobots.ru. Я занимаюсь тем, что привожу в Россию технологические новинки вроде умных весов и антикражных рюкзаков.
По телефону я практически не говорю. С коллегами и родственниками общаюсь в мессенджерах, созваниваемся тоже через них.
Поэтому отказ от звонков не кажется мне чем-то сложным. Проверим.

1 день

«
Никаких неудобств не заметил. Разве что пару раз звонили с незнакомых номеров. Я сдержался и не взял трубку. А потом погуглил и понял, что это был директ-маркетинг с предложением услуг. Всё к лучшему.
»

2 день

«
Супруга улетела отдыхать, оставив на меня детей. Что ж, минус одна причина звонить по телефону. Рабочие чаты в мессенджерах не умолкали весь день. Сделал заказ в IKEA. Переживал, что придётся звонить, но оказалось, что для корпоративных заказов можно обойтись email.
»

3 день

«
Утром нам с коллегой нужно было подписать документы в банке. Списались в мессенджере и условились о месте встречи. Туда доехал на такси, было трудно состыковаться с водителем из-за ошибки в координатах GPS. Едва поборол желание позвонить водителю и быстро объяснить, где мы находимся. Пришлось ограничиться чатом в приложении.
»

4 день

«
Несколько раз звонили с неизвестных номеров. Проверял их в Сети — снова реклама. Вечером пошёл в бассейн и умудрился сжечь роговицу глаза. Позвонил в 103 — узнать, что мне теперь делать. Эксперимент провалился.
»

Выводы

Я не ощущаю острой потребности в исходящих звонках. Их давно заменили мессенджеры. В моих жизненных сценариях осталось лишь несколько случаев, когда нужна сотовая связь:
  • заказ услуг (такси, барбершоп), и то лишь в случае сбоя приложения;
  • экстренная связь по бытовым вопросам («Не помнишь, где мои носки?»);
  • вызов экстренных служб (скорой, например).
Каждый раз, когда появляется сервис, заменяющий звонок, я вздыхаю с облегчением. Например, я стал значительно чаще ходить к брадобрею, когда появилось приложение и мне стало проще бронировать время.
Верю, что в нашем светлом будущем все звонки заменят удобные интерфейсы. А там, где интерфейсы не применить, нам поможет искусственный интеллект.
Cat
Родион Скрябин
Директор по развитию бизнеса Лайфхакера
Я Родион, занимаюсь развитием Лайфхакера. Руковожу московским офисом издания, договариваюсь с партнёрами о выгодных условиях, забочусь о клиентах, помогаю реализовывать сложные проекты, делаю внутренние процессы проще и удобней.
На телефонные разговоры я трачу 600 минут в месяц. Это я не выдумал, а проверил статистику исходящих вызовов. Чаще всего разговариваю по телефону с мамой, издателем Лайфхакера, удалёнными сотрудниками и агентствами.
Что ж, начнём.
Я Родион, занимаюсь развитием Лайфхакера. Руковожу московским офисом издания, договариваюсь с партнёрами о выгодных условиях, забочусь о клиентах, помогаю реализовывать сложные проекты, делаю внутренние процессы проще и удобней.
На телефонные разговоры я трачу 600 минут в месяц. Это я не выдумал, а проверил статистику исходящих вызовов. Чаще всего разговариваю по телефону с мамой, издателем Лайфхакера, удалёнными сотрудниками и агентствами.
Что ж, начнём.

1 день

«
С сотрудниками московского офиса — всё лично или в мессенджерах. С удалёнными сотрудниками — звонки через мессенджеры или групповые Skype-колы. Созвонились с авторами, обсудили подготовку коммерческих материалов.
Мама живёт в Оренбурге, и я говорю с ней по телефону дважды в день. Она звонит мне утром, перед тем как идёт гулять с собакой, и перед сном. Чаще мама звонит мне сама. Возможно, это проблема, и я не уделяю ей достаточно внимания. Подумаю об этом, когда закончится эксперимент.
»

2 день

«
Не люблю стричься. Это долго и скучно, но не ходить же лохматым. Раньше я всегда звонил в парикмахерскую и записывался на стрижку. Там милые девушки работают, процедура приятная. В этот раз записался на сайте салона. Прислали событие в Google-календарь и СМС: «Всё ок, ждём вас во вторник». Подстригся, к лету готов.
Сломалась кофемашина. Её забрали в ремонт и привезли замену. В сервис не звоню, как дела с кофемашиной, не уточняю. Жду, когда всё будет готово и они сами мне позвонят. Временная кофемашина тоже умеет варить кофе. Переживу.
»

3 день

«
Доклады на digital-конференциях — часть моей работы.
Обсудили с коллегами из Владивостока «Дальневосточный Медиасаммит 2018». Разница во времени +7 часов не подразумевает телефонных разговоров, всё в почте.
Ещё я модератор секции Лайфхакера на конференции СПИК в Санкт-Петербурге: отвечаю за спикеров и их доклады. Обсудили все вопросы в мессенджере. У всех есть билеты Москва — СПб., доклады готовы, договорились встретиться в пятницу.
Заказал в подарок редкие книги по предзаказу. Уже должны были привезти, но никак. Отправил письмо в поддержку. Не перезвонили и не ответили. Пытаюсь сохранить спокойствие.
»

4 день

«
Есть проблема. Когда никому не звонишь, про телефон можно вообще забыть. Обнаружил вечером 15 пропущенных звонков. Знакомым номерам написал в мессенджере, решил вопросы. Смотрел на незнакомые и долго рефлексировал. В итоге справился и поборол любопытство. Было сложно.
Вечером дома выключил телефон. Рано вставать на поезд в СПб., и надо хотя бы попробовать выспаться.
»

5 день

«
8 часов потратил на дорогу из Москвы в Санкт-Петербург и обратно на «Сапсане». Не стал брать с собой ноутбук, весь день работал с планшетом.
Коллеги не подвели, все приехали вовремя, никому звонить не пришлось. На обратном пути посмотрел «451° по Фаренгейту» от HBO, разочаровался.
»

6 день

«
Издатель приехал в Москву, поэтому мы решили поработать вместе в субботу. Назначили собеседование и небольшую стратегическую сессию.
Создал чат на троих с кандидатом. Он опоздал на 15 минут. Поборол желание позвонить и узнать, где его носит. Суббота же, не страшно.
Работали до позднего вечера. Редакция на выходных, клиенты не дёргают, всё ок.
»

7 день

«
Решили с друзьями, что иногда нужно отдыхать. В общем чате договорились собраться вместе и уехать за город. Никому не звонил, прислал в чатик геометку точки сбора и ждал всех в машине без нервов.
Мама вечером не позвонила. Я долго сопротивлялся, в итоге набрал её сам. Оказалось, она уже уснула. Расстроился. И маму разбудил, и прервал своё воздержание.
Провал, печаль.
»

Выводы

Мне было относительно несложно отказаться от исходящих звонков. Во-первых, у меня digital-работа, во-вторых, неделя была относительно спокойной.
Есть ощущение, что говорить по телефону — атавизм и совсем скоро мы будем пользоваться звонками не чаще СМС.
Звонить — это как пользоваться офлайн-документами вместо облачных. Надо начинать топить за глобальный переход в мессенджеры. Я принял для себя решение.
Люда Сарычева недавно проводила опрос на своём канале. Оказалось, что 40% её подписчиков считают, что звонить человеку без предупреждения в рабочее время не круто. Лучше заранее предупредить текстом. Вероятно, я из их числа.
Cat
Aнна Мигулина
HR в ID:HR
Я рекрутер в iD:HR, кадровом агентстве в IT-индустрии. А по совместительству — персональный ассистент, следователь по особо важным делам, аниматор и личный психотерапевт. Я работаю в режиме 24/7, а в режиме 23/6 разговариваю по телефону.
Для меня отказ от звонков — это серьёзный челлендж: работе рекрутера сопутствует бесконечный поток звонков. Если вы когда-нибудь пытались дозвониться до HR, то примерно понимаете, о чём я.
Я рекрутер в iD:HR, кадровом агентстве в IT-индустрии. А по совместительству — персональный ассистент, следователь по особо важным делам, аниматор и личный психотерапевт. Я работаю в режиме 24/7, а в режиме 23/6 разговариваю по телефону.
Для меня отказ от звонков — это серьёзный челлендж: работе рекрутера сопутствует бесконечный поток звонков. Если вы когда-нибудь пытались дозвониться до HR, то примерно понимаете, о чём я.

1 день

«
В первый день эксперимента я сразу разослала всем предупреждения и просьбы перенести звонки в мессенджеры. В итоге мой рабочий календарь поехал к чертям. Его восстановлением я, пожалуй, займусь завтра.
Сложнее всего было с назначенными на сегодня звонками кандидатам. Больно было недолго: в итоге я просто решила никому не звонить. На мой взгляд, это решение было просто блестящим. Но теперь мне нужен какой-то план, как это разрулить.
Из-за отказа от звонков у меня было чуть больше времени на структуризацию мыслей и идей на письме. Раньше я ставила задачи устно, а сегодня общалась с командой с помощью подготовленных текстов и рассылок. Мне было легко поставить задачи, а команде — понять их и взять в работу. Конечно, мы и раньше догадывались, что так можно. Но эксперимент подтолкнул нас это попробовать.
»

2 день

«
Жесть. Над моим гениальным планом перехода на новый стиль коммуникации ещё нужно поработать. На звонки в мессенджерах я трачу больше времени, чем у меня есть. Особенно неприятны моменты, когда связь прерывается или человек подолгу не отвечает. Рука так и тянется набрать номер и позвонить по мобильному. Условия моей работы не позволяют терять контакт с кандидатами. Я почти в отчаянии, что не справлюсь с заданием.
»

3 день

«
Сегодня работаю удалённо из Грузии, никакой тариф не подключила (забыла), суетиться лень, у меня уже #тбилиссимо. Радуюсь, что могу себе позволить не активничать со звонками.
День относительно спокойный: я подготовилась и распределила звонки. А для одной из вакансий даже подготовила письменную форму с вопросами. Удобно. Кажется, я осваиваю новые условия труда достаточно успешно, хотя временами борюсь с рефлексом «взять да позвонить». Настоящая проверка боем ждёт меня после выходных.
»

4 день

«
Сегодня нужно согласовать все собеседования на рабочую неделю. В этот день я в роли персонального ассистента для обеих сторон — заказчиков и кандидатов. Обычно эти вопросы оперативно решаются звонками, и перенести все обсуждения в цифровой формат не так просто.
Если с командой и кандидатами я худо-бедно перестроилась на новые условия, то с клиентами такое представить пока крайне сложно. К счастью, использовать других людей никто не запрещал. Так что задачи, в которых нельзя было обойтись без звонков, я просто делегировала.
»

5 день

«
Привыкла к тому, что звонков может быть меньше. Мне это нравится. Раньше собеседники были для меня абстрактными голосами в трубке, а теперь я представляю их живее, потому что вижу не только сухое резюме, но и профили в соцсетях.
К тому же неделя общения в мессенджерах оказалась отличной практикой для прокачки коммуникативных скиллов. Раньше я писала только шаблонные письма, а челлендж помог встряхнуться и посмотреть на привычные формулировки иначе.
»

Выводы

Общаться с клиентами без персональных звонков крайне сложно — от этого зависит качество работы и настроение клиентов.
С командой общаться онлайн даже легче. Там, где несколько раз пришлось бы повторить фразу с разной интонацией, достаточно просто копипастнуть сообщение. Потом прочитать ответ и ещё раз копипастнуть. Никаких лишних эмоций, полный дзен!
Я готова сокращать количество телефонных разговоров. В мире digital-рекрутинга очень ценно время, и на отклики кандидатов гораздо удобнее оперативно отреагировать заранее подготовленным письмом, чем личными звонками. Это хорошо экономит время.
Совсем отказаться от телефонных звонков пока не получится, но общаться с коллегами и иностранными заказчиками удобнее в мессенджерах.
Cat
Анастасия Пивоварова
Мама и автор Лайфхакера
Я Настя, и я мама одного маленького, но очень самостоятельного ребёнка. В свои семь лет он умеет готовить завтрак, делать уроки без постоянного контроля, а также кататься на всём, что катится, вплоть до того, что однажды на самокате его пришлось догонять с полицией. Поэтому телефон у него появился рано: он вполне мог решить, что ему надоело в садике, и спрятаться от воспитателей так, что его приходилось искать маме по телефону (так тоже было).
Кроме того, мой муж не признаёт современных телефонов и таскает с собой Nokia, в которой никаких мессенджеров нет. А я при этом организую походы ребёнка по два раза в неделю на плавание и брейк-данс, определяюсь, что готовить, и вообще — координатор.
Неделя без привычной связи должна стать испытанием.
Я Настя, и я мама одного маленького, но очень самостоятельного ребёнка. В свои семь лет он умеет готовить завтрак, делать уроки без постоянного контроля, а также кататься на всём, что катится, вплоть до того, что однажды на самокате его пришлось догонять с полицией. Поэтому телефон у него появился рано: он вполне мог решить, что ему надоело в садике, и спрятаться от воспитателей так, что его приходилось искать маме по телефону (так тоже было).
Кроме того, мой муж не признаёт современных телефонов и таскает с собой Nokia, в которой никаких мессенджеров нет. А я при этом организую походы ребёнка по два раза в неделю на плавание и брейк-данс, определяюсь, что готовить, и вообще — координатор. Неделя без привычной связи должна стать испытанием.

1 день

«
Я думала, будет легче. Я заранее всех предупредила, чтобы, если что, звонили, чтобы заглядывали в мессенджеры и вообще, но оказалось непросто. С семьёй всё в порядке: включаешь цепочку «скажи ему, что я сказала, чтобы он сделал» — и всё, задача решена. Роль передатчика выполняет мама, она же бабушка, которая как раз любит новые телефоны и мессенджеры. Но трудности подкрались с неожиданной стороны. Например, поступил звонок с незнакомого номера, а я его пропустила. Я не могу перезвонить. Но я так-то журналист, я обязана перезванивать — вдруг там эксперт решил ответ на запрос надиктовать. Теперь я этого не узнаю.
Или вот хотелось срочно решить проблему в интернет-магазине, а у них нет кнопки «Заказать обратный звонок». А писать в техподдержку долго. В итоге ушла в другой магазин. Посмотрим, что будет дальше.
»

2 день

«
Пока всё идёт по плану: на случай, когда нужно позвонить в детский сад или организацию, у меня есть связной — мама. Жду, как скоро ей надоест делать за меня мои дела.
»

3 день

«
Хорошо, что сегодня выходной и можно прикинуться, что ты отдыхаешь, и просто никому не звонить. Плохо то, что я не позвонила нужному человеку. Он не ответил ни в одном из мессенджеров: может, просто не умеет ими пользоваться или настроил их так, чтобы не слышать звонков. В общем, из-за этого я пропустила одно детское мероприятие, не слишком важное, но мне и ребёнку было обидно. Эксперимент приносит неприятные плоды.
»

4 день

«
Сегодня было трудно, потому что мы планировали большое совместное мероприятие, игру за чертой города, на которую надо собрать кучу человек с детьми. Как всегда в таких случаях, лёгкий бардак в организации неизбежен и обычно все звонят всем. Тут пришлось названивать с помощью мессенджеров, к которым привыкли не все, а кто-то вообще, допустим, не включил мобильный интернет. В итоге, конечно, все разобрались и собрались, но это был совершенно ненужный геморрой.
»

5 день

«
Вот этот день сразу подстава. Мне очень, очень нужно созвониться с туроператором, который не отвечает на звонки в мессенджерах, а вести с ним переписку бесполезно (плавали, знаем). Именно сегодня мне надо обязательно позвонить и решить важный вопрос. Или мой отпуск накроется медным тазом. Приходится дополнительно покупать пакет звонков из мессенджера на другие номера, но это уже накладно. У меня уже оплачена связь GSM, зачем мне покупать только ради эксперимента то, что мне не нужно? Да, это копейки, но я негодую.
»

6 день

«
Сегодня мой ребёнок проснулся явно больным, и все эксперименты тут же закончились, потому что надо звонить в регистратуру, нашей медсестре и нашему врачу, а в режиме «самка защищает своего детёныша» немного не до экспериментов.
Остальное уже не касается попыток прожить без GSM, поэтому сразу вывод.
»

Выводы

Вывод, собственно, пока один: не трогай систему, которая работает. Надо успевать пользоваться всеми благами цивилизации, и если где-то мобильный интернет надёжен, а в какой-то компании все продвинутые, то это здорово. Стоит выехать за город или столкнуться с организациями, пока не столь продвинутыми в техническом плане, и вот уже без старой доброй сотовой связи никуда. А платить сразу и за IP-телефонию, и за «обычную» связь пока есть смысл не всем. Мне так точно это не надо.
В общем, пусть прогресс идёт как идёт. Когда-то круто было иметь пейджер, рано или поздно стандарт GSM себя исчерпает, но время его ещё не прошло.